Рабочая программа учебной дисциплины Теория вероятности и математическая статистика 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Черемховский горнотехнический колледж им. М.И. Щадова»





УТВЕРЖДАЮ
Директор колледжа
__________ С.Н. Сычев
_____________20____год












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Теория вероятности и математическая статистика
математического и общего естественнонаучного цикла
основной профессиональной
образовательной программы по специальности
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

(заочное отделение)

















Черемхово, 2016

РАССМОТРЕНА
Цикловой комиссией
«Информатики и вычислительной
техники»
председатель
_______________Е.А. Литвинцева
_________________20_____ год
ОДОБРЕНА
Методическим советом колледж
протокол №___ от_________ 20____года
председатель МС
__________________ Е.К. Ващук







Рабочая программа учебной дисциплины Теория вероятности и математическая статистика разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Теория вероятности и математическая статистика, рекомендовано Экспертным советом по профессиональному образованию Протокол № _____ от _________ 20__г.



Рабочая программа предназначена для специальностей среднего профессионального образования технического профиля:
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)









Разработчик: Литвинцева Евгения Александровна – преподаватель специальных дисциплин информационного профиля ГБПОУ «ЧГТК им. М.И. Щадова»


















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины

9

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10




5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В
РАБОЧУЮ ПРОГРАМ 12



































1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теория вероятности и математическая статистика

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) (базовая подготовка, углубленная подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в профессиональной подготовке работников в области программирования компьютерных систем: 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), 09.02.03 Программирование в компьютерных системах при наличии основного общего или среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
вычислять вероятность событий с использованием элементов комбинаторики;
использовать методы математической статистики.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основы теории вероятностей и математической статистики;
основные понятия теории графов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 149 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 16 часов;
самостоятельной работы обучающегося 133 часов.




















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
149

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
16

в том числе:


практические занятия
8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
133

в том числе:


решение задач;
работа со справочной и дополнительной литературой;
выполнение заданий по учебнику.
50
50
33

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Теория вероятности и математическая статистика

Наименование разделов и тем

занятия
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4
5

Раздел 1. Элементы комбинаторики





Тема 1.1. Элементы комбинаторики

Содержание учебного материала




1
1
Упорядоченные выборки (размещения). Правило произведения. Размещения с повторениями. Размещения без повторений. Перестановки.
1
2




Домашняя работа: О-1 ст. 7-20 конспект





2
Неупорядоченные выборки (сочетания). Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями
1
2




Домашняя работа: О-1 ст.7-20 конспект




2
Практическое занятие №1
Вычисление вероятности события с использованием элементов комбинаторики.
2




Самостоятельная работа № 1 обучающихся
Работа со справочной и дополнительной литературой
25


Раздел 2. Основы теории вероятностей





Тема 2.1. Классическое определение вероятности

Содержание учебного материала




3
1
Понятие случайного события. Совместимые и несовместимые события. Полная группа событий. Равновозможные события. Общее понятие о вероятности.
1
2




Домашняя работа: О-1 ст.23-27





2
Классическое определение вероятности. Методика вычислен6ия вероятности событий пол классической формуле определения вероятности с использованием элементов комбинаторики.
1
2




Домашняя работа: О-1 ст.27-30




4
Практическое занятие № 2
Вычисление вероятностей событий по классической формуле определения вероятности.
2




Самостоятельная работа № 2 обучающихся
Работа со справочной и дополнительной литературой
25


Тема 2.2. Вероятности сложных событий

Содержание учебного материала

1



5
1
Противоположное событие. Вероятность противоположного события.

2




Домашняя работа: О-1 ст.44-46






Произведение событий. Сумма событий. Условная вероятность. Теорема умножения вероятностей.






Домашняя работа: О-1 ст.44-46





2
Независимые события. Вероятность произведения независимых событий. Вероятность суммы несовместимых- событий (теорема сложения вероятностей).






