Конспект урока по истории на тему Становление новой России(11 класс)


Тема урока: Становление новой России.
Цель урока: оценить роль и значение событий 1992 — 1993 гг. для формирования основ социально-экономического и политического строя современной России.
Задачи урока:
Охарактеризовать замыслы радикального реформирования общества и реализацию этого политического курса новым российским правительством;
Выделить возможные критерии оценки результатов «шоковой терапии» в России;
Дать сравнительную характеристику радикально-реформаторского и эволюционного подходов к проведению преобразований, проанализировать их проявление в процессе становления новой России;
Раскрыть сущность политического кризиса власти осенью 1993 года, оценить расстановку сил в противостоянии между президентом и Верховным Советом РСФСР, описать ход событий. Охарактеризовать итоги борьбы для становления новой государственности в России;
Рассмотреть основные особенности российской многопартийности в период проведения выборов в конце 1993 года.
Тип урока: комбинированный.
Форма изложения материала урока:- беседа по вопросам и заданиям с элементами лабораторно-практической работы с текстом учебника(п.40) документальным материалом и видеоматериалом.
План урока
Организационный момент.
Повторение раннее изученного материала.
Изучение нового материала.
Реформирование экономики: «шоковая терапия».
Президент и Верховный Совет: противостояние властей.
Политический кризис осени 1993 года.
Выборы в Федеральное собрание в конце 1993 года.
Закрепление.
Домашнее задание
Итог урока.
Основные понятия: «шоковая терапия», либерализация цен, ваучер, приватизация, президентская республика, парламентская республика, мажоритарная система выборов, пропорциональная система выборов, партия вождистского типа, электорат.Исторические личности: Б.Н. Ельцин, Г.А. Явлинский, Е.Т. Гайдар, В.С. Черномырдин, А.В. Руцкой, Г.А. Зюганов. В.В. Жириновский.
Оборудование: учебник «Россия и мир.11 класс» О.В. Волобуев, В.А. Клокова, М.В. Рогожкин .- М., Дрофа, 2008., видео «Риановости. Осень 1993год», ПК, экран, рабочие листы с вопросами, заданиями, Хрестоматия  по истории России с древнейших времен до наших дней./ Сост. .А.С. Орлов и др. М., 2000г.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Орг. момент
2.Повторение ранее изученного.
3.Изучение нового материала
Реформирование экономики: «шоковая терапия».
Президент и Верховный Совет: противостояние властей.

Выборы в Федеральное собрание.
4.Закрепление изученного материала.
5.Дом. задание.
6.Итог урока.
Слайд 1
Изучение российской истории ХХ века – это ключ к пониманию  современной России и ее взаимоотношений с миром в целом. Именно это столетие, самое драматичное и короткое в истории человечества. Оно как зеркало отражает все ошибки и заблуждения российского общества и его лидеров.
Сергей Соловьев.
Работа по карточкам у доски (Приложение 1).
остальные выполняют тестовые задания.
Слайды 2-8
Выполнение тестовых заданий устно.
Проверка выполненных заданий у доски.
Слайд 9
Постановка целей и задач урока совместно с учащимися.
- Осенью и зимой 1991-1992 года Россия столкнулась с первостепенно важными задачами государственного строительства. Продолжите мысль. После распада СССР новой России предстояло решить следующие стратегические задачи….
- Какие задачи стояли перед новым государством?
- Назовите цель нашего урока. (Каким образом руководство страны решало вопросы государственного устройства, социально-экономического и духовного возрождения).
Рассказ учителя
 В момент распада СССР у Российской Федерации не было границ, утвержденных договорами с соседними государствами. Не было таможенной и пограничной служб. Только 7 мая 1992 г. Президент России Б. Н. Ельцин подписал указ о создании российских Вооруженных сил. До этого момента у России не было армии и флота. Однако главной проблемой и самой страшной угрозой был распад потребительского рынка. Хотя в 1991 г. был собран лучший за несколько лет урожай, закрома государства были пусты — хозяйства придерживали зерно. Пусты были и прилавки магазинов. Наступала зима, и приходилось опасаться голода.
