Итоговый проверочный тест по истории России для СПО (базовый уровень)


Проверочный тест
по дисциплине История
Преподаватель Курочкин Валерий Викторович
Форма проведения: письменная (тест)
Темы для повторения
Восточные славяне.
Образование Древнерусского государства.
Время первых киевских князей.
Расцвет Киевской Руси.
Экономика Древней Руси.
Культура Древней Руси.
Основные феодальные центры.
Монголо-татарское нашествие.
Экспансия с Запада в XIII в.. Возвышение Москвы.
Культура Руси вXII-XV вв..
Образование Российского централизованного гос-ва..
Реформы Ивана Грозного.
Опричнина.
Внешняя политика в XVI в.. Культура России вXV-XVI в..
Смута.
Государственная власть в XVI в.. Церковь вXVI в..
Социальные движения в XVI в.. Внешняя политика в XVII в.. Культура России в вXVII..
Реформы Петра I.
Внешняя политика Петра I.
Россия в период дворцовых переворотов.
Внутренняя политика Екатерины II.
Внешняя политика Екатерины II.
Экономика России вXVIII в..
Культура России в XVIII в.. Правление Павла I.
Внутренняя политика Александра I.
Отечественная война 1812 г.. Декабристы.
Внутренняя политика Николая I.
Внешняя политика Николая I.
Общественное движение в середине XIХ в..
Экономика России в первой половине в..
Культура России в первой половине в..
Реформы Александра II.
Контрреформы Александра III.
Внешняя политика второй половины XIХ в..
Экономика России второй половины XIХ в..
Общественные движения во второй половине XIХ в..
Культура России во второй половине XIХ в..
Россия в начале XХ в..
Революция - 1905-1907гг.. Образование политических партий.
Третьеиюньская монархия.
Культура начала XХ в..
Россия в Первой мировой войне.
Революция 1917 г.. Приход большевиков к власти.
Гражданская война и интервенция.
НЭП.
Образование СССР.
Политическая жизнь в30 -50-е гг.. Сталинская модернизация.
Культура СССР в30-50-е гг.. Внешняя политика в 30-50-е гг.. Великая Отечественная война.
Тыл в годы войны.
Антигитлеровская коалиция.
СССР в 50-60 гг.. Начало Холодной войны.
Политические процессы в период оттепели.
Реформы Никиты Хрущева.
Внешняя политика в период оттепели.
Политическое развитие в годы застоя.
Экономические процессы в годы застоя.
Внешняя политика в годы застоя.
Культура в70-80-х гг.. Перестройка политические реформы.
Перестройка экономические реформы.
Внешняя политика в XХIв..
Распад СССР.
Политическое развитие России в XХIв.
Экономическое развитие России XХIв.
Внешняя политика в XХI.
Президентство Владимира Путина.
Президентство Дмитрия Медведева.
Россия в системе современных международных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
Данилов А. А., Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. - М., 2010.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в XX — начале XXI века. 11 класс. - М..2010..
Задания:
ВАРИАНТ I
Часть 1
1. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?
1)Куликовская битва
2)битва на реке Калке
3)первое упоминание в летописи о Москве
4)Невская битва
ОТВЕТ ______
2. Какой из перечисленных городов в XVII в. был центром морской торговли
России со странами Западной Европы?
1)Рига
2)Мурманск
3)Кронштадт
4)Архангельск
ОТВЕТ ______
3. Военно-морской флот появился в России
1)в середине XVI в.
2)в конце XVI в.
3)в первой четверти XVII в.
4)в конце XVII в.
ОТВЕТ ______
4. Какое из перечисленных литературных произведений повествует о нашествии Батыя на Русь?
1)«Сказание о погибели земли Рязанской»
2)«Повесть об Азовском сидении»
3)«Домострой»
4)«Задонщина»
ОТВЕТ ______
5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите исторического деятеля,
о котором идёт речь.
«Между древними князьями домонгольского периода после Ярослава никто
не оставил о себе такой громкой и доброй памяти. <…> Князь деятельный,
сильный волею, выдававшийся здравым умом посреди своей братии, князей
русских. Около его имени вращаются почти все важные события русской
истории во второй половине XI и первой четверти XII века».
