Программа социальной адаптации и сопровождения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Поверь в себя»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №25 г. Братск»
665717 Иркутская обл., г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Комсомольская 10в, тел/факс: 8(3953)41-39-17,
E-mail: format251@yandex.ru
Программа социальной адаптации и сопровождения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Поверь в себя»
2016 – 2018 годы
Пояснительная записка
Кризис российского общества, связанный с переменами в политической, социально-экономической, культурной сферах, вызвал резкое ухудшение положения детей, воспитывавшихся в школах-интернатах. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально – культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям.Выпуск из школы-интерната - ответственный, сложный момент для молодого человека. Часто выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются в малознакомых им районах города, их социальные связи рвутся, значимые для них люди остаются в прошлом, ориентиры на будущее размыты или отсутствуют, должного опыта социальной адаптации и общения с новыми людьми нет.
Проблемы, адаптации и социализации выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть эффективно решены только в межведомственном взаимодействии.
В связи с этим возникла необходимость создания программы, направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей. Данная программа содействует развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе.
Правовую основу программы социальной адаптации выпускников школы – интерната составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ», постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Концепция создания системы адаптации и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области на 2013 - 2015 годы и другие.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» выпускниками учреждений для детей сирот являются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения.
Социальная адаптация определяется как процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической и моральной травмой. Под социальной адаптацией понимаются меры, позволяющие ребенку приобрести компетенции, необходимые для успешной социализации после выхода из организации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель программы по социальной адаптации и сопровождению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается в оказании социально-психологической помощи детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, направленной на обеспечение полноценной жизни в обществе; формировании самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы. Задачами программы социальной адаптации и сопровождения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступают следующие положения:
-теоретическое и практическое обеспечение процесса социальной адаптации выпускников;
-совершенствование воспитательной работы в школе-интернате по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни в обществе;
-создание системы психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-обеспечение взаимосвязи школы-интерната, ПУ и учреждений в решении проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.
-обеспечение межведомственного взаимодействия в решении вопросов сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В результате реализации программы социальной адаптации и сопровождения детей станет возможным более полное обеспечение социально-психологической защищенности выпускников, с учетом их потребностей и интересов, способствующее формированию самостоятельности и ответственности, возможности полноценной жизни в обществе.
Программа по социальной адаптации и сопровождения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусматривает следующие направления работы:
- правовая социализация и безопасность жизни;
- профессиональное самоопределение;
- планирование личного бюджета;
- культура поведения и общения, этика семейных отношений;
- здоровый образ жизни.
В период подготовки подростков (14-15 лет) к выпуску из интерната и переходу к обучению в учреждениях системы профобразования важно продолжить и расширить деятельность, направленную на формирование личностной, социальной, профессиональной идентичностей, на приобщение их к ценностям семьи, к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у подростков гражданской российской идентичности, воспитания у них осознанной и ответственной любви к Родине и уважения к культурно - историческому наследию и достоянию ее многонационального народа.
Важно понимать, что на финальном отрезке подросткового возраста (14-15 лет) у выпускников учреждений интернатного типа все еще невысок потенциал социальной адаптации к условиям обычной жизни. Уровень социальной дезадаптации подростков-сирот в несколько раз превышает таковой по сравнению с обычными подростками. Подросток нуждается в психолого-педагогическом, социально-психологическом сопровождении. При реализации программы социальной адаптации необходимо постоянно иметь в виду и такой фактор, как доверие подростков к педагогам интернатных и профессиональных учреждений и другим лицам, общающимся с ними и участвующим в совместной деятельности. Чувство доверия строится не только на искренней озабоченности воспитателя судьбами подростков, но и на убедительности для них его жизненного опыта, на его способности ставить себя на место каждого из них и в доверительном диалоге обсуждать все возможные сценарии развития конкретных актуальных ситуаций.
Социальная адаптация, будучи по своей природе всеобъемлющим и универсальным процессом, способна при правильной организации привести к позитивным результатам практически во всех сферах деятельности, где человек взаимодействует с другим человеком, группой людей, большим коллективом, обществом и, опосредованно, человечеством.
В результате реализации программы социальной адаптации «Поверь в себя» станет возможным более полное обеспечение социально-психологической защищенности выпускников с учетом их потребностей и интересов, формирование самостоятельности и ответственности, возможности полноценной жизни в обществе.
