Конспект урока физики в 9 классе на тему Применение законов динамики


Тема урока: “Движение тела под действием нескольких сил”
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся по разделу “Основы динамики”; формирование умений применять полученные знания к исследование видов движения;
развитие навыков анализа, логического мышления, умений строить алгоритм действий, необходимых для достижения желаемого результата; активизация самостоятельности мышления учащихся;
воспитание навыков объективности в оценивании умений отстаивать собственную точку зрения в процессе работы;
формирование интереса к предмету на основе связи с жизнью.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся
Метод проведения: метод исследовательских задач
Форма проведения: коллективно-групповая работа учащихся с элементами исследовательской работы.
Оборудование: портреты И. Ньютона и Г. Галилея, плакаты с различными видами движений, наклонная плоскость, блок с двумя связанными телами, тело на нити, грузы, динамометр, карточки-контроля, карточки с заданиями, фоторепродукция картины Пикассо “Девочка на шаре”.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация обучения
Учитель. Сегодня на уроке...(один ученик тянет руку). Что случилось, Саша?
418782537655500Ученик. А можно я стихотворение расскажу, то есть басню, ну пожалуйста.
Учитель. Ну рассказывай, если считаешь это необходимым.
Ученик рассказывает басню Крылова “Лебедь, рак и щука”
Учитель. Так что ты нам хотел сказать? Зачем ты нам ее рассказал?
Ученик. Как зачем, знаете почему они были на месте, потому что равнодействующая всех сил была равна нулю.
Учитель. Верно, Саша, результирующая сила равна нулю, поэтому “воз и ныне там”. А кому мы обязаны разгадке этой тайны.
Ученики. Исааку Ньютону.
Учитель. Верно, обобщая опыт Галилео Галилея и исследуя земное притяжение, Исаак Ньютон открыл свои три закона. И именно они дают нам возможность понимать движение тел в природе.
94996031750000289877539370000Обращаю внимание учащихся на портреты Ньютона и Галилея
Мглою мир было это окутано.
Да будет свет! И появился Ньютон!
Учитель. Вот так охарактеризовал деятельность Ньютона один из его современников. Законы Ньютона в принципе позволяют решить любую задачу механики. Что сегодня мы и будем с вами делать.
Сообщаю тему и цель урока.
3. Актуализация опорных знаний
Учитель. Сегодня все учащиеся класса объединены в группы. (Группы смешанного состава, то есть есть как сильные ученики, так и слабые) Каждая группа в течение урока будет получать задания, которые будут приносить определенное количество баллов. В конце урока у каждой группы должен набраться определенный капитал, который, во-первых, определит, умеет ли ваша группа использовать теорию, а, во-вторых, принесет каждому ученику оценку, которая будет играть решающую роль при выставлении оценки за тему.
Ученики размещены в классе уже по своим группам. Каждое задание получает капитан этой группы и распределяет, кто будет выполнять.
У каждой группы также есть карточка контроля, в которой каждый капитан по ходу урока выставляет баллы и фиксирует выступления каждого ученика группы.
Карточка контроля группы
320992516065500Капитан группы
Состав группы Количество баллов за задание
№1 №2 №3 №4 №5 “+” Сумма
1 2 3 4 5 6 7 8 Вся группа 1 задание. Дать содержательный ответ по вопросам.
• Сформулировать и объяснить понятие силы. Виды сил.
• Сформулировать и объяснить закон Ньютона.
• Сформулировать и объяснить ІІ закон Ньютона.
• Сформулировать и объяснить III закон Ньютона.
Учитель. За правильный ответ получаете 7 баллов, а ученика, который будет выступать, уважаемые капитаны, запишите в карточке контроля. Оценивать это задание буду я.
4. Формирование навыков и умений применения полученных знаний.
Учитель. Тема нашего урока “Движение тела под действием нескольких сил”. Поэтому ...
2 задание. Раскрыть теорию и показать где можно встретить определенный вид движения.
• Движение по горизонтальной плоскости.
• Движение по наклонной плоскости.
• Движение связанных тел.
• Движение на поворотах.
Каждая группа имеет свой вид движения, который она должна представить другим группам и обосновать его применение. Все группы внимательно слушают и выставляют баллы по следующим критериям:
• Наглядность 0-2 балла.
• Обоснованность 0-2 балла.
• Краткость 0-2 балла.
• Подтверждение опытами 0-2 балла
• Способность объяснять примеры из жизни 0-2 балла.
Максимально по каждому пункту можно набрать по 2 балла, то есть всего 10 баллов. Но группа-докладчик получает суммарное количество баллов от трех групп, то есть максимум – 30 баллов. Другие группы после выступления могут задавать вопросы, а содержательные ответы докладчика приносят дополнительно по 1 баллу.
После выступлений групп капитаны фиксируют полученное количество баллов и учеников, которые принимали участие в выполнении этого задания.
5. Закрепление полученных навыков.
Учитель. Вот мы с вами и увидели, как знание законов Ньютона и сил природы помогает нам работать с задачами в стандартных ситуациях. Но очень часто можно встретить задачи не похожие на те, которые мы решали на уроке. Капитаны наших групп подготовили свои группы, а готовы ли они сами действовать в нестандартных ситуациях. За решение следующих задач группы могут получить по 4 балла от каждой группы.
