Хакасская национальная женская одежда и украшения


Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
ГлаваI. Национальная женская одежда хакасов………………………………4
1.1. Материал для одежды………………………………………………………4
1.2. Виды одежды………………………………………………………………..5
Глава II. Женские украшения………………………………………………….5
2.1. Материал для украшения………………………………………………......8
2.2. Виды украшений……………………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………......12
Список литературы…………………………………………………………….13
Приложения…………………………………………………………………….14
2
Введение
Национальный костюм является ярким проявлением традиционных элементов этнической культуры. Одежда - это и способ адаптации к окружающей среде и хозяйственному укладу. Не в меньшей степени она является отражением мировоззренческих ценностей и проявлением эстетических вкусов этноса.
Актуальность.
Одежда отражает историко-культурное наследие народов и в известной мере формирует духовный мир подрастающего поколения. Данная тема актуальна, так как мы живем на хакасской земле, мы - хакасский народ и знать национальную одежду коренного населения интересно и необходимо.
Освоение знаний о национальной одежде своего народа необходимо молодежи, дабы возродить утраченное и продолжить преемственность одежды между поколениями.
Цель.
Формирование первоначальных знаний о хакасской традиционной женской одежде и украшениях, как одной из составляющей культуры этноса.
Развитие интереса к изучению национальной культуры
Воспитание эстетического вкуса, умения видеть прекрасное в простых вещах.
Задачи.
Поиск и изучение литературы для написания работы.
Анализ национальной женской одежды хакасов.
Анализ национальных женских украшений хакасов.
3
Глава I.Национальная женская одежда.
У каждого народа есть свои национальные особенности, традиции, обычаи, язык, культура и быт. Мы хотим освятить вопрос об одной из сторон материальной культуры, а именно, о национальной одежде хакасов.
Первые отрывочные сведения о хакасской одежде встречаются в русских документах с XVII века. Впервые научное описание хакасской одежды было сделано в книге А. Кузнецовой и П. Кулакова «Минусинские и ачинские инородцы», после проведенной экспедиции в 1896-1897гг.
В советское время специальное исследование по хакасской одежде выполнено этнографом Ю.А. Шибаевой. В своей книге она дает наиболее полное представление о хакасской одежде.
Одежда хакасов также хорошо освящается в книгах Л.П.Потапова, К.М. Патачакова, В.Я. Бутанаева. Работы этих авторов дают возможность полного представления о хакасских платьях: особенности покроя, сочетания цветов и орнаментации платья.
Материал для одежды.
Хакасы выделывали различные сорта кожи, меха, валяли войлок, ссучивали нитки, изготавливали нитки из сухожилий.
Из полученных материалов шили одежду для повседневной носки.
Праздничная одежда шилась из дорогих шелковых тканей, которые завозились из Китая, Средней Азии и России.
Особо дорогой считалась отделка из меховых лапок диких животных – белки, лисы, выдры и др. Это связано с верой в то, что душа животных находится именно в лапках.
Чем больше лапок, тем более ловким и хитрым считался охотник их добывший. А человек носивший одежду с такой отделкой считался хозяином душ всех этих животных.
Ткань с крупным рисунком шла на изготовление мужской одежды, а с мелким для женской. Предпочитаемыми цветами были красный, синий, зелёный, коричневый, бордовый, черный.
4
Хакасы не любили желтый цвет, потому что он ассоциировался с видом духа-хозяйки малярии (туданээзі) и желтухи (сарығ хат). Пожилым людям не рекомендовались яркие ткани (саңылтах).
1.2.Виды одежды.
Традиционная одежда разделялась на повседневную и праздничную. Праздничный костюм хакасов достаточно красочен, ярок, самобытен. Не в последнюю очередь это связано с материалами, из которых изготавливалась одежда - шелк, парча, плис (черный бархат), ценные меха. Уникальность ей придают орнамент, покрой и декор, которые находятся между собой в гармоничном сочетании. По одежде можно было судить о социальной принадлежности, семейном положении человека, принадлежности к служителям культов, мастерстве изготовителя одежды.
Основным видом нательного белья у хакасских мужчин являлась рубаха, а у женщин - платье. Рубаха и платье были одинакового покроя - широкие в подоле, объемные в рукаве, с разрезом на груди и отложным воротником. Рубаха была длиной до половины бедра, без вышитых орнаментов. На ней не было клиньев посредине спинки, обшлага и наплечники шились из той же ткани, что и сама рубаха. Платье закрывало женскую фигуру полностью, оставляя открытыми лишь шею, голову и кисти рук. Полики, обшлага и подол женского платья делались из другой ткани. На них вышивался национальный растительный орнамент. (Приложение 1).
К женскому костюму предъявлялось больше требований в зависимости от семейного и возрастного статуса владелицы. Характерным признаком замужних женщин являлась безрукавка «сигедек», носимых поверх халатов и шуб. Молодые женщины носили распашные кафтаны из черного сукна и плиса.(Приложение 2,3).
Зимняя одежда женщин состояла из шуб, меховых головных уборов, расписных овчинных рукавиц. Шубы («тон») были различными. К женским шубам относились «суу тон» (повседневная), «чаха» (доха), «купейке» (парадная шуба, покрытая черным плисом и меховой опушкой), «хат эннiг5
тон» (наиболее нарядные и почетные), «идектiг тон» (обрядовая шуба свах). (Приложение 4,5,7).
Зимние головные уборы изготавливались из меха пушных зверей - соболя, бобра, рыси и др.(Приложение 6)
