Программа социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Согласовано: УТВЕРЖДАЮ
Замдиректора по УВР Директор ГБП ОУ РК «КМТК»
__________ Е.А. Чистякова ___________В.П. Чернопятов
«____» _________ 201___г. «____» _________ 201___г.
Программа социально-педагогического сопровождения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Путь к самостоятельной жизни»
(модифицированная)
Составитела:
Социальный педагог
Мазур А.В.
Керчь
2016
Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем. Одной из основных проблем в работе с данной категорией детей является - социализация.
Эти дети чаще всего воспитываются в детских домах, воспитатели заменяют им и пап, и мам, в них проходит их начальный период жизни, период становления личности. Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, формирующей личность, включенную в общественные отношения, и обеспечивающей нормальное социальное функционирование. Социализация является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности. Условиями психологического развития служат биологические факторы (врожденные свойства организма, его полноценное созревание), источником – социальные (общественная среда), а движущей силой – активное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Это возможно только в случае, если социализация оказалась успешной и проходила в семье, так как в других случаях этот процесс очень редко бывает успешным. Успешная социализация обеспечивает реализацию всех ожиданий человека, он становится гармоничной личностью, то есть развивающейся в соответствии с запросами общества, адекватно-реагирующей на изменения в обществе и чувствующей себя комфортно в обществе. Неудавшаяся социализация характеризуется невключенностью человека в различные сферы жизни, которые имеют для него важное или не очень важное значение. В детском возрасте закладываются те основы, та почва, на которой дальше развивается личность. От этого фундамента зависят развивающиеся качества ребенка – лидера или жертвы, самооценка, которая, конечно, может видоизменяться, но его основа постоянна. Если ребенку говорили каждый день, что он слабый, ничего не может сделать сам, то он в конце концов, поверит в это и будет жить с этим. В детском возрасте закладывается тот жизненный сценарий, который будет реализовываться в течение всей жизни.
Социализация подрастающего поколения остается важнейшей функцией каждого образовательного учреждения. Благодаря социализации осуществляется взаимодействие людей друг с другом, передача социального опыта и культурных ценностей от одного поколения к другому. Но процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в колледже отличается от процесса социализации детей из семей, поскольку у них формируется особая внутренняя позиция, которая затрудняет их последующую адаптацию к самостоятельной жизни. Для такой позиции характерны нереалистичность жизненных планов, инфантилизм, отсутствие самостоятельности и ответственности за свои поступки.
В настоящее время, в связи с широким распространением компетентностного подхода, все более значимой во всех сферах жизни человека признается его социальная компетентность, которая рассматривается как интегративная характеристика современной личности.
Деятельность по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в обществе осуществляется не достаточно эффективно и требует дальнейшего поиска новых подходов и технологий.
Несмотря на довольно значительный опыт, большинство педагогов занимающихся данной проблемой, опираются только на собственный опыт и наработки. Более того, зачастую такая деятельность вовсе не осуществляется, по причине отсутствия научно-методической базы и непонимания ее необходимости.
Изложенное позволило выявить противоречие между востребованностью повышения качества подготовки этой категории детей к самостоятельной жизни и недостаточной разработкой технологий, обеспечивающих их адаптивность и самостоятельность во взрослой жизни. Данное противоречие определило тему программы: «Путь к самостоятельной жизни»
Цель и задачи программы
Цель программы – формирование и развитие у детей-сирот и детей-лишенных родительского попечения основных составляющих социальной компетентности.
В ходе реализации предполагается решить следующие задачи:
- формирование и отработка умений и навыков, необходимых для успешной самостоятельной жизни;
- развитие умений, связанных с самоанализом и самоорганизацией, их социально-коммуникативных способностей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки в ситуациях, связанных с изменением их представлений о самостоятельной жизни.
Структура программы
Программа включает в себя три блока:
психологический;
социально-педагогический;
социально-правовой.