Слайд 10
Экономический кризис сконцентрировал основное внимание Президента Ельцина и правительства на экономических проблемах. Таким образом, Б. Н. Ельцин получал власть, делавшую его почти самодержавным правителем, но на четко определенный и довольно короткий срок — до 1 января 1993 г.      Слайд      Содержанием реформ, проводившихся в начале 1990-х гг., стал перевод экономики на рыночные рельсы. Была сделана ставка на быструю реформу. Ельцин на V Съезде народных депутатов выступил с таким прогнозом: «Хуже всего будет примерно полгода, затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами. А к осени 1992 г., как я обещал перед выборами, — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей».
Проводить в жизнь рыночную реформу должно было сформированное Ельциным 10 ноября 1991 г. правительство. Экономический блок в новом правительстве возглавил молодой доктор экономических наук, известный публицист Е. Т. Гайдар. Слайд 12
Слайд 13
Работа с документом.
- Проанализируйте фрагмент документа. Из указа Президента РСФСР Б.Н. Ельцина «О мерах по либерализации цен» (3 декабря 1991 года).
Объясните значение понятия «либерализация цен».
Слайд 14
Рассказ учителя:
- 29 января 1992 года президент издал указ «О свободе торговли». Согласно указу каждому, кто собирался заняться предпринимательством в сфере торговли, предоставлялись равные права. Рост количества торгово-посреднических операций происходил на фоне резкого снижения объема промышленного производства и падения престижа производственного труда. Этот указ фактически легализовал предпринимательство в форме торговли, и привел к тому, что множество людей занялось торговлей.
- Общество реагировало на реформы по- разному.
Просмотр видео «Мнение граждан о реформах».
Рассказ учителя:
- Согласно опросам общественного мнения, осень 1991 года около 47% опрошенных были готовы ради будущего процветания России и изобилия потребительских товаров терпеть на начальном этапе реформ и безработицу, и рост цен, и временное снижение уровня жизни.
Только 17,8% были не согласны с такими лишениями.
Слайд 15
Работа с дополнительным материалом по группам.
( Приложение 2)
- Соответствовали ли замыслы экономистов-рыночников результатам преобразований?
Слайд 16
Работа с материалом учебника (п.40, пункт 1 стр. 276-278)
- Используя информацию учебника, охарактеризуйте процесс приватизации в России.
- Почему реформы 1992 года получили название «шоковая терапия»?
- Чем объяснить противоречивый характер результатов экономических преобразований?
Беседа с учащимися.
 В 1992 г. в России сложилась обстановка нарастающего кризиса. Это стимулировало активность политиков, выступавших против курса Президента Б. Н. Ельцина. Что вызывало недовольство народа? Правильно, обещания президента к осени 1992 года стабилизировать экономику не выполнены.
В ходе осуществления экономических реформ, анализа их противоречивых результатов выработались два основных подхода к перспективам преобразований.
Слайд 17
Выполнения задания №3 в рабочем листе с использованием материала учебника с. 278-279.
Слайд 18
Кризис отношений между Президентом и парламентом затягивался. Выход из ситуации нашел председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, выступивший с призывом к компромиссу и немедленным консультациям. 12 декабря Съезд принял постановление «О стабилизации конституционного строя» из 9 пунктов, согласно которому на 11 апреля назначался референдум по основным положениям новой Конституции, а принятые поправки к Конституции «замораживались». Проблемный вопрос:
- Как вы считаете, почему возникла необходимость принятия новой Конституции страны? Конституция перестала соответствовать реальным экономическим, социальным и политическим условиям жизни: разные виды собственности, новые социальные слои, изменился характер общественного строя, появился институт президентства, идеологическое многообразие, многопартийность.
Слайд 19
Референдум состоялся, и участие в нем приняли около 64% избирателей. За доверие Президенту высказались 58,7% от числа участвовавших в голосовании. За одобрение социально-экономической политики — 53%. Предложения о досрочном прекращении полномочий Президента и депутатов не прошли. Жители России требовали от власти продолжения работы и поиска компромисса.