Социальная адаптация осуществляется по нескольким направлениям, по каждому из которых должны быть достигнуты определенные результаты:
- формирование у выпускников самостоятельности в реализации своей жизни (решать собственные насущные социальные проблемы, самоидентификация, умение составлять реальный личный бюджет, ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности, бережное отношение к жилью, осознание своих прав и обязанностей, умение осуществлять различные виды коммуникации);
- формирование гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации);
- формирование социальной ответственности и компетентности (позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина; умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, из общественно неодобряемых предложений ближайшего окружения, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм; умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, коллективе);
- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни личности;
- формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).
На изучение программы отведено 1 час в неделю, 34 часа в год.
По результатам психолого – педагогических исследований, можно обозначить четыре группы выпускников и особые сценарии сопровождения их постинтератной адаптации:
Первая группа – это дети – сироты, от которых отказались родители в роддоме. Выпускникам предлагается выбрать для себя «значимого взрослого», который оказывает содействие в решении различных бытовых и жизненных проблем.
Вторая группа – это дети, оставшиеся без попечения родителей, которые имеют закрепленное жилье. Выпускникам оказывается комплексная социально – психолого – педагогическая помощь в процессе социальной адаптации к самостоятельной жизни.
Третья группа – дети, оставшиеся, у которых нет закрепленного жилья. В данном случае помощь оказывается со стороны специалистов разных ведомств.
Четвертая группа – это воспитанники, у которых родители возвращаются из мест лишения свободы. В данном случае осуществляется контроль за всеми сферами жизнедеятельности воспитанника и организацию необходимой поддержки в кризисных ситуациях.
При разработке тематики мероприятий по программе социальной адаптации соблюдается учет психологического, социального, медицинского статуса воспитанников, программа социальной адаптации «Поверь в себя» отвечает потребностям каждой из перечисленных групп; мероприятия и тематика занятий отличается важными аспектами организации их постинтернатного сопровождения.
Сценарии сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от группы выпускников, строятся по индивидуальным траекториям. Социально-педагогическая поддержка предполагает помощь воспитаннику в построении им своих социальных отношений, помощь в решении личностных проблем и преодолении трудностей социализации.
Индивидуальные траектории предусматривают помощь в социальной адаптации воспитанника к новым для него жизненным ситуациям: совместный анализ новой ситуации, определение отношения к ней, совместный поиск способов поведения, организация условий для осознания учащимися своих возможностей, самоопределения как в широком смысле (личностного, профессионального), так и в образовательной сфере. Выбор воспитанникам индивидуальных траекторий сопровождения необходимо рассматривать в контексте самоопределения личности, поэтому психологическое сопровождение индивидуального выбора происходит в неразрывной связи с решением таких задач, как помощь в саморазвитии; ознакомление их с культурными средствами саморазвития; создание ситуаций свободной самоорганизации, экспериментирования со своими возможностями.
По степени сложности проблем, с которыми сталкиваются выпускники в период постинтернатной адаптации, и соответственно требуемой им помощи в социальной адаптации, можно наметить следующие индивидуальные траектории помощи:
Для первой группы детей – сирот, от которых отказались родители в роддоме. Выпускникам предлагается выбрать для себя «значимого взрослого», который оказывает содействие в решении различных бытовых и жизненных проблем, в том числе связанных с трудоустройством и профессиональной адаптацией; способствовать формированию жизненно необходимых навыков (вести домашнее хозяйство, делать мелкий ремонт, рационально расходовать денежные средства и др.), контроль за сохранностью жилья.
Для второй группы детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют закрепленное жилье. Выпускникам оказывается комплексная социально – психолого – педагогическая помощь в процессе социальной адаптации к самостоятельной жизни. В преддверии выпуска ребенка – сироты из школы интерната психолог и социальный педагог изучают ситуацию в семье на предмет возможности проживания в ней ребенка, психолог оценивает возможность реабилитации семьи, если проживание невозможно, то социальный педагог проводит необходимую работу, направленную на положительное решение жилищного вопроса. Воспитатель помогает выпускникам наладить контакт с кровными родственниками, устанавливает возможность совместного проживания с ними, социальный педагог помогает ликвидировать задолженность по оплате за жилье. Специалисты оказывают консультативно – правовую помощь выпускникам, оказывают моральную поддержку в период адаптации к самостоятельной жизни.
