Научная статья на тему: Компетентностный подход в обучении английскому языку в средних профессиональных учебных заведениях в ходе подготовки конкурентоспособного специалиста.


Компетентностный подход в обучении английскому языку в средних профессиональных учебных заведениях в ходе подготовки конкурентоспособного специалиста.
Грищук Алла Валерьевна
преподаватель ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум»
г. Рыбница
E-mail: HYPERLINK "mailto:allak5@mail.ru"allak5@mail.ru
Прежде чем приступить к анализу компетентностного подхода в целом, сперва нужно понять, что такое «компетенция» и «компетентность».
«Компетенция» - это обладание определенными знаниями, умениями и готовность для эффективной деятельности в конкретной ситуации.
«Компетентность» - это обладание учащимися определенной компетенцией и личностное отношение к данной компетенции и предмету деятельности.
Учебная дисциплина «Иностранный язык», в частности «Английский язык» можно считать компетентностным, потому как основа его содержания - это практическая деятельность, направленная на развитие коммуникативной компетенции. Предмет «Английский язык» обладает большим потенциалом для формирования всех компонентов коммуникативной компетенции – языкового, речевого, социокультурного, учебно-познавательного и компенсаторного.
Изучение английского языка является важным аспектом в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов. Возрастание роли иностранных языков объясняется расширением международных экономических связей, стремительным увеличением числа совместных предприятий, импорта оборудования и т.д.
В настоящее время доля востребованных специалистов с высоким уровнем знания иностранного языка неуклонно растет. В особенности эта тенденция наметилась в сфере международного экономического сотрудничества, так как практически все предприятия Приднестровской Молдавской Республики ведут активную работу с иностранными государствами по импорту сырья, оборудования и экспорту готовой продукции. Владение иностранным языком заметно повышает конкурентоспособность выпускника на рынке труда, поэтому задачей средних специальных учебных заведений является подготовка специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, навыками быстрой адаптации к условиям непрерывного обновления производства, методами усовершенствования организации трудовой деятельности.
Для реализации подобной цели педагогам необходимо уходить от традиционных методов обучения и подбирать качественно новые. Значительная роль в повышении качества подготовки специалиста отводится компетентностному подходу. Он представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает не просто овладение теоретическими знаниями, а овладение совокупностью необходимых компетенций для умелого практического применения этих самых знаний в ходе будущей трудовой деятельности специалиста.
Следует отметить, что абсолютно «некомпетентностных» методов работы педагога с учащимися не существует. Но, существуют формы работы, которые сами по себе не способствуют развитию основных профессиональных компетенций. К числу таких методов нужно отнести:
монолог преподавателя;
фронтальный опрос учащихся;
демонстрация фильма;
самостоятельная работа с учебником;
контрольная работа в её традиционном виде.
Компетентностными методами нужно назвать методы, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование. К числу таковых относятся:
постановка проблемы в контексте жизни учащихся;
организация внеаудиторной деятельности, как мощного мотивирующего фактора к изучению иностранного языка;
метода проектов;
метода дебатов;
игровая технология;
метод кейсов (case study);
работа в паре и группе;
использование Интернет-ресурсов и мультимедийных технологий.
Все вышеперечисленные компетентностные методы побуждают обучающегося к самостоятельному размышлению, анализу полученной информации устной или письменной форме. Основной формулой результата обучения должна служить формула не «Знаю, что…», а «Знаю как…».
Таблица 1.
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Основания для сравнения Традиционный подход Компетентностный подход
Цель обучения Передача теоретического материала, приобретение знаний, умений и навыков, составляющих содержание образования Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)
Формула результата образования «Знаю, что» «Знаю, как»
Характер образовательного процесса Репродуктивный Продуктивный
Доминирующий компонент процесса Контроль Практика и самостоятельная деятельность
Характер контроля учебного процесса Статистические методы оценки учебных достижений Комплексная оценка учебных достижений (портфолио)
Компетенции делятся на общие и профессиональные. Общие компетенции менее жестко привязаны к предмету либо объекту труда. Профессиональные же отражают профессиональную квалификацию и различаются по направлениям подготовки
Основным видом учебной работы студента является теоретическое обучение. Оно направлено на формирование основополагающих знаний, которые служат базой для формирования целого комплекса личностных и профессиональных компетенций выпускника среднего профессионального учебного заведения.
Занятия теоретического обучения можно разделить на занятия в аудитории (урок-лекция, практическое занятие) и самостоятельную внеаудиторную работу
Контроль и оценка общих и профессиональных компетенций как результатов образовательного процесса осуществляется в ходе текущего контроля успеваемости обучающегося, промежуточной аттестации и итоговой аттестации выпускников.
Компетентностный подход в обучении дает возможность обучающемуся получать образование в среде, имитирующей будущее рабочее место либо ситуации характерные выбранному роду деятельности. Такая обстановка помогает ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности в её огромном многообразии и применять на практике не только профессиональные, но и общие компетенции. Подобный подход в обучении действительно обеспечивает высокую эффективность и качество подготовки выпускников:
возрастает роль личностных качеств будущего работника, которые необходимы не только в качестве основы профессиональной культуры, но и качестве освоения профессиональной среды
формирование опыта профессиональной деятельности;
ориентировка преподавателя на организацию условий полноценной самостоятельной работы обучающихся;
активизация деятельности обучающегося направленной на освоение профессиональных компетенций.
Это качественно новый подход в образовании, который подразумевает создания новых методик обучения и новых методик контроля над эффективностью обучения. При планировании этапов урока необходимо детально продумывать и использовать только такие методы, чтобы деятельность студента имела не только учебное обоснование, но и жизненное применение. Чтобы обучающиеся понимали не толькото, что мы делаем, но и зачем мы это делаем.
Применение компетентностного подхода в преподавании иностранного языка помогает студентам реализовывать свои знания, умения, навыки, быстро и легко адаптироваться в любой профессиональной среде.
Библиографический список:
Андреев А. Знания или компетенции? Высшее образование в России. 2005 г.
Давыдов Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста. Москва, 2006 г.
Маслыко Е.А. «Настольная книга преподавателя иностранного языка», Минск «Вышэйшая школа», 1999г.
Щукин А.Н. «Обучение иностранным языкам», Москва Филоматис, 2006