Бинарный урок Рождение новой европейской науки


Тема : Рождение новой европейской науки.
Цель: Сформировать у обучающихся представление о развитии европейской науки.
Задачи: Вызвать интерес к изучению физики и биографиям великих людей науки.
Развивать умения работать с историческими документами, делать выводы, иметь свою точку зрения.
На примерах жизни великих ученых, воспитывать мужество, волю, смелость.
Оборудование: ПК, историческая карта, карточки.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
План урока:
Ход урока Содержание работы учителя Содержание работы детей.
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний .а) беседа
б) повторение.
в) самостоятельная работа
III. Изучение нового материала.
а) работа с источником
б) беседа
в) работа с ЭОР
IV.Закрепление.
а) работа в парах
б) тестирование
в) решение задач?
V.Рефлексия
VI.Домашнее задание. Итоги.
Учитель истории.
Сообщение темы и цели урока, постановка проблемного вопроса
«Почему в начале Нового времени усилился интерес человека к окружающему миру?» (Слайд)
Вспомните, какие представления о мире существовали у европейцев в эпоху Средневековья?
Из ранее изученного, вы знаете, что в начале XV – XVIвв.были сделаны Великие Географические открытия, европейцы встретили новые миры. Все больше стал проявляться интерес к земной жизни.
Покажите на карте материки, открытые в начале Нового времени.
Покажите путь кругосветного путешествия, совершенного Фернаном Магелланом.
Назовите новые изобретения и усовершенствования
Учитель физики: кроме этого не менее интересны были и другие изобретения.
Задание: Попробуйте подписать предметы, изображенные на листе и которые тоже стали важными изобретениями. (Приложение1)
компас, механические часы, термометр
Первоначально компас назывался «Буссоль» прибор, который помогал морякам следить
за курсом корабля. Стрелки буссоли всегда показывали на север. Известен с XIII века. В Новое время европейцы усовершенствовали этот прибор и он получил название «компас».
К концу XVв.- началу XVIв. относятся самые первые упоминания об изготовлении часов с пружинным двигателем, который открыл путь к созданию карманных механических часов.
Идея создания жидкостного термометра принадлежит Галилео Галилею (1564-1642г.),
который обнаружил, что плотность жидкости увеличивается при снижении температуры и уменьшается при её повышении. Каждая из стеклянных капсул в термометре "Галилео" точно взвешена. Вес каждого шарика рассчитан на определенную плотность жидкости, которая и соответствует конкретной температуре. Шары поочередно медленно погружаются, когда температура повышается, и всплывают, когда жидкость в термометре охлаждается. Термометр "Галилео" заполнен жидкостью, которая не содержит экологически опасных веществ.
Учитель истории: Все перечисленное нами повлияло на то, что в XVII в. за человеческим разумом стали признавать возможность понять и объяснять мир.
Учения Н. Коперника, Д.Бруно, Г.Галилей, И.Ньютона выводят человека на новую ступень знаний о Вселенной.
Перед вами на партах лежат биографические данные об этих ученых (приложение 2) изучите их и заполните два первых столбца таблицы «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество» (Приложение 3)
-Что удивило вас в биографиях ученых?
- Что вызвало восхищение?
- Достойны ли эти люди , славы в веках?
Учитель физики:
Продолжим заполнение двух оставшихся столбцов таблицы «Основные идеи, открытия», «Влияние на формирование взглядов»
Открытия ученых имели огромное значение
Для науки, для мировоззрения людей.
Учитель истории:
На партах приготовлены кроссворды.
(Приложение 4)
Тест:
1. В честь какого учёного на месте его казни был поставлен памятник?
а) Галилей Галилея б) Джордано Бруно в) Исаак Ньютон г) Николай Коперник
2. Кто из учёных совершил переворот в науке, первым отказавшись от учения о неподвижности Земли?
а) Джордано Бруно б) Галилей Галилео в) Николай Коперник г) Исаак Ньютон
3. Кому принадлежит изречение: «А все-таки она вертится!» _____________________
4.Выберите один правильный ответ. Бурное развитие естественных наук в Европе происходило в … веках:
а)  XII- XIII б) XIII-XIV в)  XVI-XVII
Учитель физики:
Учитель истории: Вернемся к проблемному вопросу «Почему в начале Нового времени усилился интерес человека к окружающему миру?»
Вывод: В XVI – XVIIIвв. Происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознании. На этой основе складываются представление о Вселенной.
Учитель физики: Выскажите свои впечатления о прошедшем уроке.
Подготовить сообщение об одном из ученых.
Запись числа, темы в рабочую тетрадь.
Примерный ответ: В эпоху средневековья люди были очень религиозны, они жили с мыслью о вечном, о душе. Наука опиралась на мысли великих ученых древности таких, как Гиппократ, Архимед. Земля неподвижна, а Луна и все планеты , Солнце движутся вокруг неё.
Работа с исторической картой.
Примерный ответ:
Книгопечатание, помпа, мушкет, новый вид каравеллы, ветряные мельницы.
