Конфликты в приемной семье


Что такое конфликт?
Конфликт (в переводе с латинского - столкновение противоположных интересов).
Что такое конфликтная ситуация ?
Это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.
Инцидент – это действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.
Конфликты между людьми могут быть конструктивные, направленные на развитие отношений, осуществление деятельности, и деструктивные, когда они направлены на удовлетворение личных амбиций, притязаний, самоутверждения какого-то человека за счет других людей, склоки, клевета, зависть, отлынивание от выполнения обязанностей и т.д.
Основные причины нарушений в поведении детей и возникновении
конфликтных ситуаций :
1. Борьба за внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия ребенка. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание.
2. Борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям взрослых.
3. Желание мщения: - чрезмерное проявление любви- сравнение со старшими и младшими братьями и сестрами;- унижение друг друга членами семьи;- алкоголизм родителей или одного из них;- несправедливость и невыполненные обещания;- разводы и появление нового взрослых друг к другу.
4. Неверие в собственный успех, вызываемые учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и/или учителями. Что делать близким когда подросток начинает конфликтовать с ними?
Типы конфликтов подростков с опекунами :
- конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
- конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
- конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
- конфликт «отцовского» авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
Реакция (стратегия) ребенка на притязания приемного родителя :
- реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);- реакция отказа (неподчинения требованиям);- реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
Правила предупреждения конфликтных ситуаций:
- Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. - Чаще улыбайтесь.
- Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком .- Сказать правду тоже надо уметь.- Не превращайте настойчивость в назойливость.- Будьте справедливы и терпимы к близким.
- Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги ребенка, его хорошие дела. - Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.- Реализуйте отношения через творчество, а не в конфликтах.- Проявляете выдержку, умейте регулировать свои эмоции и реакции.
Как себя вести замещающим родителям с приемным ребенком :
- всегда помнить об индивидуальности ребенка;- учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;- стараться понять требования;- помнить, что для перемен нужно время;- проявлять постоянство по отношению к ребенку;- предлагать выбор из нескольких альтернатив;- совместно искать выход путем перемены в ситуации;- ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;- использовать положительный пример;- разъяснять возможности негативных последствий.
Способы разрешения конфликта :
1. Конфликт на уровне недовольства можно снять нежностью, лаской, переключением на другую деятельность.
2.  В разрешении конфликта на уровне разногласия поможет юмор, шутка, способность посмотреть на ситуацию с комической стороны.
3.  В конфликте на уровне противодействия наиболее оптимален разумный компромисс.
4.  Если конфликт достиг уровня противостояния, лучше прибегнуть к помощи третьего, независимого, референтного для ребенка лица (так называемый «третейский суд»).
5.  Если конфликт не разрешается и с помощью «третейского суда», а достигает уровня противоборства, возможно временное расставание ( временное помещение в другую семью).
6. В случае обострения противостояния в критических ситуациях в интересах ребенка допустимо жесткое принуждение, но не доводящее до полного разрыва.
Основные направления профилактики конфликтов опекунов с приемным ребенком :
1. Повышение педагогической культуры опекунов, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности подопечных, их эмоциональные состояния. 2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий. 3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса. 4. Интерес к внутреннему миру подопечных, их заботам и увлечениям.

На сегодняшний день невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми, опекунами и подопечными, между детьми, прародителями и родителями, внуками. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения ребенка) с обоими родителями .
(И.Горьковая)
Служба сопровождения замещающих семей
и постинтернатной адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, МОУ КСОШ «Радуга»
 
 
Конфликты в приемной семье между родителями и ребенком
Красноселькуп, 2017 уч.год.