Взаимодействие с родителями. Родительский клуб Надежда


Взаимодействие учителя-логопеда с родителями при работе в общеобразовательной школе
Родительский клуб «Надежда»
Михеева Анна Николаевна, учитель-логопед
муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Ощепковская средняя общеобразовательная школа»
электронный адрес: miheevan2011@mail.ruКраткие рекомендации к использованию: данный материал может быть использован для организации работы с родителями учителями, логопедами, другими специалистами, работающими с детьми как младшего школьного, так и дошкольного возраста.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
при работе в общеобразовательной школе
Родительский клуб «Надежда»
В настоящее время состояние системы образования, нормативные документы, регламентирующие процесс образования, приводят нас к тому, что взаимодействие учителя, специалистов с родителями – необходимость, непременное условие эффективной работы. В работе учителя-логопеда это особенно актуально, так как занятий в школе недостаточно для полноценного освоения навыка правильной речи. Для автоматизации правильного произношения необходимо взаимодействие всех, кто находится рядом с ребенком: и учителей, и родителей, и одноклассников. А задача логопеда – организовать его так, чтобы всем участникам коррекционно-педагогического процесса было интересно. В нашем поселке нет учителей-логопедов, работающих в детских садах, поэтому в школу приходит до 90% детей, имеющих нарушения речи различной степени выраженности и тяжести. На занятия не представляется возможности зачислить всех детей, приходится искать другие пути, привлекая родителей к решению данной проблемы.
В своей работе я использую индивидуальные и групповые, традиционные и новые формы взаимодействия с родителями, такие как анкетирование; ведение тетрадей для домашней работы, где родителям ставится отметка о том, как они выполнили рекомендации; родительские собрания, консультации; учеба родителей будущих первоклассников; информирование через стенд, школьный сайт, электронный дневник, памятки и буклеты по различным темам; открытые занятия, праздники; мастер-классы, родительский клуб «Надежда», электронные письма, телефонные консультации; детско-родительский проект «Мир слов» и др. Клуб «Надежда» объединяет родителей (законных представителей) обучающихся не только нашей образовательной организации (МБОУ ПГО «ОСОШ»), но и МБДОУ ПГО «Чернышовский детский сад», МБДОУ ПГО «Чупинский детский сад», МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №3», МКОУ ПГО для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Пульниковская начальная школа-сад», выпускники которых тоже станут учениками нашей «Ощепковской сош».
Цель: организация работы с семьями по укреплению и восстановлению семейных связей через повышение педагогической культуры родителей (законных представителей), вовлечение их в образовательный процесс ОО как равноправных и равноответственных партнеров
Задачи:
Установить партнёрские отношения с семьями.
Объединить усилия для обучения, развития и воспитания детей.
Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей) обучающихся
Принципы работы клуба: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение педагогической этики.
Отличия заседаний клуба от традиционных собраний:
Неформальный характер общения.
Равноправное положение и активность всех участников обсуждения.
Положительный эмоциональный фон.
Обязательная рефлексия совместной деятельности: умение родителей критически оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчётов. Рефлексия не только итог, но и стартовое звено для постановки новых целей.
Работа клуба позволяет объединить усилия педагогов и родителей (законных представителей), сформировать единые требования к обучающимся, окружить ребёнка и семьи вниманием, создать комфортные условия для самореализации и развития
Фрагмент заседания родительского клуба
Цели: заинтересовать родителей вопросами улучшения речи их детей, показать приемы выполнения артикуляционной гимнастики, развивать навыки взаимодействия с помощью речевых и неречевых средств.
- Здравствуйте, уважаемые родители, заинтересованные в том, чтобы дети были успешны, развиты, умели представить себя и свою работу!
Для разминки давайте попытаемся представить как это – не уметь говорить. Выберите листочки с описанием ситуации и без слов передайте нам, о чес Вы прочитали
- Петя, пошли гулять!
- Я так больно ушиб руку!