К числу женских зимних головных уборов относятся обыденная мерлушковая - «тумах», праздничные «чапых», носимые замужними женщинами (с околышем из меха и околышем из мерлушки), свадебные - «сахпа» или «тагайах». Самобытной является шапка свахи «тулгупорiк», которая, согласно хакасскому фольклору, бытовала с древних времен.  Высокие поля шапки «тулгупорiк» делались в виде кокошника с разрезом позади, а на их лицевой части нашивались полосы  меха лисы или выдры.
Нарядным дополнением к женскому костюму являлись длинные сумочки «iлтiк» (для замужних), украшения-кошельки «нанчых» (для молодых девушек и невест), игольники, кисеты.
Таким образом, национальный костюм хакасов представляет собой единый комплекс. Хакасы берегли и чтили свою одежду.
Одежда в традиционном мировоззрении не просто согревает и украшает тело человека, но еще и оберегает его, становится его продолжением, в том числе и на духовном уровне. В связи с этим в отношении одежды было немало предписаний, примет и запретов. Так, на шве рукава под мышками и над обшлагами оставляли полоски, называемые "хутсыынчан" - место притяжения души человека. Запрещалось ходить в порванной, а тем более в обгорелой одежде. Нежелательным действием была продажа личной одежды, поскольку могло уйти счастье. Нельзя было подавать одежду, вывернутую наизнанку. Прежде чем надеть новый костюм, его обязательно окуривали богородской травой. Женщинам запрещалось надевать мужскую одежду, садиться на нее или перешагивать. В противном случае мужчина мог заболеть. Шапку нельзя вертеть, класть на стол, наступать на нее ногой, а также надевать сразу две. Обувь необходимо класть на бок (но, ни в коем случае, подошвой вверх). Запрещалось ходить в одном сапоге и т.д. Надо
6
отметить также особое отношение хакасов к пуговицам (марха) и воротнику (мойдырых), считавшимися хранителями души чел. При продаже одежды полагалось отпороть пуговицы.
Хакасская традиционная одежда в массовом отношении была вытеснена европейским костюмом во второй четверти ХХ века. Но в настоящее время с образованием Республики Хакасия национальные традиции, обычаи, одежда возрождаются. Поэтому, на многих праздниках, таких как “Тун пайрам”, “Чыл пазы”, на свадьбах, на родовых праздниках, в театре, дома можно видеть женщин в национальных платьях.
Изготовлением национальной одежды продолжают заниматься мастерицы, поскольку интерес и любовь к родной культуре у хакасов не исчезает.
У нас в аалеАпчинаев есть женщины, которые шьют хакасские платья, украшают их орнаментами и мастерят украшения своими руками.Можно назвать мастериц - Чебодаеву Зинаиду Эник-Ооловну, Асочакову Наталью Романовну.
7
Глава II.Женские украшения.
Приобщаясь к истокам хакасской земли, ее историко-культурным и археологическим особенностям, хочется отметить ту существующую нить, которая связывает поколения. Эта связь проходит через сохранение традиций, обрядов, праздников, идущих из прошлого и существующих сегодня в современной Хакасии. Хакасская национальная одежда и украшения, сохраняя основы культуры этноса, впитывает в себя оттенки современности, национальный фольклор приобретает то новое, что позволяет молодому поколению проявлять свое творчество и фантазию.
2.1.Материал для украшений.
Еще важной составляющей культуры хакасского народа являются национальные хакасские украшения, - неотъемлемая часть женской одежды. Богатством украшений отличалась у хакасского народа женская одежда. Распространенным украшением на одежде хакасок являются узоры, вышитые крученым шелком ярких тонов. На наплечниках, рукавицах, обуви. Узоры делались чаще всего в виде звезд, цветов, напоминающих по форме разноцветные цветочные растения и крестообразные длинные и квадратные фигуры. На вышитых узорах преобладали яркие радужные цвета шелка: малиновый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и лиловый, расположенные в пестрых, контрастных сочетаниях тонов. Богатые хакасские женщины использовали для украшений дорогие коралловые, серебрянные и позолоченные пуговицы.
Кроме вышивки, украшавшей национальный костюм, существуют и другие украшения. В современном понимании их можно назвать аксессуары или бижутерия.
2.2.Виды украшений.
Серьги, кольца, перстни, браслеты и являются предметами украшения женского туалета. (Приложение 13).
Характерным женским украшением был нагрудник (поғо), надевавшийся на свадьбе поверх шубы или сигедека (безрукавка) замужней
8
женщиной (свахой). Поғо вырезался из куска дубленой кожи и обшивался черным шисом или другим плотным материалом. Лицевая поверхность его сплошь унизывалась в виде симметричного узора крупными и мелкими перламутровыми пуговицами, небольшими кораллами, раковинами, крупным бисером, разноцветными бусами и камнями. (Приложение 14).
По внешней стороне края поғо украшалось бахромой из бисера. Поғо одевали только на свадьбе. Его могли одевать свахи и невеста.
Замужние женщины украшали себя коралловыми сережками «хосызырга».Они готовились из медной проволоки, изогнутой вверху в виде кольца. На нижнюю часть нанизывались три коралловых бусины «суру», между ними вставлялись маленькие бусинки. На конце подвешивалась серебряная полурублевая монета с шелковой кисточкой. Вдовы не имели права носить сережки в полном снаряжении. Они оставляли по две коралловых бусины, или одевали только одну сережку. Согласно поверьям, женские уши не должны быть пустыми, потому что к кораллам притягивается душа (хутсыынча). (Приложение 11).
