Тема: «Стихи А.К.Толстого и А.Плещеева о весне». 4 класс литературное чтение школа 2100


Тема:
«Стихи А.К.Толстого и А.Плещеева о весне».


Класс: 4 «А»
Дата проведения: 27.11.15
Предмет: «Литературное чтение»
Учитель: Гарькуша Ж.Н.
Методист: Пермякова А.В.
Практикант: Якунина А.А.
Оценка:
Тема: «Стихи А.К.Толстого и А.Плещеева о весне».
Цель:
Продолжить знакомство с творчеством А.К.Толстого и А.Плещеева.
Задачи:
1.Формирование техники чтения и развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
3. Учить отвечать на поставленные вопросы;
4. Работать над навыками выразительной речи; прививать любовь к чтению;
5. Учить анализировать содержание сказки и поступки героев;
6. Прививать любовь к чтению, к природе, к поэзии.
Познавательные УУД:
1) формируем умение находить ответы на вопросы.
2)формируем умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3) формируем умение находить тему произведения.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к прочитанному, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
4) формируем наличие собственных читательских приоритетов.
Оборудование:
- технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;
- информационные ресурсы: учебник, электронная презентация на тему урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный момент Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Анна Алексеевна, урок литературного чтения сегодня у вас проведу я.
Присаживайтесь. Слушают, проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация знаний.
- Прозвенел звонок и позвал нас на урок.
- Ребята, отгадайте загадку:
Река подо льдом,
Все бело кругом,
Метелица вьется…
Как время зовется?
- Опишите признаки зимы.
- На улице холодно, а как хочется тепла.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие, побываем в другом времени года.
- Послушайте чудесную, прекрасную музыку Петра Ильича Чайковского “Вальс цветов”. (1-1,5 минут).
- Закройте глаза и представьте картину, которую нарисует вам ваше воображение.
- С каким временем года идет ассоциация?
- Каким чувством наполнена природа?
- Какими элементами музыкального языка пользуется композитор для создания этого образа весны? Зима
На улице холодно, много снега, мало птиц, деревья в зимнем наряде спят, солнце греет плохо.
С весной.
Стремительно идут перемены, чувство восторга, счастья, полет к своим мечтам.
Мелодия тянется вверх, мажорный лад, постепенно оживает темп, светлые звуки.
3.Изучение нового материала.
Физминутка. А теперь мы совершим путешествие в весну.
- Ребята, мы попали в сказочный лес. Посмотрите, кто это? - Вы узнаете их? 
Просмотр фрагмента из мультфильма «Двенадцать месяцев».
- Мы передали свое видение весны. Узнали как композиторы представляют это время года. Познакомились с разными образами весны в музыке.
- А вот теперь познакомимся, какой и как рисуют весну поэты. Попробуем передать настроение от прочитанного произведения своим выразительным чтением.
Раскройте учебники на стр. 172.
- Первое произведение Алексея Константиновича Толстого.
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 года в Петербурге в знатной дворянской семье. Детство провел на Украине в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного читателям под псевдонимом Анотолий Погорельский. Подростком вместе с дядей путешествовал по Германии и Италии, побывал у знаменитого немецкого поэта Иоганна Гёте.
А.К. Толстой вспоминал: “С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи – настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов… Я упивался музыкою разнообразных ритмов и стремился усвоить их технику.”Получив хорошее домашнее образование, в 1836 г. сдал экзамены за курс словесного отделения в Московском университете.
А.К. Толстой – выдающийся русский лирик, стихотворения которого давали богатейший материал русским композиторам, автор исторического романа, своеобразных былин и баллад, замечательный сатирик и юморист.
Послушаем стихотворение.
- Что вы представили?
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Стихи Алексея Константиновича Толстого не были написаны специально для детей, но постоянно использовались и до сих пор используются для детского чтения, потому что одинаково понятны и взрослым, и детям.
- Перечитайте стихотворение про себя и ответьте на вопрос:
- Как создается поэтом радостное настроение?
- Какая строка показалась вам самой красивой? Зачитайте.
Разбор прочитанного по содержанию.