1)Андрей Боголюбский
2)Владимир Святой (Красно Солнышко)
3)Всеволод Большое Гнездо
4)Владимир Мономах
ОТВЕТ ______
6. Кто из перечисленных лиц был сподвижником Петра I?
1)Г.А. Потёмкин
2) А.Х. Бенкендорф3)Б.П. Шереметев
4)А.Д. Меньшиков
ОТВЕТ ______
7. В 1812 гг. Россия вела военные действия против
1)Франции
2)Англии
3)Нидерландов
4)Дании
ОТВЕТ ______
8. Что из перечисленного было одной из причин образования Северного
и Южного обществ декабристов?
1)неудача вооружённого выступления на Сенатской площади
2)расправа с участниками «Народной воли»
3)незавершённость Великих реформ Александра II
4)потеря надежды на проведение реформ императором
ОТВЕТ ______
9. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите историческоесобытие, с которым непосредственно связано создание этого документа.
«Учиня Устав Воинский сухопутный, ныне, с помощиюБожиею, приступаем
к Морскому. <…> И понеже сие дело необходимо нужное есть государству
(по оной присловице, что всякой властитель, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которой и флот имеет, обе руки имеет),
того ради сей Морской Устав учинили».
1)Северная война
2)военная реформа Александра II
3)Крымская война
4)создание военных поселений
ОТВЕТ ______
10. Прочтите отрывок из международного договора и укажите его название.
«Российское императорское правительство уступает императорскомуяпонскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова
Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все
общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая
параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории.
Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях
на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений
и подобных военных сооружений. Равным образом они взаимно обязуются
не принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать
свободному плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском».
1)Конвенция о Ляодунском полуострове
2)Айгунский договор
3)Пекинский договор
4)Портсмутский мирный договор
ОТВЕТ ______
11. Кто из перечисленных лиц был меценатом?
1)С.И. Мамонтов
2)К.Д. Кавелин3)В.И. Даль
4)М.С. Щепкин
ОТВЕТ ______
12. Декрет о земле, принятый II Всероссийским съездом Советов, отменил
1)крепостное право
2)право частной собственности на землю
3)уравнительное землепользование
4)крестьянскую общину
ОТВЕТ ______
13. Что из перечисленного стало следствием вынужденного отказа руководства
СССР от продолжения политики создания системы коллективной
безопасности в Европе?
1)вступление СССР в Лигу Наций
2)заключение пакта Молотова – Риббентропа
3)создание Коминтерна
4)заключение Мюнхенского договора
ОТВЕТ ______
14. Варшава была освобождена от фашистов в ходе
1)Львовско-Сандомирской операции
2)операции «Уран»
3)Висло-Одерской операции
4)операции «Багратион»
ОТВЕТ ______
15. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите город, в районе
которого происходили описанные события.
«Кольцо окружения с каждым днём сжимается. Фашистское командование
посылает в "котёл" продовольствие и боеприпасы. Лётчики сбрасывают
"подарки" в контейнерах на парашютах… Я был свидетелем того, как
к городу, к "котлу", под прикрытием мессершмидтов приближалась большая
группа транспортных самолётов противника. Навстречу поднялись наши
истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные
самолёты… Теперь господство в воздухе принадлежало нам… Войска
71-й армии генерала И.М. Чистякова, действующие с запада, соединились
в районе посёлка Красный Октябрь и Мамаева кургана с частями 62-й армии,
разъединив отступающего противника на две изолированные группы…»
1)Смоленск
2)Курск
3)Сталинград
4)Орёл
ОТВЕТ ______
16. Что из перечисленного было одним из мероприятий экономической политики
СССР в период хрущевской «оттепели»?
1)принятие программы государственной поддержки фермерских хозяйств
2)»кукурузная» эпопея
3)отмена ограничений на размеры личных подсобных хозяйств колхозников
4)создание агропромышленных комплексов
ОТВЕТ ______
17. Что из перечисленного диктовало необходимость «перестройки» в СССР?
