Классный час Одежда и украшения хакасов


Вахрамеева Г.Г. МБОУ «АСОШ№49»
Тема: Одежда и украшение хакасов.
Цель: формирование первоначальных знаний о хакасских одежде, украшениях, как одной из составляющей культуры этноса.
Задачи: изучить материалы по национальной одежде хакасов,
узнать богатство культуры хакасского народа, усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, понимать и любить прекрасное, внимательно с уважением относиться к культурному наследию коренных народов.
Предполагаемый результат:
знать и называть предметы одежды;
знать и называть предметы украшения;
владеть обобщающим понятием;
различать одежду для женщин и для мужчин;
знать из чего шьют одежду и кто.
Ожидаемый результат: результатом проведенных классных часов является выставка выполненных творческих работ, накосных подвесок
Формы и методы реализации:
формой проведения является классный час, где основная роль отводится учителю.
в ходе представления материала используются элементы беседы, диалога, игры, творческая мастерская, выставка работ.
Вахрамеева Г.Г. МБОУ «АСОШ№49»
Классный час «Женская одежда»
Материалы к занятию:
Демонстрационный: мультимедийная презентация, магнитофон для музыкального фона.
Раздаточный: листы с изображением контура рукавицы с элементами хакасского национального орнамента на каждого ребёнка для закрашивания, ёмкости с чистой водой, краски, кисти на каждого ребёнка, салфетки, контур женского платья, для игры - рукавица.
Вступление
Проснулась спящая земля, Какие чудные жарки
Лишь теплый луч ее коснулся, Горят на солнечной поляне,
Трава младая зацвела, Подняв головки-лепестки
И лес с восторгом встрепенулся. На изумрудном стройном стане!
Цветет Хакасия моя Умывшись утренней росой
Ковром зелено-бирюзовым, Хрустально-чистой и прохладной,
В горах багульника заря Они воркуют меж собой
Сияет пламенем лиловым. В одежде солнечной, нарядной.
Душистый нежный аромат
Наполнит воздух чистотою…
И руки трепетно дрожат,
Соприкоснувшись с красотою.
( «Весна» Марина Маркевич) Красива и неповторима природа Хакасской земли. Так же красивы люди, живущие на этой благодатной земле. (Слайд1)
«Лучшая из дев, Ичен-Арыг,
Шесть раз пройдясь, дева
Сукно дорогое схватила,
Свой золотой нагрудник надела
И из белого дома вышла…»
(Алтын-Арыг, 1988, с 256)
У каждого народа есть свои национальные особенности, традиции, обычаи, язык, культура и быт. Поговорим мы с вами, о национальной одежде хакасов. А начнем говорить о женской одежде. (Слайд 3)
Каждый, кто не видел народный костюм хакасов, удивляется многообразию красок орнаментов и украшений, представляющих собой целый комплекс не похожих на костюм других народов южной Сибири и отличающихся национальным своеобразием.
Основным видом одежды служили у женщин - платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные - из шёлка. (слайд 4, 5)
Женское платье имело свободный покрой. Задний подол делался длиннее переднего и образовывал небольшой шлейф. Предпочтительными для платья служили красные, синие, зелёные, коричневые, бордовые и чёрные ткани. Полики, ластовицы, обшлага, кайма (кoбее), идущая вдоль подола, и углы отложного воротника делались из материи другого цвета и украшались вышивкой. Женское платье никогда не подпоясывалось.
Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам обязательно надевали безрукавку-сигедек. (слайд 6)
Девушки и вдовы не имели право носить его. Сигедек шили распашным, с прямым разрезом, из четырёх проклеенных слоёв ткани, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму, сверху крыли шёлком или плисом. Широкие проймы, ворот и полы украшались радужной каймой (чеек) - нашитыми вплотную в несколько рядов шнурами, вручную сплетёнными из цветных шёлковых ниток.
Головной убор
Ансамбль женской и мужской одежды дополняли богатыми, отделанные дорогим мехом головные уборы, некоторые из них, сшитые из черного бархата, украшались вышивкой.
Головные уборы хакасов были весьма разнообразны. В женских шапках из меха бархатная тулья часто украшалась вышивкой.(слайд 7)
В традиционный костюм свахи входил головной убор mулгу nорiк, (в перев лисья шапка). Тулгу порiк был головным убором с высоким околышем из длинношерстного меха.(слайд 8)
Истоки головного убора уходят в те времена, когда шапка mугу nорiк был символом рода или показывала социальное положение хозяйки.
