Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

« Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к её ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства.
Особенно велика роль природы в воспитании детей. В дошкольном учреждении ребят знакомим с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. В предметное окружение ребёнка – дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта. Этот процесс, происходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, критерии отбора понятий и экологического фактического материала в нашей работе являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная форма мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных к возрасту сведений о природе.
В своей работе с детьми рассматриваем три раздела:
1. Аутэкология (цель: проследить взаимодействие и условия жизни растений и животных со средой обитания по средствам адаптации к определённым условиям жизни).
2. Биоэкология (цель: усвоение словесных знаний о жизни, какой – либо популяции через логическое мышление и ранее приобретённые знания).
3. Биоэкология (цель: рассматривание жизни растений и животных в сообществе) Задачи:
Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе.
Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения.
Помочь детям освоить умения и навыки по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы.
Воспитания у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью.
Обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.
Укрепление познавательного интереса, любви к природе.
Были определены основные принципы, которые легли в основу работы.
Принцип научности. На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности.
Принцип систематичности. Весь познавательный материал соответствует особенностям развития дошкольников, выстроен логично и последовательно.
Принцип доступности. Опираясь на него, учитывается, что методы и принципы экологического воспитания дошкольников должны соответствовать возрастным особенностям ребёнка и использоваться по мере усложнения программы воспитания.
Принцип прочности. Педагог стремится эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и чётко повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки и применять их на практике в повседневной жизни.
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой педагогического научного проекта.
В качестве методов и приёмов обучения, с учетом возрастных особенностей детей будет целесообразно использовать:
- Наблюдения;
- Чтение специальной детской литературы;
- Упражнения;
- Дидактические игры;
- Экскурсии;
- Занятия.
В нашем проекте рассмотрены три раздела. Проект может быть использован любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания детей.
Усвоение материала детьми воспитатель обнаружит по тем детским проявлениям, которые представлены во всех разделах проекта.

Сентябрь.
1 неделя.
Беседа: «Любите землю матушку»
Программное содержание. Познакомить детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать её плодородие, чтобы урожай был качественным.
Дидактическая игра: «Определи на вкус»
Программное содержание. Учить определять на вкус овощи. Развивать вкусовые качества, воспитывать уважение к труду взрослых.
Лепка: «Собираем урожай овощей»
Программное содержание. Воспитывать у детей уважение к труду, стремление принимать участие в коллективной работе, лепить разные по форме овощи, передавать их характерные признаки.
Художественное слово: загадки и пословицы об овощах.
2 неделя
Занятие: «Лес-это дом для лесных жильцов»
Программное содержание. Дать детям представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга; главные в лесу – деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды и грибы, в лесу на земле и на деревьях, кустах живёт множество животных – там они находят пищу, могут прятаться, строить гнёзда и убежище.
2. Дидактическая игра: «Двойники»
Программное содержание. Развивать память и внимание. Уметь классифицировать: цветы, деревья, трава, насекомые. Воспитывать любовь к природе.
3. Сюжетно-ролевая игра: «Собери букет».
Программное содержание. Учить собирать букет из цветов, создавать композицию. Развивать зрительную память, уметь ориентироваться в пространстве.
Рисование: «Осенний лес».
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, учить передавать разные по форме и строению деревья, располагать изображение на широкой полосе или на всём листе, уметь рисовать разными приёмами (концом кисти, всем ворсом, пятном, мазком.).

Октябрь
1 неделя

1. Занятие: «Влаголюбивые и засушливые комнатные растения».
Программное содержание. Сформировать представления о влаголюбивых и засушливых растениях (разная потребность во влаге связана с разным строением растений).
Дидактическая игра: «Узнай по описанию».
Программное содержание. Учить определять по описанию из полученного раннее жизненного опыта.
Труд в природе: «Пересадка комнатных растений».

2 неделя.

Наблюдение: «Чем попугаи отличаются от воробьёв и ворон?».
Программное содержание. Учить детей целенаправленно рассматривать попугаев, выделять характерные особенности их внешности, сравнивать с хорошо знакомыми птицами и находить признаки различия в их строении и поведении.
Рисование: «Попугайчик».
Программное содержание. Учить создавать выразительный образ попугая, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с заданными материалами.
Художественное слово – стихи, загадки.
Подвижная игра: «Летает – не летает».
Программное содержание. Развивать внимание , соблюдать правила игры.

Ноябрь.
1 неделя.

1. Занятие: «Лошадь и овца – домашние животные».
Программное содержание. Формировать у детей обобщённое представление о том, что лошадь и овца – домашние животные (человек заботится о них, создаёт все условия для их жизни). Закрепить представление о том, что корова и коза, домашние животные.
Аппликация: «Домашнее животное – лошадь».
Программное содержание. Воспитывать эстетическое, нравственное отношение к животному через изображение её образа в нетрадиционных техниках; развивать чувства цвета, фактурности, объёмность и композицию.

2 неделя.

1. Опыт: "Жизненный цикл мушек"
Цель: Развивать наблюдательность, внимание. Уметь делать умозаключения, выводы.
Материал: банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).
Очищенный банан положить в банку. Оставить на несколько дней. Появятся мушки дрозофилы, накрыть банку чулком, завязать резинкой. Оставить мушек на 3 дня, а затем выпустить всех. Снова закрыть банку чулком. В течение 2-х недель наблюдайте за банкой.
Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в куколки, из которых, в конце концов, появляются мушки.
2. Д/и: "Надень волшебные очки," «Насекомые».
Программное содержание . Учить смотреть в очки и видеть изменения в насекомых. Закрепить название насекомых. Активизировать словарь: муравей, пчела, комар, слепень, клоп-слепняк, паук-водолаз, таракан, уховёртка, блоха, стрекоза.