Для третьей группы, к которой принадлежат дети, оставшиеся без попечения родителей, у которых нет закрепленного жилья, оказывается помощь со стороны специалистов разных ведомств. Постинтернатная адаптация предполагает комплексную помощь, с участием всех специалистов образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для воспитанников четвертой группы, у которых родители возвращаются из мест лишения свободы, необходимо особое внимание и помощь со стороны специалистов. В данном случае осуществляется контроль за всеми сферами жизнедеятельности воспитанника и организацию необходимой поддержки в кризисных ситуациях. Специалисты способствуют решению проблем с жильем, устанавливают связь с родственниками, проводят необходимую работу с микроокружением выпускника, оказывают социальную поддержку, способствуют получению профессии, трудоустройству.
Реализация программы социальной адаптации «Поверь в себя» предполагает ряд этапов:
1. Диагностический  этап:
- Изучение  научной  и методической  литературы  по  проблеме  исследования.
- Изучение  особенностей  социальной  среды и  социальной  ситуации, в которой  находятся   участники  программы.
- Диагностика наиболее  типичных трудностей, возникающих  в процессе  адаптации  подростков к самостоятельной  жизни.
2. Организационно-деятельный  этап:
- Корректировка  программы   с учётом  полученных  диагностических  данных.
- Реализация  системы занятий по  программе.
3. Итоговый  этап:
- Совместный  анализ  занятий  со  специалистами   образовательного  учреждения, принимающими  участие  в реализации  программы.
- Диагностика  изменений, произошедших с  подростками в ходе реализации программы.
- Психолого-педагогический  анализ  результативности  программы  в целом.
- Определение  перспектив реализации  данной  программы  в дальнейшем.
Примерные программные мероприятия по социальной адаптации выпускника интернатного учреждения
Мероприятие Срок исполнения Ответственный Планируемый результат Фактический результат
1. Мероприятия по подготовке воспитанника к самостоятельной жизни.
1.1. Формирование навыка по планированию личного бюджета
Лекция о правильном планировании своего бюджета Раз в квартал Социальный педагог, воспитатель Формирование умения грамотно расставить приоритеты покупок. Сформированность навыка планирования своего бюджета.
Проведение воспитательных часов по теме: «Личные доходы и расходы», «Экономика моей семьи», «Как накопить на крупную покупку», «От чего можно отказаться» и др. Раз в месяц Социальный педагог, воспитатель. Планирование предполагаемых доходов и расходов. Умение планировать свой бюджет и расходы.
Проведение сюжетно –ролевых игр «Монополия», «Магазин», «Аптека», «Банк» и др. Раз в месяц Педагог-психолог, воспитатель. Формирование навыков обращения с денежными средствами. Умение обращаться с денежными средствами в зависимости от ситуации.
Практическое занятие.
Выходы в организации, с целью прививания практических знаний (магазин, аптека и другие). Раз в 3 месяца Социальный педагог, воспитатель. Получение практических знаний о работе данных учреждений. При необходимости умение обращаться в данные структуры.
1.2. Приобретение бытовых навыков
Воспитательские часы по теме: «Личная гигиена», «Декоративная косметика», «Что значит быть красивым» и др. Раз в месяц Медицинский работник, воспитатель. Формирование культурно-гигиенических навыков. Сформированная система культурно-
гигиенических навыков.
Проведение сюжетно-ролевых игр «Уютный дом», «Благоустроенная территория» и др. Два раза в год Педагог-психолог, воспитатели. Бережное отношение к себе и окружающему миру. Сформированная система ценностей
по бережному отношению к себе
и окружающему миру.
Проведение тренинговых занятий по теме: «Я и моё тело», «Жизнь в гармонии!» Два раза в год Педагог-психолог, медицинский работник. Формирование ценностного отношения к себе и окружающим. Сформированная система ценностей
по бережному отношению к себе
и окружающим.
Организация и проведение семейных праздников с приготовлением и сервировкой стола. Раз в месяц. Воспитатель. Обучение приготовления пищи и навыкам сервировки стола. Сформированная система навыков
приготовления пищи и навыков сервировки стола.