1)снижение темпов роста экономики страны
2)крах коммунистических режимов в странах Восточной Европы
3)массовые выступления рабочих в Москве
4)задача построения в СССР развитого социализма
ОТВЕТ ______
18. Какое из перечисленных событий жизни СССР произошло
раньше других?
1)»Перестройка»
2)издание постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда»
и «Ленинград»
3)принятие декрета «О ликвидации безграмотности»
4)высылка из СССР А.И. Солженицына
ОТВЕТ ______
19. Какой из перечисленных органов власти в ходе политического кризиса
в России в 1991 г. предпринял попытку отстранить Президента СССР
от должности?
1)Государственная Дума
2)Федеральное Собрание
3)Государственный комитет по чрезвычайному положению
4)Верховный Совет
ОТВЕТ ______
Часть 2
1. Расположите перечисленных исторических личностей в хронологическомпорядке их жизни и деятельности. Запишите цифры, которыми обозначены
исторические личности, в правильной последовательности.
1)Дмитрий Донской
2)Иван Грозный
3)Ярослав Мудрый
4)Владимир Святой (Красно Солнышко)
5)Петр I
ОТВЕТ __ __ __ __ __
2. Какие три из перечисленных событий (явлений) российской истории
относятся к XVII в.? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)введение бумажных ассигнаций
2)строительство флота
3)появление первых мануфактур
4)крещение Руси
5)начало промышленного переворота
6)новый календарь
ОТВЕТ __ __ __
3. Установите соответствие между историческими личностями и их
деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию второго столбца.
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЛИЧНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А) Малюта Скуратов 1)создание свода законов
Б) М.М. Сперанский 2)митрополит, венчавший Ивана IV на царство
В) Иван Фёдоров 3)участие в опричнине
Г) Г.К. Жуков 4)военачальник
5)книгопечатник
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТВЕТ

А Б В Г

4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного,
относятся ко второй половине XIX в.
1) гласный суд; 2) мировой посредник; 3) всесословная воинская повинность;
4) временнообязанное состояние; 5) стрелецкие полки; 6) винная монополия.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другомуисторическому периоду.
ОТВЕТ ____
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список
пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами,
выберите номер нужного элемента.
Международная организация Год (годы) образования Одна из стран - учредительниц организации
(А_______) 1955 г. Польша
НАТО (Б_______) Бельгия
(В________) 1991 г. (Г________)
Лига Наций Д(_______) (Е________)
Пропущенные элементы:
1)Организация Варшавского Договора (ОВД)
2)Турция
3)СЭВ
4)Великобритания
5)Белоруссия
6)1949 г.
7)1955 г.
8)СНГ
9)1919-1920 гг.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТВЕТ
А Б В Г Д Е
6. Назовите монарха, в период правления которого прошла первая военная реформа.
ОТВЕТ ___________________________.
7. Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два
суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми
они указаны.

1) Карикатура посвящена событиям конца 1920-1930-х гг.
2)Автор карикатуры поддерживает социально-экономическую модель советского общества, сложившуюся в период нэпа.
3)Политический деятель, изображённый на карикатуре, занимал пост министра иностранных дел.
4)Политический деятель, изображённый на карикатуре, участвовал в отстранении от власти Н.С. Хрущёва в 1964 г.
ОТВЕТ

Часть 3
1. В период правления Александра I в России были созданы военные
поселения. Укажите одну любую цель, которую преследовали создатели
военных поселений. Почему эта мера вызвала сопротивление у населения?
(Укажите любые две причины.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Петр I; 2) Александр Невский; 3) Николай II; 4) М.М. Сперанский
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности
и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по
каждому из названных направлений.
ВАРИАНТ II
Часть 1
1. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?
1)Ледовое побоище
2)Взятие Рязани Батыем
3)Полтавская битва
4)Невская битва
ОТВЕТ ______
2. Какой из перечисленных городов в XIII в. был центром торговли
Руси со странами Западной Европы?
1)Рига
2)Владимир
3)Новгород
4)Киев
ОТВЕТ ______
3. Регулярная армия появилась в России
1)в середине XVI в.
2)в конце XVI в.
3)в первой четверти XVII в.