Выполнение задания
Работа с таблицей.
Примерный ответ: Упорный труд, самоотверженность, непреклонность ит.д.
Превосходное образование, твердость своих взглядов и т.д.
Да, эти люди достойны всенародной памяти.
Выбирают из прослушанной лекции под руководством учителя информацию для таблицы.
Решение кроссвордов.
Выполнение теста.
Взаимопроверка теста
(приложение 5)
Примерный ответ: Великие географические открытия раздвинули границы мира, дали новые знания о шарообразности земли, росла потребность в научных знаниях.
Ответы детей.
Приложение 1.
__________________________
________________________________
____________________________________
Приложение 2.
ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600)
Родился в маленьком итальянском городе у города Нола, недалеко от Неаполя. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 г. принял монашество и вступил в доминиканский монастырь.
Много занимался самообразованием и вскоре проникся атеистическими взглядами.
В 1756 г. Бруно был обвинён в ереси, порвал с монашеством и бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии. Переезжая из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов.
С 1579 г. жил во Франции, читал лекции по астрономии в Тулузском и Парижском университетах. В 1583 г. переехал в Англию, в 1585 г. переселился в Германию, где странствовал по разным городам, пропагандируя своё мировоззрение. В 1592 г. по доносу венецианского аристократа Мочениго, пригласившего его в Венецию, Бруно был предан суду инквизиции. 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен в Риме на площади Цветов. В 1889 г. в Риме на месте казни Джордано Бруно был установлен памятник.
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (1564-1642)
Галилей родился в 1564 году в городе Пиза (Италия) в знатной, но обедневшей дворянской семье. Начальное образование он получил в монастыре, где считался одним из лучших учеников.
В 17 лет Галилей поступил в Пизанский университет, где три года изучал медицину, геометрию, философию, математику. Будучи не в состоянии оплатить обучение, вернулся во Флоренцию, где познакомился с маркизом Монте. Именно он содействовал поступлению Галилея в Болонский университет на работу преподавателем математики.
Затем в биографии Галилея проходило преподавание в Пизанском, а позже в Падуанском университете. В 1632 году он издал книгу «Диалог о двух главнейших системах мира», в которых отстаивал учение Коперника и опровергал систему Птолемея. За эту книгу он был привлечен церковью к суду, на котором его, тогда уже старого человека, заставили публично отречься от своих убеждений. Позже люди сложили легенду, что после слов отречения, встав с колен, ученый воскликнул: « А все-таки она вертится!»
ИСААК НЬЮТОН (1643-1727)
  Талантливый английский физик, известный математик, знаменитый астроном и гений в механике, один из легендарных создателей базовой, классической физики, почётный член, а затем и президент Лондонского королевского общества.
В детстве Исаак Ньютон был тихим, неприметным, задумчивым увальнем. В школу его отдали поздно, в классе он малоспособным учеником – предметом насмешек одноклассников. К 14 годам у него проявился интерес к науке. С этого момента наука стала главным занятием его жизни. В 1661 году , он начал учиться в Кембридже, где позже получил кафедру математики. Он был самым молодым профессором в университете. В 1665г. Ньютон получил степень бакалавра. В это время в Англии свирепствует чума. Молодой ученый уезжает на родину, в деревню Вулсторн, где живет около двух лет. Это были годы удивительных открытий. Ньютон стал академиком, не достигнув ещё и 30 лет. Открытия Ньютона имели огромное значение как для науки. Так и для мировоззрения людей.
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473-1543)
В маленькой башне крепостной стены, окружавшей собор в Фромборке, 30 лет жил одинокий тихий человек – великий польский астролог. Николай Коперник получил прекрасное образование, учился в Краковском университете и университетах Италии, изучал живопись, математику, философию, физику, греческий язык, астрономию, юридические науки, медицину. Эти годы превратили его в исследователя., стремящегося познать законы развития Вселенной. 30 лет наблюдал Коперник небесные светила с помощью простых приспособлений. Свои знания он решился оставить людям. В 1543 г. была напечатана его книга «О вращении небесных тел» . Когда 23 мая 1543 г. друзья привезли ему книгу, он был уже при смерти. Сегодня никто не знает, где могила Николая Коперника, но его книга осталась. Учение нашло своих последователей.
Приложение 3.
Ученые Страна Основные идеи, открытия Влияние на формирование
взглядов
Кроссворд. Приложение 4.
1.Ученый XVIIв., которого Ньютон назвал великим.
2. Польский астроном, первый отказавшийся от учения о неподвижности Земли.
3. Публичный спор или обсуждение научной темы.
4. Ученый XVI в., сожженный по приговору инквизиции.
5. Великий английский ученый, физик, математик, астроном.
3. 1. 2. 5. 4. Приложение 5 .
Ответы к тесту
Б
Г
Галилео Галилей
В
Приложение 1.
________________Часы__________
____Термометр_____________
___Компас____________________
Приложение 2.
ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600)
Родился в маленьком итальянском городе у города Нола, недалеко от Неаполя. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 г. принял монашество и вступил в доминиканский монастырь.
Много занимался самообразованием и вскоре проникся атеистическими взглядами.
В 1756 г. Бруно был обвинён в ереси, порвал с монашеством и бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии. Переезжая из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов.
С 1579 г. жил во Франции, читал лекции по астрономии в Тулузском и Парижском университетах. В 1583 г. переехал в Англию, в 1585 г. переселился в Германию, где странствовал по разным городам, пропагандируя своё мировоззрение. В 1592 г. по доносу венецианского аристократа Мочениго, пригласившего его в Венецию, Бруно был предан суду инквизиции. 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен в Риме на площади Цветов. В 1889 г. в Риме на месте казни Джордано Бруно был установлен памятник.
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (1564-1642)
Галилей родился в 1564 году в городе Пиза (Италия) в знатной, но обедневшей дворянской семье. Начальное образование он получил в монастыре, где считался одним из лучших учеников.
В 17 лет Галилей поступил в Пизанский университет, где три года изучал медицину, геометрию, философию, математику. Будучи не в состоянии оплатить обучение, вернулся во Флоренцию, где познакомился с маркизом Монте. Именно он содействовал поступлению Галилея в Болонский университет на работу преподавателем математики.
Затем в биографии Галилея проходило преподавание в Пизанском, а позже в Падуанском университете. В 1632 году он издал книгу «Диалог о двух главнейших системах мира», в которых отстаивал учение Коперника и опровергал систему Птолемея. За эту книгу он был привлечен церковью к суду, на котором его, тогда уже старого человека, заставили публично отречься от своих убеждений. Позже люди сложили легенду, что после слов отречения, встав с колен, ученый воскликнул: « А все-таки она вертится!»
ИСААК НЬЮТОН (1643-1727)
  Талантливый английский физик, известный математик, знаменитый астроном и гений в механике, один из легендарных создателей базовой, классической физики, почётный член, а затем и президент Лондонского королевского общества.
В детстве Исаак Ньютон был тихим, неприметным, задумчивым увальнем. В школу его отдали поздно, в классе он малоспособным учеником – предметом насмешек одноклассников. К 14 годам у него проявился интерес к науке. С этого момента наука стала главным занятием его жизни. В 1661 году , он начал учиться в Кембридже, где позже получил кафедру математики. Он был самым молодым профессором в университете. В 1665г. Ньютон получил степень бакалавра. В это время в Англии свирепствует чума. Молодой ученый уезжает на родину, в деревню Вулсторн, где живет около двух лет. Это были годы удивительных открытий. Ньютон стал академиком, не достигнув ещё и 30 лет. Открытия Ньютона имели огромное значение как для науки. Так и для мировоззрения людей.
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473-1543)
В маленькой башне крепостной стены, окружавшей собор в Фромборке, 30 лет жил одинокий тихий человек – великий польский астролог. Николай Коперник получил прекрасное образование, учился в Краковском университете и университетах Италии, изучал живопись, математику, философию, физику, греческий язык, астрономию, юридические науки, медицину. Эти годы превратили его в исследователя., стремящегося познать законы развития Вселенной. 30 лет наблюдал Коперник небесные светила с помощью простых приспособлений. Свои знания он решился оставить людям. В 1543 г. была напечатана его книга «О вращении небесных тел» . Когда 23 мая 1543 г. друзья привезли ему книгу, он был уже при смерти. Сегодня никто не знает, где могила Николая Коперника, но его книга осталась. Учение нашло своих последователей.
Приложение 3.
Ученые Страна Основные идеи, открытия Влияние на формирование
взглядов
Николай Коперник
Польша Земля вращается вокруг солнца, и вокруг своей оси. Свои знания решился оставить людям, написав книгу «О вращении небесных тел»
Джордано Бруно
Италия Вселенная не имеет ни конца , ни края, она безмерна и бесконечна. Она не имеет центра – ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира. Вселенная – существует вечно и исчезнуть не может. Посеял сомнения в истинности религиозного учения
Галилео Галилей
Италия Открыты новые звезды- Спутники Юпитера, которые сделаны с помощью телескопа. Сформулировал законы падения тел, движения маятника. Работы в печатном издании «Звездный вестник». Книга «Диалоги о двух системах мира»
Исаак Ньютон
Англия Закон всемирного тяготения, закон механического движения и распространения света, оптическая лаборатория, построил маленький зеркальный телескоп. Приблизил к людям мир звезд
Кроссворд. Приложение 4.
1.Ученый XVIIв., которого Ньютон назвал великим.
2. Польский астроном, первый отказавшийся от учения о неподвижности Земли.
3. Публичный спор или обсуждение научной темы.
4. Ученый XVI в., сожженный по приговору инквизиции.
5. Великий английский ученый, физик, математик, астроном.
3.Д 1.Г а л и л е о с 2.К о пе р5.Н и к
у ьт ют 4.Б ру но н