Домашняя работа: О-1 ст.46-48






Вероятность суммы совместимых событий. Формула полной вероятности. Формула Байеса.






Домашняя работа: О-1 ст.46-48





Практическое занятие № 3
Вычисление вероятностей сложных событий.
1




Самостоятельная работа №3 обучающихся
Выполнение заданий по учебнику
25


Тема 2.3. Схема Бернулли

Содержание учебного материала




6
1
Понятие схемы Бернулли. Формула Бернулли.

1

2





Домашняя работа: О-1 ст.53-57





2
Локальная и интегральная формулы Муавра – Лапласа в схеме Бернулли.






Домашняя работа: О-1 ст.59-64





Практическое занятие № 4
Вычисление вероятностей событий в схеме Бернулли.
1




Самостоятельная работа №4 обучающихся
Решение задач
20


Раздел 3. Основы математической статистики.





Тема 3.1. Основы математической статистики


Содержание учебного материала:




7
1
Понятие математической статистики. Вариационные ряды. Генеральная совокупность и выборка. Числовые характеристики вариационного ряда.
1
2




Домашняя работа: О-1 ст.73-77





Практическое занятие № 5
Использование методов математической статистики.
1




Самостоятельная работа №5 обучающихся
Решение задач
18


Раздел 4. Теория графов.





Тема 4.1. Основные понятия теории графов.

Содержание учебного материала:




8
1
Понятие графа. Понятие неориентированного и ориентированного графа. Способы задания графа. Матрица смежности. Путь в графе. Цикл в графе. Связный граф. Компоненты связности графа. Степень вершины. Теорема о сумме степеней вершин графа. Полный граф; формула количества рёбер в полном графе.
Эйлеровы графы. Теорема Эйлера (критерий эйлеровости графа).
1
2




Домашняя работа: О-1 ст.158-163





Практическое занятие № 6
Распознавание мостов и разделяющих вершин в графе.
Нахождение расстояния между вершинами в графе.
1




Самостоятельная работа № 6 обучающихся
Решение задач
20


Всего:
149















3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, маркерная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы

Для преподавателя:
Основные источники:
Кочетков,Е.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/Е.С. Кочетков, С.О. Смерчинская, В.В. Соколов. –М.: ИНФРА-М, 2012.
Спирина ,М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/ М.С. Спирина, П.А. Спирин. –М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
Канцедал, С.А. Дискретная математика: учебник/С.А. Канцедал.-М.: ИНФРА-М, 2011.
Гончарова, Г.А. Элементы дискретной математики: учебное пособие/ Г.А. Гончарова, А.А. Молчалин.-М.:ИНФРА-М, 2010.

Интернет-ресурсы:
1. Начало программирования: Форма доступа: http:www.ksu.ru/infers/volodin

Для студентов:
Основные источники:
Кочетков,Е.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/Е.С. Кочетков, С.О. Смерчинская, В.В. Соколов. –М.: ИНФРА-М, 2012.
Спирина ,М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/ М.С. Спирина, П.А. Спирин. –М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
Канцедал, С.А. Дискретная математика: учебник/С.А. Канцедал.-М.: ИНФРА-М, 2011.
Гончарова, Г.А. Элементы дискретной математики: учебное пособие/ Г.А. Гончарова, А.А. Молчалин.-М.:ИНФРА-М, 2010.

Интернет-ресурсы:
1. Начало программирования: Форма доступа: http:www.ksu.ru/infers/volodin
4. Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- вычислять вероятность событий с использованием элементов комбинаторики;
наблюдение за выполнением практической работы

- использовать методы математической статистики;
наблюдение за выполнением практической работы

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основы теории вероятностей и математической статистики;
наблюдение, оценка выполнения задания.

- основные понятия теории графов;
наблюдение, оценка выполнения задания.
































5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ



№ изменения, дата внесения, № страницы с изменением


Было


Стало


Основание:

Подпись лица, внесшего изменения











13PAGE 15


13PAGE 14515