4)в конце XVII в.
ОТВЕТ ______
4. Какое из перечисленных литературных произведений повествует о борьбе Руси с половцами?
1)«Сказание о погибели земли Рязанской»
2)«Слово о полку Игореве»
3)«Домострой»
4)«Задонщина»
ОТВЕТ ______
5.Прочтите отрывок и назовите исторического деятеля, о котором идёт речь.
«Не посрамим Земли Русской, ляжем тут костьми. Мертвые сраму не имут. Если побежим, осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе»
Дружинники ему отвечали: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим»
1)Святослав Храбрый
2)Владимир Святой (Красно Солнышко)
3)Всеволод Большое Гнездо
4)Владимир Мономах
ОТВЕТ ______
6. Кто из перечисленных лиц был сподвижником Екатерины II?
1)Г.А. Потёмкин
2) А.Х. Бенкендорф3)Б.П. Шереметев
4)А.Д. Меньшиков
ОТВЕТ ______
7. В 1877-1878 гг. Россия вела военные действия против
1)Франции
2)Англии
3)Нидерландов
4)Турции
ОТВЕТ ______
8. Что из перечисленного было характерно для взглядов славянофилов?
1)Россия и Западная Европа развиваются по одному пути
2)Петр I – прогрессивный правитель
3)У России свой, особый путь развития
4)Россия станет парламентской республикой
ОТВЕТ ______
9. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите историческоесобытие, с которым непосредственно связано создание этого документа.

1)Северная война
2)военная реформа Александра II
3)Отмена крепостного права
4)создание военных поселений
ОТВЕТ ______
10. Прочтите отрывок из международного договора и укажите его название.
«…отныне Россия не может держать военный и торговый флот на Черном море…».
1)Парижский мирный договор
2)Айгунский договор
3)Пекинский договор
4)Портсмутский мирный договор
ОТВЕТ ______
11. Кто из перечисленных лиц был составителем толкового словаря?
1)С.И. Мамонтов
2)К.Д. Кавелин3)В.И. Даль
4)М.С. Щепкин
ОТВЕТ ______
12. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов, провозглашал
1)мир без аннексий и контрибуций
2)заключение сепаратного мира
3)отказ России от участия в войне
4)продолжение Россиейвойны
ОТВЕТ ______
13. Что из перечисленного подтолкнуло правительство СССР к сотрудничеству с фашистской Германией?
1)вступление СССР в Лигу Наций
2)заключение пакта Молотова – Риббентропа
3)создание Коминтерна
4)заключение Мюнхенского договора
ОТВЕТ ______
14. Немецкое командование разработало план сражения на Курской дуге под названием
1)Операция «Цитадель»
2)операция «Уран»
3)Висло-Одерская операция
4)операция «Багратион»
ОТВЕТ ______
15. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите город, в районе
которого происходили описанные события.
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
1)Смоленск
2)Курск
3)Сталинград
4)Ленинград
ОТВЕТ ______
16. Что из перечисленного было одним из мероприятий внешней политики
СССР в период хрущевской «оттепели»?
1)мирное сосуществование с капиталистическими странами
2гонка вооружений
3)изоляция страны
4)создание системы коллективной безопасности
ОТВЕТ ______
17. Что из перечисленного не являлось причиной распада СССР?
1)снижение темпов роста экономики страны
2)крах коммунистических режимов в странах Восточной Европы
3)сепаратизм в союзных республиках
4)приход к власти М.С. Горбачева
ОТВЕТ ______
18. Какое из перечисленных событий жизни СССР произошло
раньше других?
1)»Перестройка»
2)запуск первого в мире искусственного спутника Земли
3)принятие декрета «О земле»
4)высылка из СССР А.И. Солженицына
ОТВЕТ ______
19. Какой из перечисленных органов власти в ходе политического кризиса
в России в 1991 г. объявил себя переходным правительством?
1)Государственная Дума
2)Федеральное Собрание
3)Государственный комитет по чрезвычайному положению
4)Верховный Совет
ОТВЕТ ______
Часть 2
1. Расположите перечисленных исторических личностей в хронологическомпорядке их жизни и деятельности. Запишите цифры, которыми обозначены
исторические личности, в правильной последовательности.
