Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье

Общение взрослого и ребенка в условиях детского дома
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек превращается в личность, приобретает высшие познавательные способности и качества.
Общение это взаимодействие людей, направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Взаимодействие представляет собой системное и устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию взаимодействующего.
Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:
- учебно-дисциплинарную;
- личностно-ориентированную.
1. Учебно-дисциплинарная модель общения складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было "Делай как я". Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения.
В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения.
2. Личностно-ориентированная модель общения нацелена на обеспечение чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения. Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.
В связи с этим в современной науке и практике все большее признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса, а также методы групповой дискуссии.
Педагогическое общение это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту.
Общение многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребности. например, физиологические (такие, как голод) и психологические (прежде всего, это потребность в положительных эмоциях). И во все времена потребность эта удовлетворялась с использованием общения. Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем либо окружающих, призвать к себе на помощь, вызвать сочувствие все это вечные задачи общения. Природа предусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной готовности для человеческих существ. Способность к общению у человека врожденная. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. Поэтому все сотрудники детского дома должны отчетливо осознавать свою роль в воспитании детей, свое влияние на межличностные отношения в коллективе, друг с другом.
Для воспитанников детских домов характерно отставание в сфере общения со взрослыми и в сфере общения со сверстниками.
В сфере общения со взрослыми существенным фактором, искажающим становление личности ребенка - сироты, является дефицит отношений совместности с окружающими его взрослыми. Содержание и форма общения со взрослыми определяются режимными моментами и условиями групповой жизни детей.
В целом общение со взрослыми смещено из сферы практической деятельности в дисциплинарную. Это условно создает ценность детской личности (позитивное отношение взрослого не дано изначально, его надо заслужить), способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребенка от оценок взрослого, что, в свою очередь, блокирует развитие автономности, инициативности.
Эмоциональная бедность контактов со взрослыми определяет особую напряженность потребности во внимании и доброжелательности. Это затрудняет освоение детьми- сиротами социально- ролевых позиций друга, партнера, конкурента. В условиях детского дома ребенок постоянно находится в узкой закрытой группе сверстников, не имея возможности предпочесть ей другую. Такая безусловная отнесенность часто приводит к развитию невротического механизма слияния с группой (феномен детдомовского «мы»).
В связи с этим воспитателям детского дома для преодоления подобных трудностей развития навыков общения у воспитанников можно использовать следующие виды деятельности:
- освоение и использование методики коллективной творческой деятельности, коллективных обсуждений педагогами, воспитанниками в процессе организации совместных дел, повседневной жизни детского дома;
- включение в совместную деятельность взрослых и детей на основе свободного самостоятельного выбора видов и форм деятельности;
- изучение творческих способностей педагогов, воспитанников и создание совместных творческих групп и объединений;
- создание инициативной группы по формированию взаимоотношений педагогов и воспитанников;
- организация ежедневных встреч-диалогов воспитателей и детей "Как лучше понять друг друга", "Как построить взаимоотношение педагогов и детей" и т.д.
-проведение дня вопросов и ответов в адрес друг друга;
- организация праздничной почты;
- проведение экспромтных творческих дел с участием старших и младших;
- проведение мероприятий, предполагающих совместную деятельность старших и младших;
- взаимные приглашения представителей других групп на групповые мероприятия (вечера, конкурсы, встречи и т.д.);
- организация дел, предполагающих неформальное общение (вечеров отдыха, "капустников" и т.д.);
- изучение воспитанников, их взаимоотношений, регулирование воспитательного процесса на основе его диагностики.















15