В XIX веке к хакасам пришла мода на русские кашемировые платки. Отличительной особенностью ношения этого головного убора у хакасских женщин стала особая манера подвязывания платка. Сложенная пополам по диагонали большого размера кашемировый платок повязывается плотно на лобной части головы и завязывается высоко на затылке - так, что концы платка длинными концами спускаются по спине женщины. Высокий жесткий околыш фиксируется плотной бумагой. ( слайд 9)
Рукавицы - мелей
Хакасские рукавицы (мелей) шились из овчины мехом вовнутрь. В сильные морозы поддевали вязаные исподки (ыспотка), судя по названию заимствованные от соседних крестьян. Праздничные рукавицы (хоостаан мелей) покрывались черным плисом. Лицевая сторона украшалась растительным орнаментом, вышитым разноцветными шелковыми нитками. (слайд 10)
Игра «Спрячь рукавицу» (см. в сборнике игр «Хакасские народные игры» Кашпанакова О.Н.) (слайд 11)
Шубы - тон
Сложилась нарядная одежда для всех - шуба "идектiг тон", украшенная на груди несколькими рядами радужной каймы "чеек". Поверх ее обязательно одевали безрукавку "сигедек".(слайд 12)
Заключение
Традиционная хакасская одежда богата разнообразием форм, отделкой и вышивкой. Это один из красивейших костюмов мира.
Практическая работа: создать модель хакасского платья. (слайд 13)
Можно по шаблону, можно свое.
Вахрамеева Г.Г. МБОУ «АСОШ№49»
Классный час «Мужская одежда»
Материалы к занятию:
Демонстрационный: мультимедийная презентация, магнитофон для музыкального фона.
Раздаточный: листы с изображением контура мужского платья и пояса,
чистые листы, карандаши, ластик, цветные ручки или фломастеры; ремень (для игры)
Вступление К одежде относятся брюки, жилеты,
Платья, костюмы, пальто и жакеты.
Тёплые шубки мы носим зимой,
Ну, а плащи одеваем весной.
Загадки про одежду:
Днём обручем,
Ночью змеёй. (Пояс.)
Два братца не могут расстаться: Утром – в дорогу, вечером – к порогу. (Сапоги).
Кверху дном – полная,
Книзу дном – пустая. (Шапка)
Один вход, три выхода. ( платье, рубашка)
Широка да тонка,
Надувает бока,
Весь день на мне ездит.
Не слезая сидит,
А ночь придёт –
Свернётся и спит. (Рубашка)
Мы продолжаем разговор про национальную одежду. Сегодня будем говорить про одежду мужчин. (слайд 1)
В настоящее время национальные традиции, обычаи, одежда, возрождаются. На многих праздниках, таких как «Тун пайрам», «Чил пазы», (на свадьбах), на родовых праздниках можно видеть, мужчин в национальных платьях.
Мужское платье - когенекМужское платье когенек от женского отличается только длиной и длинным широким поясом, который опоясывает талию в несколько обхватов и спускается длинными концами бахромы типа русского казакина. Мужское платье отличается от женского и отделкой. Оно украшено лишь прошивками ниже наплечья, собирая в сборки менее широкие рукава и более короткие манжеты воротника. Мужское платье ир когенегi шили из более темной ткани, наплечье выделено только геометрическим узором в местах соединения с рукавом. (коченек) свободного покроя, опоясывалась поясом. Изготавливалась рубаха из пёстрого ситца. Штаны шились из толстой ткани. (слайд 2,3)
Одежда повседневной носки шилась из хлопчатобумажных (кобен тавар) фабричного производства. (слайд 4)
Мужские халаты-чимче обычно шили из сукна, праздничные - из плиса или шёлка. Длинный шалевый воротник, обшлага рукавов и борта обшивались чёрным бархатом. Халат, как и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался кушаком (хур). С левой его стороны прикреплялся нож в деревянных, орнаментированных оловом ножнах, за спиной привешивалось за цепочку огниво с инкрустацией из кораллов.
Пояс хурНепременной деталью мужского платья был пояс хур. В XIX в. - начале XX в. хур представлял собой матерчатый кушак из цветной ткани, вытеснивший к этому времени кожаные наборные пояса, описанные китайскими путешественниками, которые писали,- что местные жители "скручивают красного или фиолетового шелка и перевязывают платье поперек по талии" (Лань Кюн-и, 1960, с.140). (слайд 5)
Самыми популярными были пояса с 5-7 разноцветными полосами, длина которых доходила до 7-9 метров, напоминающие цветные сочетания бордюрной каймы чеек. (слайд 6)
Передай ремень (хакасская национальная игра) см. в сборнике игр «Хакасские народные игры» Кашпанакова О.Н.) (слайд 7)
Обувь
Праздничной обувью служили нарядные сапоги "саллыг одiк" на низком каблуке и с подошвой толщиной в два-три пальца из пяти или семи слоев сафьяновой кожи разного цвета. Цветные слои подошвы носят название "сап".