Во время праздников замужние женщины и свахи, помимо сережек, одевали пару височных подвесок «улуғызырга» (большие серьги), состоящие из шести больших и шести маленьких кораллов. Между кораллами вставлялись серебряные пластинки, подвески заканчивались серебряными монетами и украшались шелковыми кисточками. Каждая пара соединялась на груди фигурной цепочкой «самзылға». Подвески укреплялись при помощи матерчатых петель «хандырга», которые одним концом привязывались за дужку (хараачы), а другим за небольшую косичку «хоссӱрмес», специально сплетенную на висках. (Приложение 12).
Молодые девушки носили в ушах маленькие сережки "ахчаызыргазы", состоящие из одного коралла и одной монетки. Пожилые женщины украшали уши сережками "котек", сделанные из пуха хвостов гусей или уток. Срезанный комок пуха мыли мылом и очищали от жира, затем катали в муке или золе. После этого он становился пушистым. Пушок пристегивали
9
ниткой, которую продевали в ухо.
Пальцы украшали серебряными кольцами «пурба» и перстнями «чистик». (Приложение 4). Декоративный верх перстня делался в виде круга, сердечка, полумесяца или эллипса с кораллами и геометрическим орнаментом. Количество кораллов обязательно было нечетным (от одного до пяти).
Молодые девушки украшали кисти рук браслетами "кумуспiлектис" из цельной серебряной пластины с орнаментом и кораллами. Люди победнее носили браслеты из черной дубленой кожи, обшитой перламутром, бисером, стеклярусом. Браслеты часто служили желанным предметом, который девушки давали парням в знак согласия (киртіс) выйти за них замуж.
Замужние женщины заплетали волосы в две косы (тулун), связывали их и носили на груди. К косам прикреплялись серьги-подвески, состоящие из медной проволоки с нанизанными на нее розовыми кораллами. К концу проволоки подвешивалась серебряная монета от гривенника до рубля и кисти из цветного шелка или бисера.
Девушки заплетали свои волосы в одну косу или в мелкие косички (сюрмес). Косички украшались подвесками, называемыми «танапоос» (хазағлығтана). На концах передних косичек, рассыпанных по плечам (их насчитывалось девять или более с каждой стороны), привязывали кисточки «чачах поос» или «нинчiпоос», сделанные из коралловых и бисерных снизок. Вверху они прикреплялись к косичкам за шнурок из конского волоса. Затем в 19 веке девушки стали привязывать «чапрах» - серебряные монеты с косичкой. У бедняков передние косички украшались подвесками «саспоос», свитыми из шерсти загривка барана вместе с шелковой ниткой. К концам которых привязывали по жемчужной пуговице.
Основную декоративную нагрузку несли косички, носимые на спине (их было три или пять), к которым привязывались накосные украшения «танапоос». Основу, сделанную из четырехугольного куска дубленой кожи,
10
покрывали плисом. Посредине нашивали от трех до девяти (три по три ряда)
перламутровых блях «тана», иногда соединенных между собой вышитыми узорами. Края орнаментировали радужной каймой «чеек». Внизу пришивались три кисточки из коралловых бус, каждая из которых разделялась еще на бисерные снизки. Накосные украшения «танапоос» вплетались в косички за шнурок из конского волоса гривы.
Как вы видите, национальные хакасские украшения отмечаются сложностью и своеобразием выполнения, который передавался из поколения в поколение. В настоящее время традиционные украшения используются в фольклорных праздниках, украшения можно увидеть в музеях. В повседневной жизни очень редко используются такие украшения. Современные хакасские женщины и девушки используют украшения свойственные нашему времени. Однако чтобы не забыть свои истоки, а так же знать национальную культуру, в выполнение хакасских украшений часто вводятся элементы стилизации, что делает их доступными для использования в современной жизни.
11
Заключение
Таким образом, изучив и проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что национальный костюм и украшения хакасов представляет единый этнокультурный комплекс. Среди социально классовых групп одежда отличалась не покроем, а качеством материала. Специальная одежда имелась для чабанов, охотников, шаманов и т.д. Основная дифференциация мужских и женских нарядов отразилась в головных уборах, вышивке и украшениях.
Приобщаясь к истокам хакасской земли, ее историко-культурным и археологическим особенностям, хочется отметить ту существующую нить, которая связывает поколения. Эта связь проходит через сохранение традиций, обрядов, праздников, идущих из прошлого и существующих сегодня в современной Хакасии. Хакасская национальная одежда и украшения, сохраняя основы культуры этноса, впитывает в себя оттенки современности, национальный фольклор приобретает то новое, что позволяет молодому поколению проявлять свое творчество и фантазию.
12
Список литературы
Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакассов: Пособие для учителей. – Абакан: Хаксское кн. изд-во, 1996. – 224 с.: илл.
Абдина Р.П. Традиционная одежда хакасов: лексико-семантическое описание в межкультурном аспекте / Р.П. Абдина; под.науч. ред. И.В. Пекарской. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2013. – 84 с.
Иллюстрированная этнография хакасов (Альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова). – Абакан, 2004.
Сборник материалов районного семинара «Поғо: древность и современность». Составитель А.И. Тохтобина. – Аскиз, 2007.
Хакасский детский праздник Тун пайрам: пособие для учителя. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2011. – 192 с.
Организация краеведческой исследовательской деятельности в школе: - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. – 240 с.
Сокровища культуры Хакасии. Вып.10./ Сост. И.Л. Кызласов, А.М. Тарунов. – М.: Контент – Пресс, 2008 – 512 с., ил. (Наследие народов РФ).
13
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Тон – Хакасская национальная женская шуба
Приложение 5