- Там в магазин привезли новые игрушки!
- Вчера бабушка читала мне интересную сказку.
- У нас созрели крупные помидоры.
- Когда шел дождь, у нас сломался зонт, и мы промокли
- и т.п.
- Легко ли передать информацию без слов? Точно ли её понимают другие?
- Для чего нужна речь? Какие функции она выполняет? (передача информации, общение и др.)
- Что нужно делать для правильной речи?
* учить слушать и слышать
*четкие, правильные движения языка, губ, челюсти
*правильное дыхание
* правильно строить фразы, предложения
* знать и применять правила письма
Мы обязательно поговорим об этих процессах, но сегодня остановимся на выполнении артикуляционной гимнастики (зарядке для язычка).
Артикуляционная гимнастика—комплекс упражнений для губ и языка.
Упражнения позволяют укрепить мышцы губ и языка, отработать положения языка, необходимые для правильного произношения звуков, переключения с одного положения на другое.
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
а) в школе с логопедом во время индивидуальных занятий
б) с родителями дома.
Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
 Начинать нужно с общеукрепляющих упражнений, которые позволят ребенку почувствовать свой язык, губы, научат сознательно управлять ими. Давайте попробуем!
Упражнения для губ:
«Пещера» - широко открыть рот, как при произношении «А»
«Колечко» - губы округлить, как при произношении «О»
«Улыбка» - губы растянуть в улыбке, как при произношении «И»
«Дудочка» - вытянуть губы вперед, как для поцелуя, или для произношения звука «У»
Чередовать эти положения губ, так как в словах гласные встречаются в разном порядке
Общие упражнения для языка:
«Лопаточка» - язык широкий, спокойный на нижней губе удержать под счет от 1 до 5. Повторить 3-5 раз. Похлопать язык губами, причесать зубами.
«Иголочка» - язык длинный, узкий. Удержать под счет, повторить 3-5 раз. Дотянуться языком до вкусногоЧередование этих упражнений
«Качели» - сначала поднять язык вверх—к носу, затем опустить вниз—к подбородку. Повторить несколько раз. Не спешить, слушать команды.
«Часики» - движения языком вправо—влево, по кругу
Упражнения на подъем языка вверх (звуки «Д»- “Т», “Л», «Р», «Ш», «Ж») «Чистим зубы» - проводим по верхним зубам языком с внешней и внутренней стороны
«Красим потолок» - проводим языком по нёбу от зубов к горлу
«Болтушка» - быстрые движения языком вперед—назад, касаясь верхних зубов
“Дятел» - ударять языком по верхним зубам в разном ритме «Д—дд—ддд»
«Лошадка» - цоканье
«Парус» - кончик языка упирается в верхние зубы
Упражнения для закрепления нижнего положения языка (звуки «С», “З», “К», «Г»)
«Чистим зубы» - проводим по нижним зубам языком с внешней и внутренней стороны
« Забор» - зубы сомкнуты, губы широко открыты
«Силач» - надавливать языком на закрытые зубы
«Горка» - язык упирается в нижние зубы, спинка языка поднимается к небу
«Катушка» - язык упирается в нижние зубы, спинка языка поднимается к небу, потом язык «выкатывается» из рта
 Для того, чтобы упражнения было выполнять веселее, к ним подобранны стихи, загадки, сказки, сами упражнения собраны в комплексы для большей эффективности
- Попробуйте сами придумать, как можно назвать упражнение, когда язычок тянется вверх.
- Как можно назвать упражнение, когда язык лежит спокойно, ровно?
- Давайте вместе придумаем сказку для зарядки «Приключения Язычка»
При привлечении родителей процесс коррекции речи у учащихся происходит быстрее, так как дети чувствуют заинтересованность не только результатом, но и процессом, улучшаются отношения в семьях. так как совместные дела, творчество сближает. Конечно, формы и виды взаимодействия с родителями будут изменяться, но это необходимое условие эффективной помощи детям с речевыми проблемами.