Рассказ учителя            Президент Ельцин расценил итоги референдума как свой политический выигрыш и подтверждение большей легитимности Президента, чем Съезда народных депутатов. Президент Ельцин и его сторонники стремились к расширению президентских властных полномочий, а Верховный Совет — к их ограничению. Принятие новой Конституции, закрепляющей рыночный и демократический пути развития России, было прерогативой Съезда народных депутатов. Председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов и его сторонники не видели смысла в изменении устройства власти.
Слайд 20
Рассказ учителя      В августе Ельцин заявил о «решительных мерах», которые придется применить для утверждения новой Конституции. Он пообещал также, что решительные события произойдут в сентябре.
Работа с документами по группам.(Приложение 3)
- Ребята, у каждой группы есть документы, в которых нужно найти подтверждение или опровержение данного конфликта.
1 группа. Из президентского указа «о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (21 сентября 1993 года).
2 группа. Из обращения Президиума Верховного Совета Российской Федерации.
3 группа. Из стенограммы совещания судей Конституционного суда (21 сентября 1993 года).
Эти документы еще больше обострили ситуацию.
Просмотр видеофильма о событиях, произошедших в Москве осенью 1993 года.
Слайд 21
- Чем закончился конфликт Бориса Ельцина с Верховным Советом?
Действия Президента Б.Н. Ельцина в этой ситуации были незаконны с точки зрения действовавшей на тот момент Конституции РСФСР, но легитимны с учетом поддержки действий Президента на референдуме в апреле 1993 г.
Рассказ учителя.
Слайд 22
12 декабря 1993 года состоялись выборы в новый законодательный орган России - Федеральное собрание. Выборы проводились по избирательным округам и по партийным спискам.
25% - ЛДПР (лидер В.В.Жириновский), 15% - блок «Выбор России» (лидер - Е.Т. Гайдар), % - КПРФ (лидер Г.А.Зюганов). В целом дума по своему составу склонялась к сдержанной оппозиционности по отношению к президенту и правительсту.
Беседа.
- Какие задачи были решены новой властью в 1991-1993 году?
 Силовое решение конфликта между Президентом и парламентом исчерпало кризис двоевластия. Эпоха 1991—1993 гг. была переходной: основной ее смысл заключался в устранении всех значительных сил и органов власти, которые могли бы способствовать реставрации СССР или сохранению советского строя в рамках России. К концу 1993 г. эта задача была новой властью решена. 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ. Она закрепляла основные юридические положения нового государства, наделяла огромными полномочиями президента, давая ему явный перевес над парламентом. Эта конституция является и поныне действующей в нашей стране.
Слайд 23
Слайд 24
В России не утихают споры о времени Бориса Ельцина, о нем самом. Все это – дань той существенной роли, которую сыграл Ельцин в судьбе современной России. «В своей жизни я сделал самое главное – Россия больше не вернется назад…», – подытожил как-то свою жизнь сам Борис Ельцин. И был в значительной мере прав. Борис Ельцин один из самых противоречивых ее политиков и государственных деятелей 20 века и на следующих уроках мы продолжим знакомиться с его деятельность.
Слайд 25
Домашнее задание: п.40, с.282-283 выполнить задания или написать эссе-рассуждение «Шоковая терапия» - ошибка или единственный выход?
- Ребята у вас есть сейчас время доделать задания в рабочем листе.
Заполняют таблицу «Плюс – минус – интересно».
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке,
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке осталось непонятным.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Оценивание работы учащихся. Работают по карточкам у доски.
Выполняют вместе с учителем тестовые задания.
Вместе с учителем определяют цель урока. Отвечают на вопросы
Анализируют документ и отвечают на вопросы
Работа учащихся по группам.
Читают и анализируют дополнительный материал.
Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание №1,№2 в рабочем листе.
Работают с материалом учебника, отвечают на вопрос учителя.
Работают с материалом учебника, выполняют задание.
Отвечают на вопросы учителя
Работают с материалом учебника, отвечают на вопрос учителя.
Выполняют задание № 4 в рабочем листе.
Отвечают на вопросы учителя
Выполнение задания № 5
в рабочем листе.
Оценивают свою работу на уроке.
Уточняют и записывают домашнее задание.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зимовниковская средняя общеобразовательная школа № 1
Тема урока: Становление новой России.
Класс: 11а
Учитель истории: Погорелова Е.М.
п. Зимовники
2015г.