Декабрь
1 неделя.

1. Занятие: Рассказывание по картинке "Лиса с лисятами"
Цель: Учить составлять связный рассказ по картинке. Упражнять в подборе определений, сравнений и названий действий. Учить придумывать загадки о животных. Активизировать в речи детей форму повелительного наклонения глаголов.
2. Лепка: "Любимое дикое животное"
Программное содержание. Воспитывать у детей любовь к животным, вызывать стремление передать их в лепке, изображать разных по форме животных.
3. П/и: "Лиса в курятнике"
Программное содержание. Развивать бег, ловкость, внимание.

Январь
1 неделя.

1. Занятие: "Путешествие по Африке"
Программное содержание. Продолжать расширять и углублять знания и представления детей о том, что Африка - обширный континент, расположенный по обе стороны экватора, о разнообразии его растительного и животного мира.
2. Ручной труд
"Коллективная работа - барельефы из гипса "Животные Африки". (прослушивание аудиозаписи "Животные Африки")
3. Д/игры: "Найди Африку"
Цель: Ориентирование детей на глобусе, географической карте с использованием демонстрационного материала.
2 неделя

1. Беседа: "Аквариумные рыбки"
Цель: Расширение и уточнение естественно-научных представлений о фауне аквариума; формирование представления об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, мышление.
2. Аппликация "Рыбки в аквариуме"
Программное содержание. Учить вырезать аквариумных рыбок, располагать их на всём пространстве листа, сочетания по цвету и величине.
3. Д/и: "Рыбная ловля"
Цель: Учить детей бережно относиться к богатству природы, понять, что лишь тогда в водоёмах будет много рыбы, когда вода в них останется чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.

Февраль
1неделя

1. Занятие: "Растения-лекари"
Программное содержание. Познакомить детей с комнатными растениями-лекарями (каланхоэ, алоэ, герань.). Учить детей различать данные растения по внешнему виду и названию. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Учить детей запоминать, какую пользу приносят растения-лекари. Активировать в речи названия растений.
2 неделя.

2. Опыт: "Как изменится корень, если растение не полить"
Цель: Развивать у детей наблюдательность, подводить к умозаключению, что без воды нет жизни, гибнет растение. Гибель корней происходит раньше, чем гибель листьев и стеблей. Корневая система оказывается самой ранимой, чувствительной к недостатку воды.
Март
1 неделя

1. Занятие: "Посадка семян фасоли"
Программное содержание. Учить сажать семена растений в землю, сохраняя росток растения, находить сходство и различия пророщенных и сухих семян; закрепить знания детей по организации и постановке опыта. Продолжить работу с моделями. Создать условия для высказывания детьми суждений, предложений при постановке опыта с отсроченным результатом.
Д/и: "Вершки корешки"
2 неделя.
2. "Беседа о весне"
Программное содержание. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.
Д/и: "Поможем Незнайке" (закрепить знания о последовательности дней недели месяцев в году).


Апрель
1 неделя

1. "Наблюдения за черепахой"
Программное содержание. Углублять и расширять представления о черепахе: её внешнем виде, типичном поведении. Учить устанавливать связь между строением панциря, его качествами и назначением.
Опыт: "Какой бывает вода" (познакомить с некоторыми свойствами воды).
Рисование: "Черепахи" (уметь передавать увиденное в рисунке).

2 неделя

"Рассматривание веток тополя, берёзы, ели"
Программное содержание. Учить узнавать деревья по их веткам; различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разные обследовательские действия, дифференцированное восприятие.
Д/и: "Необыкновенное путешествие по временам года - круглый год"
Опыт: "Здравствуй, ветер" (Рассказать о природном явлении - ветер, его свойствах).

Май
1 неделя

1. Занятие: "Летающие животные"
Программное содержание. Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде (бабочки, жуки, пчёлы, мухи, летучие мыши)
Чтение сказки "Как лиса училась летать"
Загадки (пчела, бабочка, муха)

2 неделя.

2. Занятие: "Рассказ о лягушке"
Программное содержание. Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа.
Д/и: "Посели лягушку" (Обратить внимание на внешний вид, строение лягушки, как на отражение её приспособления к условиям окружающей среды и образу жизни).
Игра с карточками: "Развитие лягушки" (Показать детям развитие лягушки от икринки, до взрослой особи. Учить детей бережному и уважительному отношению к другим живым организмам).




























Список использованной литературы:

Т. М. Бондаренко "Экологические занятия с детьми 5-6 лет", Воронеж 2009 г.
"Дошкольная педагогика" Конспекты занятий по формированию у дошкольников
естественнонаучных представлений в разных возрастных группах д/сада , Санкт-Петербург "Детство-Пресс" 2009 г.
А. И. Иванов "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду", Москва 2005г
"Мы" Программа экологического образования детей, Санкт-Петербург "Детство-Пресс" 2000 г.
С. Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников", Москва 1999 г.
С. Н. Николаева "Методика экологического воспитания в детском саду", Москва "Просвещение" 2004 г.
Т. А. Шорыгина "Беседы о русском севере", Москва 2008 г.
15