Конспект по литературному чтению на тему Высоцкий «Он не вернулся из боя», С.Баруздин «Страшный клад».


Класс: 3 «А»
Предмет: Литературное чтение
Тема: В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», С.Баруздин «Страшный клад».
Тип урока: ОНЗ
Цель: познакомить учащихся с произведениями В.Высоцкого «Он не вернулся из боя» и С.Баруздина «Страшный клад».
Задачи:
- образовательные: формировать систему читательских умений, активизировать «вдумчивое чтение»;
- воспитательные: формировать интерес к истории страны, воспитывать патриотизм, уважение к старшему поколению;
- развивающие: развивать грамотную, связную речь учащихся, творческую и мыслительную деятельность, навыки самостоятельной и поисковой работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: развивать и совершенствовать умения характеризовать персонажей; определять жанр произведения; выделять идею произведения; сравнивать произведения; прогнозировать читаемое.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
познавательные: формировать умение ориентироваться в книге; анализировать произведение.
регулятивные: формировать и развивать умение понимать и выполнять поставленную задачу.
коммуникативные: формировать и совершенствовать умение вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать высказывание.
личностные УУД: формировать нравственно-этические ориентиры; способность к нравственной оценке; развивать эмпатию.
Оборудование: компьютер, учебник «Литературное чтение»,  3кл. Автор О. В. Кубасова.
ПК ОК ПО У
1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,4.1,4.2 1.2,4.7 1,2,3,6,7 1-12, 21-26
Педагогическая деятельность учителя Учебно-познаватеьная деятельность обучающихся
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте дети, сегодня наш урок мы начнем с игры.
- Игра «Четвертый лишний».
- На доске вы видите слова.
Родина, Отечество, патриот, предатель.
-Как вы считаете, какое слово лишнее? Почему?
- Что объединяет оставшиеся слова?
- Дружба, преданность, верность, вражда.
-Какое слово лишнее? Почему?
- Что объединяет слова дружба, преданность и верность?
- Хотите ли вы узнать, в каких произведениях поднимается тема патриотизма и настоящей дружбы?
Приветствуют учителя
Выбирают
(предатель, потому что предатель не любит и не ценит Родину)
Доказывают свою точку зрения
(эти слова объединяет общее понятие «патриотизм». Патрио́т — патриотичный человек — тот, кто любит Отечество и Родину)
Отвечают
(вражда, это противоположное понятие словам «дружба», «преданность» и «верность»)
( эти слова объединяет понятие «настоящая дружба», а она заключает в себя верность и преданность тому, с кем вы дружите)
2. Актуализация знаний
-С каким произведением вы работали на предыдущих уроках? Кто автор этого произведения?
- Назовите произведения, в которых говорится о Родине, Отечестве и патриотизме?
- А какие вы знаете произведения о дружбе, верности и преданности?
Проверка домашнего задания
Тестовое задание
Н. Артюховой «Трусиха»
- Как звали брата Вали?
Андрюша
Ваня
Вася
Дима
- Как звали в округе Валю?
отличница
двоечница
трусиха
умница
- Чем защитилась девочка от собаки?
детской сковородой и совком
лопатой и ведром
ложкой и вилкой
портфелем
- Какая кличка была у собаки?
Лохмач
Рекс
Трезор
Бублик
- Какая реакция была у Вали после произошедшего?
она хохотала
она плакала навзрыд
она кричала
она молчала
- Какая пословица выражает основную мысль рассказа?
Трус своей тени боится
Кто дрожит - тот и бежит
Сам погибай, а товарища выручай
Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт
Э. Киселевой «Мальчик-Огонёк»
- Это произведение относится к....
рассказу
сказке
басне
стихотворению
- Кто превратил огонёк в мальчика?
Дед Мороз
Снегурочка
Фея огня
человек
- Сколько лет было мальчику?
шесть
девять
десять
неизвестно
- Чем отличался мальчик-Огонёк от других ребятишек?
у него был большой нос
ничем
он светился
рыжими волосами
- Кому улыбался мальчик на берегу реки?