Обучение дополнительного образования (швейная мастерская, столярная мастерская, прикладное творчество, кулинария и др.) Раз в месяц Воспитатель. Формирование бытовых и трудовых навыков. Сформированная система бытовых
и трудовых навыков.
1.3. Профориентация выпускников
Проведение комплекса диагностических мероприятий.
2 раза в год
Педагог-психолог,
социальный педагог, специалисты Центра занятости.
Выявление сферы профессиональных
интересов и предпочтений выпускников. Диагностика сферы профессиональных интересов и предпочтений выпускников
и ее
использование
в профориентационных целях.
Проведение тренинговыхзанятий «Мир профессий»,
«Мир моих увлечений»
и др.
1 раз в 3 месяца
Педагог-психолог
Ознакомление с существующими профессиями и осознание своих
возможностей.
Сформированная система представлений о существующих профессиях и осознание
своих возможностей
в какой-либо профессиональной сфере.
Выезд в центр занятости для
диагностики профессионального самоопределения.
1 раз в год
Специалисты Центра занятости, социальный педагог
Выявление сферы профессиональных
интересов и предпочтений выпускников.
Диагностика направленности профессиональных интересов выпускников.
Организация встреч с представителями разных профессий.
2 раза в год
Социальный педагог
Расширение кругозора и ознакомление с миром профессий.
Расширение представлений о мире профессий.
1.4. Здоровый образ жизни
Проведение утренней зарядки, обливание водой комнатной температуры, закаливающие процедуры. Постоянно Воспитатель. Формирование навыков здорового образа жизни, способствование укреплению здоровья. Сформированная система ценностей
по
бережному
отношению
и укреплению своего здоровья.
Проведение круглых столов, диспутов, семинаров, конкурсов плакатов, стенгазет по здоровому образу жизни. Два раза в год Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель. Формирование навыков ответственного поведения и сознательного отказа от вредных привычек. Сформированная система ценностей
по реализации ответственного поведения в отношении своего здоровья.
Занятия в спортивных секциях, посещение бассейна, лыжные прогулки, катание на коньках По плану Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, медицинский работник. Укрепление здоровья. Сформированная система навыков по
укреплению здоровья.
1.5.Повышение правовой грамотности
Ознакомление с законодательством РФ: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон «Об образовании», ФЗ №159, Семейный кодекс и др. Раз в месяц Социальный педагог. Повышение правовой грамотности и воспитание уважения к закону. Сформированная система знаний,
обеспечивающих правовую грамотность и уважение к закону.
Проведение практических занятий по оформлению документов. Раз в год Социальный педагог, воспитатели Повышение правовой грамотности и воспитание уважения к закону. Сформированная система навыков
правовой грамотности.
1.6. Формирование этики и психологии семейных отношений
Проведение лекций, бесед, круглых столов, диспутов по этике и психологии семейной жизни. Два раза в год Педагог-психолог. Информирование об этике и психологии семейной жизни. Информированность
об этике и психологии семейной жизни.
Установление родственных отношений с кровными родственниками. Постоянно Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель. Формирование ценностного отношения к семье. Сформированная система ценностных отношений к семье.
Проведение тренинговых занятий «Моё представление о семье», «Роль мужчины и женщины» и т.д. По плану педагога-психолога Педагог-психолог. Формирование представлений об устройстве семьи. Сформированная система представлений об устройстве семьи.
1.7. Формирование коммуникативных навыков
Проведение комплекса диагностических мероприятий по коммуникативной культуре. По плану педагога-психолога Педагог-психолог Выявление уровня сформированности коммуникативных навыков Диагностика уровня сформированностикоммуникативных
навыков и показ возможностей использования
их в социуме.
Проведение тренинговых занятий «Я и моё окружение», «Мир общения» и т.д. По плану педагога-психолога Педагог-психолог Формирование внешних коммуникативных навыков. Сформированная система коммуникативных навыков, используемых
в различных социальных условиях.
1.8. Формирование бытовых навыков
Проведение практических занятий по приготовлению пищи. Постоянно Воспитатель Формирование навыка приготовления пищи. Сформированная система навыков приготовления пищи.
Проведение конкурсов на лучшую комнату. 1 раз в месяц Воспитатель Формирование навыка
поддержание чистоты и порядка в своих комнатах. Сформированная система культурно-
гигиенических навыков.