•Прочитайте первую строфу (один ученик вслух, остальные шепотом).
- Сколько действий услышали?
- Почему столько действий в четырех строчках?
- Каким чувством пронизаны строчки?
Прочитайте вторую строфу
- Почему автор называет лес юным?
Выразительное чтение стихотворения (2-3 ученика)
- Попробуйте прочитать стихотворение, передав чувство радости, любви, доброты.
ФизминуткаА теперь познакомимся со стихотворением Алексея Николаевича Плещеева “Весна”.
Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 декабря 1825 года в старинной обедневшей дворянской семье и получил хорошее домашнее образование и воспитание. Мама мечтала, что Алексей Николаевич будет военным, как отец. Однако военная служба не прельщала будущего поэта.
В 1843 году Плещеев стал студентом Петербургского университета и пробует писать. Его творчество было замечено и одобрено Плетневым П.А., другом Пушкина А.С.
Алексей Николаевич занимался переводом стихотворений. Важное место в поэзии Плещеева заняли стихотворения для детей.
Большое место в поэзии занимала тема природы. Восхищаясь красотой природы, поэт отмечает как природа способна врачевать “страданья незримые духа”, она тоскует вместе с людьми и нередко награждает человека ощущением простоты и свободы.
- Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос:
- Похожа ли весна Плещеева на весну Толстого?
- Чем?
- С каким чувством ждут весну?
3. Разбор прочитанного по содержанию.
•Прочитайте 1 и 2 строфы .- В первых строках автор использует прием пересечения реальности и ожидания.
- Зачитайте реальное действие.
- Зачитайте ожидание (засвищут, оденется).
- Зачитайте строки, рисующие весну. (1-2 и 5-6 строчки)
- Каким настроением пронизаны эти строчки?
Прочитайте 3 – 4 строфы - Только ли в природе бывает весна?
- Что противопоставлено счастью и веселью?
- О ком идет речь в этих строках, кому автор явно сострадает?
- Почему весна для них праздник?
•Прочитайте 5 строфу (дети читают по строчкам цепочкой).
- Кто более всего счастлив в дни “природы обновления”? Зачитайте.
- Почему именно дети и птички?
- Какие два настроения соседствуют в стихотворении? (Радость и грусть).
4. Выразительное чтение стихотворения (2-3 ученика)
- Попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы передать и радость, и оттенок грусти.
- О каком обновлении говорит поэт? Герои славянской сказки “Двенадцать месяцев”, которую перевел для нас Самуил Яковлевич Маршака.
Радости, ожидания.
Рисуются картины просыпающейся природы, последние строчки говорят о долгожданности весны, ей рады и она отвечает любовью. Вот уж – т.е. наконец-то.
Весна уже в разгаре, все меняется очень быстро.
Любовь и радость.
Описание леса, только что проснувшегося, одетого еще не в листву, а в “зеленый дым”. Лес – все молодое, юное – “нетерпеливое”.
Первыми строками стихотворения
дети читают по строчкам цепочкой
бегут ручьи, тает снег, повеяло весной – весна идет
дети читают по строчкам цепочкой.
Забота, тяжкий труд, горе.
Вероятнее всего, крестьянам.
Весной в душе каждого просыпаются мечты и надежды.
Они беззаботны, для них не существует забот, зла, тяжкого труда, горя.
В стихотворении говорится о возрождении природы и человеческого духа, о неистощимой жизненной силе, скрытой в природе).4. Закрепление материала.
- Мы познакомились с разными образами весны. Увидели, как передали красоту весны в музыкальной композиции, в картинах, стихах.
- Как вы думаете, почему стихи двух поэтов мы изучаем вместе?
- Что их объединяет?
- Какое стихотворение ближе вам по настроению?
- Мы еще встретимся с творчеством этих выдающихся поэтов XVIII века, чьи произведения радуют нас, будоражат и по сей день. Общая тема – приход весны; настроение радости, общие картины весны, ожидание нового.
5. Рефлексия. Итог урока. Наш урок подошел к концу. Спасибо всем ребятам, которые помогли нам совершить это путешествие.
- Мы возвращаемся в наше время года, не менее замечательное.
- Чувство радости и счастья сохраним до теплых дней.
- Понравилось вам путешествие? Отвечают на поставленные вопросы.
6.Домашнее задание С.172 наизусть (А. Толстой) Записывают в дневник задание.
3)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
4) формируем наличие собственных читательских приоритетов.
Оборудование:
- технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;
- информационные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, электронная презентация на тему урока.


Ход урока