Мужчины и женщины носили так называемую «кӧм ӧдік» или «хара ӧдік» из кожи домашнего производства. Такая обувь шилась без каблуков. Голенище под коленами подвязывалось ремешками. (слайд 8)
Головной убор
Для названия головных уборов в хакасском языке используется термин пӧpiк.
Головными мужскими уборами служили войлочные шляпы, овчинные круглые шапки, рысьи малахаи, а по праздникам — бобровые шапки. (слайд 9)
Заключение
Национальная одежда, являясь изделиями не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает нам усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное.
Практическая работа в группах: «Раскрась платье и пояс» (слайд 10)
Вахрамеева Г.Г. МБОУ «АСОШ№49»
Классный час «Украшение и вышивка»
Материалы к занятию:
Демонстрационный: мультимедийная презентация, магнитофон для музыкального фона.
Раздаточный: листы с изображением элементов хакасского национального орнамента на каждого ребёнка для закрашивания, ёмкости с чистой водой, краски, кисти на каждого ребёнка, салфетки, бисер, стеклярус, бусины, резинки для волос (по 2 на одного ученика), леска, бисерные иглы, ножницы, декоративная фурнитура (мех, перо, кожа, лента и др.) для игры - колечко.Вступление
Стихотворение:
На вид орнамент неприметен,
Но он столетия живёт,
Не зная его на белом свете
Народ издревле живёт.
Быть может нитками зигзаги
В узоры вытканы не зря
И мы с тобою видим знаки
Хакасского календаря.
Основным материалом для изготовления украшений являлось серебро, что характеризует хакасскую культуру, как “серебряную”. (слайд 2)
Хакасские женщины носили серьги, кольца, браслеты.
На концы косичек крепились подвески. Изготавливали их из кораллов, серебра и шелковых кисточек. Замужние женщины заплетали волосы в две косы (тулун), носили их на груди. Девушки заплетали волосы в мелкие косички (сюрмес). Замужние женщины украшали себя и коралловыми сережками. Кораллы привозили из Средней Азии. Одна большая бусина коралла стоила вола или лошади. (слайд 3)
Пальцы рук украшались серебряными кольцами (пурда) и перстнями (чустук). Одним из самобытных хакасских украшений являются серебряные перстни «чустук», не имеющие аналогов у других народов Южной Сибири и Центральной Азии. Чустук отличается от других видов перстней большим плоским щитком, круглой, сердцевидной, овальной, крестообразной или прямоугольной формы. Большая часть их инкрустирована коралловыми бусинами (количеством 1, 3 или 5 шт.). Перстни орнаментированы зигзагообразными линиями, трилистниками, концентрическими кругами. На украшения наносились традиционные узоры - трилистники, растительные моменты, восходящие к периоду средневековья. Согласно хакасским традициям, обычно на безымянный палец женщины надевали перстень с пятью, а на средний - с тремя инкрустациями (слайд 4)
Спрячь колечко (хакасская национальная игра) см. в сборнике игр «Хакасские народные игры» Кашпанакова О.Н.)
Все участвующие в игре садятся в ряд. Руки кладутся на колени ладонями вверх. Водящий, держа в руках колечко-пурба, обходит всех участников, делая вид, что кладет кольцо, и напевает:
Я иду по кругу,
Всем кольцо кладу.
Держите руки крепко,
Будьте начеку.
Спрятав кольцо и пройдя всех, водящий отходит в сторону и произносит:
Пурба, пурба, сых кирлеске!» («Колечко, колечко, выйди на крылечко!») На этот зов тот, у кого кольцо, должен выскочить из ряда, соседи должны ему помешать. Если ему не удалось выскочить, он становится водящим, если удалось, наказывается сосед. (слайд 5)
Мужчины носили перстень на указательном пальце правой руки, а женщины на безымянном и среднем. Без украшений на руке нельзя было доить корову.
Пого – нагрудное украшение, которое являлось частью
свадебного наряда. Это украшение готовилось матерью для своей дочери. Пого являлось дорогим украшением. В настоящее время женщины надевают это украшение на любой праздник. (слайд 6,7)
Традиционная хакасская одежда богата разнообразием форм, отделкой и вы- шивкой. Это один из красивейших костюмов мира.
Вышивка
Загадки о шитье, ткани, пряже:
Утка ныряла, ныряла,
И хвост потеряла. (Иголка и нитка)
Птичка-невеличка с льняным хвостом,
Сквозь стенку пролетает. (Иголка, нитка, ткань)
Пять человек
Железный шест тащат. (Пальцы, игла)
Пословицы, поговорки:
Золотые руки все делают.
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые "читались" как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными орнаментами.