2. Этика и психология семейных отношений
2.1. Формирование этики и психологии семейных отношений
Оказание помощи по вопросам семейных отношений. По мере необходимости Педагог-психолог Разрешение спорных семейных ситуаций. Система знаний по вопросам разрешения спорных семейных ситуаций.
Продолжение работы по укреплению родственных связей. Раз в квартал Соц.педагог, педагог-психолог Формирование ценностного отношения к семье. Система знаний о ценностном отношении к семье.
3. Постинтернатное сопровождения выпускника в самостоятельной жизни
Оказание помощи при поступлении в профессиональные учреждения. По окончанию учебного заведения
Социальный педагог. Помощь в поступлении в профессиональные учреждения, организация перехода из одного учреждения в другое. Поступления в профессиональные учреждения.
1. Изучение законодательства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа:
1)федеральный закон;
2)региональный закон,
3) порядок обеспечения жилым помещением
2. Консультирование Органами опеки и попечительства перед совершеннолетием выпускников
За год до окончания учебного заведения Соц. педагог
Органы уполномоченные по обеспечению жилыми помещениями Получение знаний по действующему законодательству
Вручение памятки, где подробно описано, куда и какие документы он должен предоставить.
Реализация права на обеспечение жилым помещением.
Получение полной информации о реализации его прав на обеспечение жилым помещением.
Календарно-тематическое планирование
Направления социально - педагогической работы
Правовая социализация
Безопасность жизни Профессиональное самоопределение Планирование личного бюджета Культура поведения и общения
Этика семейных отношений Здоровый образ жизни
1 2 3 4 5
Сентябрь
08.09.2015
Вводное занятие
«Поверь в себя»
(Знакомство с программой). 15.09.2015
Анкета
«Моя будущая профессия».
Рисуночные методики
«Кем я буду, когда вырасту?».
22.09.2015
Беседа
«Как правильно спланировать свой бюджет»
(формирование умения грамотно расставить приоритеты покупок). 29.09.2015
Беседа с элементами игры.
«Речь – средство передачи мыслей и чувств».
Октябрь
06.10.2015
«Я и мои права»
Права ребенка.
«Право и закон».
(Подготовка воспитанников интерната к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе). 20.10.2015
«Куда пойти учиться?»
27.10.2015
Практическое занятие.
Выход в организации, с целью прививания практических знаний:
Выход в магазин.
13.10.2015
«День именинника»
(Формирование навыков организации и проведения семейных праздников) Ноябрь
10.11.2015
Беседа-диалог
«Преступление и наказание»
(Правовой всеобуч «Ты и закон»)
17.11.2015
«Профессиональные праздники».
Изготовление коллажа
24.11.2015
Беседа-диалог
«От чего можно отказаться?»
(Умение планировать свой бюджет и расходы). Декабрь
15.12.2015
Конкурсы
«Это должен каждый знать обязательно на 5!»
08.12.2015
Беседа-диалог
«Успех в профессии – успех в жизни»
(просмотр презентации с последующим обсуждением)
22.12.2015
Практическое занятие.
Выход в организации, с целью прививания практических знаний:
Выход в магазин, аптеку.
29.12.2015
«День именинника»
(Формирование навыков организации и проведения семейных праздников) 01.12.2015
Просмотр презентации, обсуждение
«День борьбы со СПИДом»
(Формирование навыков здорового образа жизни)
Январь
12.01.2016
Просмотр видеофильмов с последующим обсуждением:
«Оказание первой помощи». 26.01.2016
Профессии добра.
Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии.
19.01.2016
Беседа за чашкой чая
«Пусть таинственность и красота с тобою неразлучны будут»
(о женственности и девичьей чести)
«Праздник Крещение» Февраль
02.02.2016
Изучение законодательства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
(знакомство с документами) 09.02.2016
Возможности получения профессионального образования в нашем регионе.
16.02.2016
«Личные доходы и расходы»
(Умение планировать свой бюджет и расходы). Март
02.03.2016
Ознакомление с законодательством РФ: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон «Об образовании», ФЗ №159,
Семейный кодекс и др.
(Повышение правовой грамотности и воспитание уважения к закону) 23.03.2016
Сюжетно-ролевые игры с профессиональным уклоном.
