Урок литературы по легенде Горького о Данко Вся суть в одном — единственном завете


«Вся суть в одном-единственном завете»(Тема подвига во имя людей в «Легенде о Данко» А.М.Горького)Урок литературы в 7 классеЕсть только две формы жизни – гниение и горение. Трусливые и жадные выбирают первую, мужественные и гордые – вторую… Да здравствует Человек, который не умеет беречь себя!М.Горький
Цели:
1) обучающие:
расширить знания учащихся о литературных направлениях;
показать особенности романтизма на примере легенды о Данко;
проанализировать легенду о Данко с точки зрения её идейного своеобразия;
2) развивающие:
развивать логическое мышление и связную речь учащихся;
совершенствовать навыки работы учащихся с художественным текстом;
3) воспитывающие:
через анализ легенды воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, способности к самопожертвованию.
Оборудование: медиапроектор, презентация к уроку, портрет М. Горького, иллюстрации
к произведению.
Ход урока.
1) Орг. момент.
2) Работа с эпиграфом.
А) Вступительное слово учителя.
.Мы продолжаем знакомство с ранними романтическими произведениями Горького, в которых он поднимает очень важные для человека вопросы. Во многих его произведениях есть герои, которых он называет «людьми с солнцем в крови».*Как вы понимаете смысл этой метафоры?/Солнце дает свет, тепло, жизнь. Герои «с солнцем в крови» те, что живут не для себя, а для других людей, даря им радость, красоту, добро, подчас жертвуя собой во имя этой любви к людям. Именно они представляют собой романтический идеал раннего Горького, воплощающий в себе высшую степень любви к людям, идеал красивого, гордого, сильного человека. Один из таких героев – «гордый смельчак» Данко, совершивший высокий подвиг во имя любви к людям./

Б) Постановка задач.
Выявить основную идею «Легенды о Данко».
Дать характеристику образу Данко.
Доказать, что в жизни всегда есть место подвигу.
Легенда была написана в 1895 году, когда назревала революционная ситуация в стране. Почему Горький выбирает жанр легенды? Дело в том, этот жанр, как нельзя лучше, подходил для его замысла: кратко, взволновано, ярко показать все лучшее, что может быть в человеке, а также не привлекая внимания властей показать существующую ситуацию в стране.
3) Работа над литературоведческими понятиями.
А) - Так что такое легенда?
(Легенда (от. лат. legenda – буквально «то, что следует прочесть») –
произведения, созданные народной фантазией, где сочетается реальное и
фантастическое).
- Да, легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые легко воспринимаются как достоверные.
- Рассказ «Старуха Изергиль» написан в духе Романтизма.
Б) Презентация « Романтизм и его герои». (Предварительное д/з для 2 уч-ся).
4) Аналитическая беседа по тексту «Легенды о Данко».
А) Беседа.
* Почему племя оказалось в бедственном положении и не имело право погибнуть?
(«Это были всё - таки сильные люди, и могли онибиться насмерть с теми, что однажды победили их, но
они не могли умереть в боях, потому что у них были
заветы....»)- Как вы понимаете слово «заветы»?(То, что передаётся из поколения в поколение: обычаи,обряды...)* Почему именно Данко, по мнению автора, взялся вывести племя из болот?
* С какой целью Данко берётся за это дело, может, он хочет быть лидером или ему по душе слава?
* Что же отличает Данко от других членов племени?
* Почему соплеменники, вначале доверившись Данко, потом начинают возмущаться и даже хотят убить?
(Очень трудно было идти, они теряли силы; но имбыло стыдно признаться в этом, легче обвинить
Данко).* Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними?
/- Гроза – страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии.
- Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они передают динамику действия.- Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, “молнии разрывали тьму в клочья”.
- Из тьмы выступало “что-то страшное, темное и холодное”. Автор даже не называет, что это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности, загадочности, а значит, возрастает и страх./
* Почему в ответ на злобу и ненависть толпы в Данко растёт чувство жалости?
* Что вы можете сказать о Данко? Каким вы его себе представляете?
-*В каких словах Данко выражена его жизненная позиция?
( «Что сделаю я для людей!?»)
* Ради чего живёт Данко?
* Как сильно он любит Людей? Чем он жертвует ради них?
( Своим сердцем, а значит жизнью).
* Какой момент следует считать кульминационным?
(- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)
*Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?
(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.
- Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.
- Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)* Скажите, этот поступок Данко – подвиг или глупое поведение?
* Вспомните, что такое подвиг.
( Подвиг – это героический поступок, совершённый в опасных условиях,связанный с риском).
* В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?
(Когда человек понимает, что другим людямгрозит смертельная опасность и без помощи им не
выжить).
* Когда, во время каких событий, было совершено много подвигов?
(во время войны)
* А сейчас можно совершить подвиг?
Б) Сообщение «Герои сегодняшнего дня». (Предварительное д/з для 2 уч-ся).
* Почему эти люди так поступили? Была ли необходимость в их героизме?
* Чем они похожи на Данко.
* Данко совершил подвиг и принёс в жертву своё сердце и свою жизнь. Не напрасна ли была его жертва?
-*Почему вы так думаете?
(Он вывел людей из леса и спас их).
*Как люди отреагировали на гибель Данко?
(Не заметили).
* Почему «осторожный» человек наступил на сердце Данко?
(Чего-то испугался).
5) Вывод:
* В чём заключается смысл легенды о Данко: в прославлении героизма или в стремлении научить уважать героизм?
* В чём, по-вашему, заключается это уважение?
(Помнить героев).
6) Подведение итогов.
А) Беседа.
* Какую память оставил о себе Данко? (голубые искры).
Учитель:
- Да, голубые искры, которые попадают в сердца людей и заставляют их пылать такой же любовью к людям, которая жила в Данко. Одни люди с пылающими сердцами совершают подвиги (о них мы уже слышали), другие всю свою жизнь превращают в подвиг).Б) сообщение «Люди с пылающими сердцами». (Предварительное д/з для 2 уч-ся).
В) Вывод: не зря погиб Данко – искры от его сердца до сих пор воспламеняют сердца людей на добрые поступки.
Г) Создание синквейна «Данко».
Примеры синквейнов, составленных детьми.
Данко.
Смелый, красивый.
Жалел, спасал, погиб.
Красивые – всегда смелы.
Подвиг.
Данко.
Бескорыстный, благородный.
Любит, ведет за собой, погибает.
Во имя других готов пожертвовать собой.
Человек-легенда.
5. Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”