Окружающая природа вырабатывала у древних людей чувство понимания всего живого, и это вылилось в декоративно – прикладное искусство, частью которого является декоративное оформление жилища и одежды
Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на мириады сверкающих звезд, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой), на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.
Современный - хакасский орнамент подразделяется на узоры: геометрические, растительные и образные. (слайд 8)
Простейшие формы геометрического орнамента представляют линии, переданные тамбурным шитьем. Зигзаг в хакасской вышивке имеет много вариантов: зигзаг из одной линии тамбурного шва, двух, трех. Таким образом, образуя новую геометрическую форму - треугольник, путем вписывания в основной треугольник других фигур- розеток, ромбиков, свастик, арок, точек, штрихов и коротких линий. Треугольный, зигзагообразный и ромбический орнамент очень характерен для оформления бордюров в хакасском народном костюме.
Растительные мотивы хакасского орнамента нельзя сводить к природным образцам. Наименование узора, скорее абстрактное, например различные ответвления в древовидном орнаменте называются азыр- отросток. Цветочные мотивы лишены конкретных прототипов. Число лепестков всегда нечетное: три, пять, семь. Эти цифры традиционны. Листья в хакасском орнаменте больше напоминают природные образцы. Хакаски передают их как округлые или заостренные многолопастные отростки на стебле.
К растительному орнаменту примыкает мотив розетты, он применялся хакасскими мастерицами в украшении центров узора. В вышитых изделиях распространен мотив, представляющий собой стилизованный цветок с одним изогнутым лепестком Трехлопастный цветок встречается в орнаменте кисетов, рукавиц, наплечьев и манжет в самых различных сочетаниях, образующих подчас сложные и витиеватые композиции. (слайд 9,10,11)
Существенным в орнаменте является цвет.
Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют 3 главных цвета.
Красный. С красным цветом связываются представления о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.
Голубой - цвет воды, неба.
Зеленый - цвет растений. (слайд 12)
Для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный - цвет земли.
Безусловно, эмоциональная выразительность хакасских вышитых изделий непосредственно зависела от искусности народных мастериц.
Практическая работа: раскрасить орнамент (на безрукавке, пого, рукавице).
Заключение
Предметы народного искусства выражают единое представление о красоте. Поэтому они традиционны, ибо человек жил традиционными представлениями о красоте, которые оказались устойчивыми. (слайд 13)
Мы живем с вами на хакасской земле, для нас она малая Родина, и знать историю ее народа это очень важно, так как через вас будет проходить связующая нить между поколениями, между прошлым и будущим.
Теперь можно выполнить накосные подвески, используя, проявляя свою фантазию, умения и навыки бисероплетения. (слайд14)
Литература
1.Аева Е.Н., Хоозычах. Альбом - раскраска по мотивам народных орнаментов.- Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993.
Балгазина А.Н. Моя Хакасия.- Абакан Хакасское книжное издательство, 2001
Бутанаев В.Я., Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учителей. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996.
Иллюстративная этнография хакасов. Альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М.Мартьянова.,г. Абакан,2004г
Кышпанакова О.Н. Хакасские народные игры. Абакан, 1993 г.
Чебодаев Л.И. История Хакасии, Хакасское книжное издательство. Абакан.1992.
Приложение


0392430


Схема-эскиз накосной подвески
Главная бусина подвески

Кисточка подвески
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ НАКОСНОЙ ПОДВЕСКИ Схема № 1

Возвращение к главной бусине (обратный путь)
Узелковая бисеринка
Первая часть подвески
Начало второй части подвески
Работа начинается с узелковой бисеринки. Затем по схеме идет низание бисеринок одной части подвески. переходя на схему № 2.
Схема № 2

Возвращение к главной выполнение первой части
бусине (обратный путь) подвески
Схема № 3

Возвращение к главной бусине (обратный путь) Кисточки подвески выполняются способом низания отдельных подвесок, с постоянным возвращением через общую. После выполнения всей кисточки нужно вернуться через все бусины в начальную большую бусину (схема №1) из которой выходила выполняемая часть подвески, и начать выполнение второй части аналогично первой, повторяя этапы по данным схемам.