ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Парпиев О.Т. - старший преподаватель

Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса.
К числу новых методов, средств и приемов, способствующих эффективному освоению навыков профессиональной деятельности будущих специалистов, можно с полным основанием отнести все шире применяемые в высших учебных заведениях методы активного обучения, в частности игровые занятия. Опыт показывает, что они существенно влияют на формирование качеств, очень нужных современным специалистам. Успешно участвовать в таких же занятиях, особенно в деловых играх, может лишь обучающийся, хорошо овладевший специальными дисциплинами, а в процессе игр он значительно пополняет свои практические навыки, у него развивается самостоятельное мышление, проявляются и формируются организаторские способности.
Игровые занятия – это по сути комплекс методов, включающий деловые игры, имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей а также игровые проектирование. Все эти активного метода обучения, в равной мере необходимые для совершенствования учебного процесса, и они сегодня находят свое место в различных дисциплинах, преподаваемых в инженерно-педагогических институтах [2: 4].
Под методами активного обучения понимается совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, обладающих по сравнению с традиционными методами следующими основными особенностями.
Все методы активного обучения делятся на неимитационные, реализуемые на традиционных видах занятий, и имитационные, игровые, применение которых, как правило, связано с использованием в учебном процессе новых форм занятий.
Проведением игровых занятий достигаются весьма важные педагогические цели:
Расширение, углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях, а также в процессе выполнения практических и лабораторных работ, курсовых проектов, на семинарах, в период производственной практики.
Приобретение умений и навыков выработки рациональных производственных и проектных решений посредством самостоятельного определения стратегии, привлечения необходимой информации, быстрой реакции на различного рода сбои, оценки эффективности предпринятых действий с помощью обратной связи.
Развитие практических навыков работы в коллективе, понимания условий и принципов коллективной деятельности, связанной с разделением труда, иерархическим построением структуры управления, эффективным взаимодействием со смежниками [2: 23].
Практически каждая игра рассчитана на реализацию не какой-нибудь одной, а нескольких педагогических целей.
Использование педагогических игр в учебном процессе является как таковыми компонентами действующими, как средство повышения эффективности обучения. Для того чтобы использовать педагогические игры в учебном процессе мы должны с начала определить его сущность, что представляет собой.
Учёные занимающиеся данной проблемой дают следующие определения: игра - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение это “процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков”, можно сказать, что игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.
Понимание сущности педагогической игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты):
деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности;
развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;
условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность образа и его объекта.
Деятельность в игре не цель, а средство. А занимательность - это цель. В учебной деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.
Исходя из вышеуказанного подхода можем определить следующие задачи игры:
игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры;
образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий - содержанием деятельностного компонента.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Участники действуя по игровым правилам (так, в случае ролевых игр по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности) непосредственно будут вовлечены в сам процесс обучения.
Итоги игры выступают в двойном плане как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором участники совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
Результативность педагогических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
В связи с этим характеризуем учебную деловую игру применяемых в профессиональной подготовке специалистов в инженерно-педагогических институтах.
Учебные деловые игры (цель которых – сформировать определенные навыки и умения обучающихся и их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на следующие разновидности [3].
Имитационные упражнения – они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач (например: кто лучше может пользоваться едиными нормами – расценками?). Цель имитационных упражнений – предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.
«Анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций» - обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения; ученики предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.
«Разыгрывание ролей» - обучающихся получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других обучающихся которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т.е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.
Деловую игру, как форму контекстного обучения, следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:
- формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
- приобретение проблемно-профессионального опыта и принятия индивидуальных и коллективных решений;
- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации [3:146].
Игровые методики обучения, служащие открытию и осознанию будущим преподавателям специальных дисциплин своих собственных смыслов профессиональной деятельности, обеспечивают диалогический характер педагогического взаимодействия (студента и преподавателя, студента и студента, студента и другого текста). Для организации диалога в содержание игр преподавателю института необходимо включать материал, предполагающий нравственно смысловой поиск, который касается вопросов определения своей позиции в отношении концептуальных вопросов педагогической деятельности (что? как? зачем? Я в состоянии и буду реализовывать, вступая на путь профессиональной деятельности?). Игровые методики обучения при изучении курса «Методика профессионального обучение» результативны, если средства достижения педагогической цели организованы в систему, а комплекс методик включает в себя набор игровых занятий, направленных на реализацию, личностно-развивающая обучение.
Положительное в применении учебных деловых игр:
- как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;
- происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания умения, т.е. учащиеся учатся применять свои знание;
- после игровое обсуждение способствует закреплению знаний;
- достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие. Познавательная эффективность: в процессе учебной деловой игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.
Таким образом, использование метода деловых игр при подготовке инженерно-педагогических кадров может служит постепенному, последовательному формированию профессиональных качеств у будущих преподавателей специальной дисциплины.

Список литературы
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.
Игровые занятия в строительном вузе: методы активного обучения / Под. ред. проф. Е.А. Литвиненко, В.И. Рыбальского. – К.: Выcш. шк, 1985. – 303 с.
Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов Н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.
Черноштан Е.В. Формирование основ педагогического мастерства будущих учителей средствами игровых методик обучения: на примере учреждения среднего профессионального образования: Дис. канд. пед. наук. – Тобольск: 2007. – 203 с.
15