Разработка практической работы по теме Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Практическая работа 4.1

Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Цель работы. Познакомиться с системой визуального объектно-ориентированного программирования Microsoft Visual Basic 2005 Express Edition.
Содержание работы.
Запустите систему Microsoft Visual Basic 2005 Express Edition [Программы – Microsoft Visual Basic 2005 Express Edition].
После запуска системы программирования введите команду [Файл – Создать] ([File – New project]).
В появившемся диалоговом окне Новый проект (New Project) выберите тип создаваемого проекта Приложение Widows (Windows Application) и в текстовое поле Имя (Name) введите название проекта, например Первый проект. Щёлкните по кнопке ОК.

После этого появится окно системы программирования, включающего несколько окон (смотри рис. 4.1.2 учебника, стр. 234)
Визуальное конструирование графического интерфейса проекта выполняется в окне Конструктор форм (Designer). Окно располагается в центре экрана (смотри активную вкладку Form1.vb [Design]*). Внутри окна расположена форма (в данном случае Form1), являющаяся основой графического интерфейса проекта (стандартным окном Widows). Размеры формы можно изменять как размеры объекта векторной графики – «растягиванием» левой кнопкой мыши.

Измените произвольно размер формы, увеличив её.

В левой части экрана располагается Панель объектов (ToolBox), которая может находиться в свёрнутом состоянии. Для развёртывания панели необходимо щёлкнуть левой кнопкой мыши по надписи ToolBox.
Панель объектов (ToolBox) содержит различные элементы управления: кнопки (Button), текстовые поля (TextBox), надписи (Label), флажки (CheckBox) и т.д.

Выберите на Панели объектов (ToolBox) элемент управления Надпись (Label). Выбор делается аналогично выбору инструмента при работе в графическом редакторе Paint.
Установите курсор в любое место формы и снова щёлкните левой кнопкой мыши, – в результате на форме появится надпись Label1.
Выберите на Панели объектов (ToolBox) элементы управления кнопку (Button) и текстовое поле (TextBox) и поместите их в любое место формы.

Размеры объектов и их расположение на форме можно изменять аналогично объектам векторной графики.

Разместите помещённые на форму объекты один под другим в следующей последовательности Label, Button, TextBox.
Сохраните проект. Для этого выполните команду [Файл – Сохранить всё] ([File – Save all]) и в окне Сохранение проекта (Save Project) нажмите кнопку Обзор [Browse].
В новом окне Расположение проекта [Project Location] укажите месторасположение своей папки и нажмите кнопку Открыть [Open]. В окне Сохранение проекта (Save Project) нажмите кнопку Сохранить [Save].
Закройте все окна.
Снова запустите систему Microsoft Visual Basic 2005 Express Edition.
Откройте файл Первый проект командой Файл – Открыть [File – Open Project]. Далее найдите месторасположение файла, активируйте имя файла (щёлкнув по имени мышкой) и нажмите кнопку Open.
Если форму не видно, то вызовите её двойным щёлчком кнопкой мыши по названию Form1.vb в окне [Solution Explorer], расположенном в правой верхней части экрана.

С формой связан программный код проекта, для редактирования которого служит окно Программный код (Code). Для вывода окна Программный код применяется команда [Вид – Код] ([View – Code]), а для обратного перехода в окно конструирования графического интерфейса Конструктор форм применяется команда [Вид – Конструктор] ([View – Designer]).

Выведите на экран окно Программный код. Обратите внимание, что текст программы был создан автоматически.
Верните окно Конструктор форм.

В правой нижней части экрана располагается окно Свойства (Properties). Окно содержит список свойств, относящихся к выбранному объекту (форме или элементу управления на форме). В левом столбце окна Свойства находятся название свойств, а в правом – их значения. Установленные по умолчанию значения могут быть изменены.

Активируйте форму, щёлкнув кнопкой мыши по синей полоске формы.
Найдите в окне Свойства (Properties) свойство Text и измените название формы Form1, дав ей имя Первый проект Фамилия (укажите свою фамилию в родительном падеже). Не забудьте нажать клавишу Enter после ввода имени формы.
Активируйте метку Label1 и в окне Свойства (Properties) измените значение свойства Text на Моя кнопка.
Активируйте кнопку Button1 и измените значение свойства Text на Фамилия (укажите свою фамилию в родительном падеже).
Аналогичным способом задайте свойство текстовому полю TextBox – ? класс (вместо знака вопроса укажите номер и литер своего класса).

Запуск проекта на выполнение производится командой [Отладка – Начать] ([Debug – Start]) или щелчком по кнопке Start Debugging, имеющей графический вид как воспроизведение у плеера. После запуска проекта система программирования переходит в режим выполнения проекта, в котором редактирование графического интерфейса или программного кода невозможно.
Для окончания выполнения проекта и перехода в режим конструирования проекта [design] можно применить один из трёх способов: 1) ввести команду [Отладка – Остановить отладку] ([Debug – Stop Debugging]); 2) щёлкнуть по кнопке Stop Debugging, имеющей графический вид как останов у плеера; 3) закрыть окно формы (кнопка закрытия окна Windows)

Запустите проект на исполнение, затем остановите процесс исполнения.
Поместите на форму объект Графическое поле (PictureBox).
Щёлкните левой кнопкой мыши по кнопке с тремя точками свойства Image.
В появившемся окне Select Resource нажмите кнопку Import и в появившемся окне файловой структуры диска найдите изображение компьютера. После чего нажмите сначала кнопку открыть, а затем ОК.
Подгоните графическое поле под размер изображения. Если есть необходимость, увеличьте или уменьшите размеры формы, переместите размещённые на форме объекты.

Окончательный графический интерфейс проекта может иметь следующий вид:

Выполните команду [Файл – Сохранить всё] ([File – Save all])
Закройте программу.

15