3 задание. Учащимся предлагаются задачи проблемного характера
Описать движение девочки на шаре с картины Пикассо “Девочка на шаре”.
Как узнать коэффициент трения кроссовка по дереву.
До каких пор можно сыпать сахар горкой, чтобы крупинки оставались в покое.
На аэродроме существовала некоторое время проблема столкновения самолетов с птицами. Почему это была проблема? Как она была устранена?
Капитанам дается 5 минут на подготовку задач. Максимально за задание могут получить 12 баллов. А пока работают другие члены групп.
4 задание. Блиц-опрос.
Каждой группе будет предложено 10 вопросов в течение 1 минуты. Если ученики не могут ответить на вопрос, она может его пропустить, а потом к нему вернуться. В карточку-контроля вносятся фамилии учащихся и количество правильных вопросов, каждый из которых приносит по одному баллу
І.. 1. Какой буквой обозначается ускорение? (а)
2. Какая сила возникает в результате деформации? (упругости)
3. В каких единицах измеряется сила? (Н)
4. Какой закон Ньютона объясняет покой тела? (первый)
5. К какому виду принадлежит вращения тела? (поворота)
6. Какой силе обязано тело при скольжении по наклонной плоскости? (части силы тяжести)
7. Что можно сказать об ускорение двух тел, связанных нитью перекинутой через блок? (они равны)
8. Формула силы тяжести.
9. Сила упругости направлена в сторону... (противоположную деформации)
10. Вектором или скаляром является масса. (скаляром)
II. 1. Какой буквой обозначается сила? (F)
2. В каких единицах в СИ определяется скорость? (м/с)
3. Какая сила возникает в результате движения одних тел относительно других? (трения)
4. Какой закон Ньютона отвечает за движение с ускорением? (второй)
5. К какому из видов относится движение маршрутки №110 по улице МЮДа? (по горизонтали)
6. Как направлены сила и ускорение если тело тормозит? (противоположно)
7. Формула силы упругости.
8. Какое направление имеет сила тяжести? (вниз)
9. В чем особенность скалярной величины? (определяется числом)
10. Почему “воз и ныне там” в басне Крылова? (сумма сил равна нулю)
III. 1. Какой буквой обозначается сила реакции опоры? (N)
2. В каких единицах обозначается коэффициент трения?
3. Когда возникает сила тяжести? (вследствие притяжения Земли)
4. Какой закон Ньютона отвечает за взаимодействие между телами? (третий)
5. Для чего используются неподвижные блоки? (для изменения направления силы)
6. Какая сила мешает движению? (трения)
7. Как направлены сила и ускорение когда тело ускоряется? (одинаково)
8. Формула сила трения.
9. Какое направление имеет сила реакции опоры? (вверх, перпендикулярно к поверхности)
10. Скаляром или вектором является сила? (вектор)
IV. 1. Какой буквой обозначается коэффициент трения? (µ)
2. В каких единицах измеряется масса в СИ? (кг)
3. Когда возникает сила веса? (когда тело давит на опору или растягивает подвес)
4. Какой закон Ньютона отвечает за равномерное движение? (первый)
5. Каково назначение незакрепленных блоков? (в результате выигрыша в силе проигрываем в расстоянии)
6. Формула второго закона Ньютона.
7. Как направлена сила трения? (против движения)
8. В чем особенность векторной величины? (имеет числовое значение и направление)
9. К какому виду относится движение детей на аттракционе? (поворот)
10. Как направлена сила натяжения нити или троса? (вдоль по тросу)
5 задание. Составить мини-сочинение с физическими ошибками по указанной ситуации:
• Движение по горизонтальной плоскости.
• Движение по наклонной плоскости.
• Движение связанных тел.
• Движение на повороте.
В течение минуты учащиеся составляют такое мини-сочинение. Затем по очереди читают его, а группы пытаются отыскать скрытые ошибки.
За каждую найденную ошибку группа получает по 1 баллу.
Для релаксации учеников после импульсивного работы предлагается...
6 задание. Назовите физические понятия, явления, свойства, которые содержат 4 буквы и соответствуют нашей теме.
Например: масса, сила, тело, блок, сумма, ноль, путь...
Группа, которая последняя называет слово получает дополнительные 4 балла, а за каждое дополнительное слово еще по 5 баллов.
6. Подведение итогов.
Для подведения итогов ученики обращаются к своим карточкам контроля.
Капитан считает суммарный капитал и распределяет его между учениками по факту участия в уроке каждого. Ученики получают соответствующие оценки.
Учитель. Сегодня мы с вами пытались увидеть красоту физических законов. А их красота заключается в области их применения. Теперь надеюсь, вам будет более знакомым наш мир и его явления и процессы. Биографы Ньютона рассказывают, что сначала, во время учебы в школе он учился очень плохо. А однажды его обидел лучший ученик класса. Тогда Ньютон решил, что самая страшная месть – это отнять у него место первого ученика. И действительно все способности, пока дремавшие, пробудились и Ньютон с легкостью затмил своего соперника. Начать изучать мир никогда не поздно. Для этого нужно лишь желание.
Радость видеть и понимать
является самым прекрасным даром природы.
А.Энштейн7. Домашнее задание.
Предлагаю ученикам составить контрольную работу по этой теме и решить ее.