Шуба женская (спинка).Фрагмент. Овчина, нитки шерстяные, шелковые, мулине. Вышивка. 1973 г. Аскизский р-н Хакасскойа.о.
Приложение 6
Хакасская сваха в шубе «идектiг тон» и шапке «тÿлгÿпӧрiк»
Приложение 7

Т. С. Тапоева. Вышивка на спинке сикпена. Сукно, шелковые нитки, мулине. Тамбурный шов, гладь. 1974 г. с. Усьь-Есть Аскизского р-на

Приложение 8


Рукавицы. Кожа, сукно, шелковые нитки. Вышивка тамбуром, гладью. Нач. XX в. ХОКМ
Приложение 9

Обувь зимняя. Козья шкура, козий мех, шерстяные нитки, мулине. Косая сетка, гладь, 1976 г.
Приложение 10

Куртиякова Ф. Е. Сикпен. Шелк, сукно, бархат, нитки мулине. Вышивка тамбуром, гладью. 1974 г. с. Костит Орджоникидзевского р-на Хакасской а. о.
Приложение 11

 М. Ф. Чиченина в вышитом ею платье. Нитки шелковые и мулине. Вышивка тамбуром и гладью. 1978 г. с КайбалыБейского р-на Хакасской а. о
Приложение 12

М. Г. Сулекова в вышитом ею платье. Нитки шелковые и мулине. Вышивка тамбуром, гладью. 1978 г. с. Устинкино Орджоникидзевского р-на Хакасской а. о.
Приложение 13

Хакасские национальные украшения. Перстень
Приложение 14

Хакасские национальные украшения. Поғо.
Приложение 15

Современные стилизованные хакасские национальные женские костюмы.