1)Александр Невский
2)Иван Грозный
3)Святослав Храбрый
4)Владимир Святой (Красно Солнышко)
5)Александр I
ОТВЕТ __ __ __ __ __
2. Какие три из перечисленных событий (явлений) российской истории не
относятся к XVII в.? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)введение бумажных ассигнаций
2)строительство флота
3)появление первых мануфактур
4)крещение Руси
5)начало промышленного переворота
6)новый календарь
ОТВЕТ __ __ __
3. Установите соответствие между историческими личностями и их
деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию второго столбца.
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЛИЧНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А) С.Ю. Витте 1)создание свода законов
Б) В.И. Ленин 2)введение винной монополии
В) А. Рублев 3)иконописец
Г) К.К. Рокоссовский 4)военачальник
5)расстрел семьи Романовых
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТВЕТ
А Б В Г
4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного,
относятся ко второй половине XIX в.
1) гласный суд; 2) мировой посредник; 3) всесословная воинская повинность;
4) временнообязанное состояние; 5) винная монополия. 6) стрелецкие полки
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другомуисторическому периоду.
ОТВЕТ ____
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список
пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами,
выберите номер нужного элемента.
Международная организация Год (годы) образования Одна из стран - учредительниц организации
ОВД (А________) Польша
НАТО (Б_____) Бельгия
(В______) 1991 г. (Г______)
Лига Наций (Д______) (Е______)
Пропущенные элементы:
НАТО
Турция
СЭВ
Великобритания
Белоруссия
1949 г.
1955 г.
СНГ
1919-1920 гг.
10) Организация Варшавского договора (ОВД)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТВЕТ
А Б В Г Д Е
6. Назовите монарха, в период правления которого в России были введены рекрутские наборы.
ОТВЕТ ___________________________.
7. Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два
суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми
они указаны.

Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)На карикатуре изображён политический деятель, пришедший к власти в Германии в 1933 г.
2)На карикатуре отражены события, произошедшие в период коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
3)Все удары Красной армии, образно показанные на карикатуре, были нанесены в зимний период.
4)В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, уже был открыт Второй фронт во Франции.
5)В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, союзники СССР действовали против Германии и её союзников в Северной Африке.
ОТВЕТ
Часть 3
1. В период правления Александра II в России была введена всеобщая воинская обязанность. Укажите одну любую цель, которую преследовало правительство. Почему эта мера позволила России получить мобильную боеспособную армию?
(Укажите любые две причины.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из
них ОДНОГО и выполните задания.
1) Екатерина II ; 2) Александр II; 3) Петр I; 4) В.И. Ленин
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности
и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по
каждому из названных направлений.
Ключ к тесту
Часть I
В-1 В-2
1. -3 1.-2
2. -4 2.-3
3.-3 3.-1
4. -1 4.-2
5. -2 5.-1
6. -4 6.-1
7.-1 7.-4
8.-4 8.-3
9.-1 9.-3
10.-3 10.-1
11.-1 11.-3
12.-2 12.-1
13.-4 13.-4
14.-3 14.-1
15.-3 15.-4
16.-2 16.-1
17.-1 17.-1
18. -3 18.-3
19.-3 19.-3
Часть II
В-1 В-2
1.-41325 1.-34125
2.236 2.-134
3.А Б В Г 3.А Б В Г
3 1 5 4 1 5 3 4
4.-5 4.-6
5.А Б В Г Д Е 5.А Б В Г Д Е
1 6 8 5 9 4 7 6 8 5 9 4
6.– Иван Грозный 6.- Петр I
7.- 1 3 7.- 1 2
Критерии оценки:
Время выполнения работы – 2 часа 30 минут.
Максимальное число баллов –43
(Часть I – 1 балл за правильный ответ, максимум – 19)
(Часть II – 2 балла за правильный ответ, максимум – 14)
(Часть III – 5 баллов за правильный ответ, максимум – 10)
Оценка «5» - 34 балла (80 %)
«4» - 25 баллов (60 %)
«3» - 17 баллов (40 %)
Преподаватель _______________