Каждый блок включает ряд занятий, которые проводятся в разнообразных формах (ролевые игры, беседы, тренинги, тесты, дискуссии, экскурсии). При проведении занятий используются интернет ресурсы, видеоматериалы, материалы периодической печати. К проведению занятий привлекаются классные руководители групп, кураторы, мастера п/о, воспитатели, библиотекарь, социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по УВР, а также специалисты различных социальных служб, центров, сотрудники правоохранительных органов.
В программе, большое внимание уделено практической направленности занятий, на которых отрабатываются конкретные умения и навыки, необходимые для самостоятельной жизни студентов.
Содержание программы
№ п/п Название блоков Задачи работы Темы занятий и форма их Время проведения Ответственный
Психологический Обучение навыкам самоанализа и рефлексии.
Развитие Я-концепции.
Формирование потребности в саморазвитии. Я и мое будущее (круглый стол). Сентябрь Социальный педагог, Педагог-психолог
Развитие жизненных целей (тренинг). Октябрь Я и моя профессия (беседа) Ноябрь Если я не могу…, то кто..? (ролевые игры по поиску помощи в сложной жизненной ситуации). Декабрь Распределение времени (консультирование по составлению индивидуального режима дня). Сентябрь Поведение в конфликтной ситуации (тренинг). Февраль Свободный час (дискуссия о свободном времени) Октябрь Как добиться успеха? (тренинговое занятие) Январь Проблемы отцов и детей (круглый стол). Май Соци льно-педагогический Обучение навыкам и умениям рационального подхода к организации будущей самостоятельной жизни. Слагаемые комфорта (экскурсия в магазин мебели и бытовой техники). Январь Социальный педагог, Педагог-психолог, воспитатели общежития, повар столовой, мастера п/о
Сам себе дизайнер (практическое занятие по составлению плана квартиры и «расстановке» мебели). Январь Азбука ремонта (экскурсия в магазин стройматериалов). Февраль Рациональное питание (практическое занятие по составлению меню на неделю). Март Принимаем гостей (деловая игра). Март Кулинарный поединок (игровая программа по приготовлению блюд из определенного набора продуктов). Апрель Разумные и неразумное потребности (беседа). Октябрь Товар, покупатель и продавец (ролевая игра). Апрель Заполнение и оплата квитанций коммунальных услуг (практикум). Май Экономный ли ты хозяин (тест). Февраль На чем можно экономить (обсуждение). Февраль Чтобы дома было чисто (практикум по использованию средств по уходу за жилищем). Апрель Бережное отношение к вещам (беседа-практикум). Ноябрь Как одеться, если… (практикум). Октябрь Планирование бюджета (деловая игра). Апрель Возможности организации досуга (беседа). Сентябрь Социально-правовой Формирование правовой культуры.
Обучение практическому применению полученных знаний. Как уберечься от «черных риэлторов» (беседа). Март Социальный педагог, Педагог-психолог, юрист
Знаешь ли ты трудовое законодательство (викторина). Апрель Мои права (мини-сочинение). Сентябрь Взаимодействие с социальными учреждениями города (беседа). Октябрь Свобода и ответственность (диспут). Ноябрь В мире документов (беседа). декабрь Собственность: права и обязанности (диалог). Январь Образование и право (дискуссия). Апрель Право потребителя (ролевая игра). Май Как устроиться на работу (круглый стол). Май Предполагаемые результаты
Планомерная и продуманная работа по направлениям программы будет способствовать в целом повышению социальной компетентности студентов данной категории, а значит снижению рисков, связанных в будущем с проблемами в организации их взаимодействия с различными социальными службами, самостоятельного обеспечения себя прожиточным минимумом, решения других социально-бытовых вопросов.
Психолого-педагогическая диагностика по окончанию обучения по программе должна показать повышение уровня не только теоретической, но и практической готовности студентов к самостоятельной жизни.
Социальный педагог А.В. Мазур