30.03.2016
Беседа - диалог
«Как накопить на крупную покупку» 16.03.2016
Вечер – конкурс
«Умелая хозяйка» Апрель
06.04.2016
Проведение практических занятий по оформлению документов.
(Повышение правовой грамотности и воспитание уважения к закону) 13.04.2016
Занятость и трудоустройство в России;
Трудовой договор;
Заработная плата;
Условия труда несовершеннолетних;
ЦЗН и его роль в государстве; Социальное обеспечение граждан. 20.04.2016
Практическое занятие «Напиши письмо…»
Выход в организации, с целью прививания практических знаний:
Выход на почту, отправь письмо.
27.04.2016
«День именинника»
(Формирование навыков организации и проведения семейных праздников) Май
18 05.2016
Беседа за чашкой чая «Подведение итогов и определение целей на будущее» 11.05.2016
Деловые бумаги, правила их составления.
Анкета «Мои профессиональные планы».
04.05.2016
Выход в кинотеатр, выставку. 25.05.2016
Состязания на свежем воздухе
«Здоровый дух – в здоровом теле!»
(Пропаганда здорового образа жизни)
Июнь – август
1. Подача документов в учебные заведения.
1.Оформление документов на детей - сирот для поступления в училище.
1. Получение детских пособий. 1. Работа, направленная на формирование норм и правил поведения в обществе. 1.Организация летнего отдыха воспитанников.

ЛИТЕРАТУРА
Абалкин Л.И. и др. Социальная защищенность в рыночной экономике. Трудный поворот к рынку. М., Экономика, 1990 г.
Абрамова И.Г. Игротехнические приёмы (Рекомендации  для  организации  игровых занятий  в школе). – СПб, 1992.
Абрамова И.Г. Рискология – наука о поведении  человека  в ситуации  выбора. – Спб: СПбГУП,1999.
Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М., 1987.
Анн Л.Ф. Психологический  тренинг с подростками. – СПб., 2003.
Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. - М., 2000 г.
Биндюков М., Соломин И., Ткачёв М. Вестник  психосоциальной  и  коррекционно-реабилитационной  работы. – М., 1999.
Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. – М., 1974.
Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства.- М.,2005.
Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М., 2001 г.
Грецов А. Тренинг общения  для  подростков. – ЗАО Издательский  дом Питер, 2006.
Детская  психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999.
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации. М., 1997 г.
Консультирование  детей  в психолого-педагогическом Центре – научно-методическое  пособие. – М., 1998.
Куган Б.А. Социально-трудовая  адаптация  детей группы  социального риска. Курган – Челябинск, 1995.
Кэррэл С. Как  научить  детей  сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.
Магульская Е.Е. «Право социального обеспечения». - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997 г.
Малярова Н.В., Несмеянова М.И. Социальная защита детства: концептуальный подход. Социологические исследования. 1998 г., № 4.
Минкова Э. А. Особенности  личности  ребёнка, воспитывающегося  вне семьи. // Очерки.о развитии детей, оставшихся  без  родительского  попечения. – М.: ТОО «Симс»,1995.
Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. М.: Московский общественный научный фонд, 2000.
Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. // Под ред. Мухиной B.C.- М.: «Прометей».- 2001
Практическая психология для учителей и родителей. // Под ред. Глазунова М.В. - М., 1999 г.
Преодоление  трудностей  социализации  детей-сирот. / Под редакцией  Л.В. Байгородовой.
Прутченков А. С. Социально- психологический  тренинг в школе. – М., 2001.
Психогимнастика  в тренинге. / Под редакцией  Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1998.
Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М., 2002 г.
Рудестан К. Групповая  психотерапия. – Спб.,1998.
Сапрыкина Т.Н. Решение проблем  социальной адаптации воспитанников (из опыта  работы  детских  домов) //Сиротство  России: право  ребёнка на семью. Материалы  конференции.
Семейный Кодекс Российской Федерации. - М., 2000 г.
Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: СИМС, 1999.
Смид Р. Групповая  работа  с детьми  и подростками. – М., 2000.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (№ 17-ФЗ от 08.02.98 г.).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(№159-ФЗ от21.12.96 г.).
Хейзинг. Человек  играющий. В тени завтрашнего дня. – М.,1999