солнцу, речке, деревьям, траве
ребятам
он не улыбался
лесу
Рабочая тетрадь страница 12 номер 1.
Отвечают
(Н. Артюховой «Трусиха» и Э. Киселевой «Мальчик-Огонёк»)
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
- Кто может дать определение слову «патриотизм»?
- Патриотизм – это гордость за Родину и за свой народ.
- А определение понятию «дружба»?
- Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее.
- Ребята, а вы знаете такое слово как соотечественники?
- Кто же это?
Соотечественники — люди, родившиеся в одном государстве, проживающие, либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности культурного наследия, а также потомки.
- Скажите, какие задачи мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?
- Как вы думаете, с какими произведениями мы будем знакомиться? О чем в них будет говориться?
- Сейчас мы познакомимся с произведениями, в которых мы встретимся с темой дружбы и патриотизма.
- О чем будет идти речь, в стихотворении исходя из названия?
(в которых будет рассказываться о дружбе, Родине.)
(о человеке, который не вернулся с войны)
4. Первичное закрепление во внешней речи
- Сейчас я вам прочитаю это стихотворение, а вы внимательно слушайте и следите по книге за текстом.
- Кто может рассказать про автора?
- Влади́мир Семёнович Высо́цкий родился 25 января 1938 года. Он советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен.
-Обратите внимание на дату рождения. Как вы думаете, мог ли В. Высоцкий участвовать в этой войне?
- Давайте вспомним годы Великой Отечественной войны?
- Высоцкий не был на войне. Когда она закончилась, Володе было 7 лет. Но его отец был военным. Поэтому Высоцкому очень близка тема войны.
- Давайте разберем стихотворение.
- Какие слова вам не понятны?
- Кто может объяснить значение.
Разбор непонятных слов
- Какие выразительные средства используются в этом стихотворении?
- Что такое сравнение?
Сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух (и более) объектов
- Найдите пример из текста.
- Что такое олицетворение?
- Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами живого.
- Приведите пример на основе текста.
- Скажите, что же нам дают выразительные средства?
-Прослушайте песню В. С. Высоцкого «Он не вернулся из боя»
- Тест – опросник
1.Какое чувство у вас вызвало это стихотворение?
2. Слышали вы такую песню?
3.С чем поэт сравнивает потерю друга? Почему?
4.Каждая строфа заканчивается одной и той же фразой. Какой? Почему?
5.Как автор относился к другу, когда тот был жив?
6.Почему автор говорит в конце «ЭТО Я НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ»
Физкультминутка.
- Встаньте возле парт.
В дни роковые даже дети
Бросались на защиту рубежей.
Ну, что, защитники планеты,
Давайте разомнёмся поскорей.
Встали все по стойке «смирно».
Вправо, влево голова.
Взглядом водим очень мирно
Вверх и вниз, туда, сюда.
Наклонились, потянулись,
Самолётом полетим,
Разогнулись и салют изобразим.
Раз – налево, два – направо,
Три – кругом и шагом марш.
Стойкие солдаты, браво.
Продолжаем урок наш.
- Теперь давай познакомимся с произведение С. Боруздина «Страшный клад»
- Знаете ли вы что-нибудь о Сергее Боруздине?
- Сергей Алексеевич Бару́здин (22 июля 1926 — 4 марта 1991) — русский советский писатель и поэт.
- Посмотрите на картинки, о чем пойдет речь в этом тексте?
- Не кажется ли вам название следующего произведения странным или пугающим? Почему?
- Давайте начнем читать текст по цепочке.
Разбор непонятных слов.
- Чтение рассказа по частям, разбор их.
1-я часть (1-й абзац): что увидел солдат, когда шел по улице? Скажите своими словами. Назовите машины, о которых упоминается в прочитанном отрывке.
2-я часть (от слов «В годы войны» и до слов «Много мин и снарядов»): почему город строили заново? Что сказано о городе? Прочитайте еще раз. Что испугало экскаваторщика? Почему он обратился за помощью именно к солдату?
3-я часть (от слов «Это фашисты...» и до слов «Позвал он своих товарищей-минеров»): для чего фашисты оставили под землей страшный клад? Какие меры принял солдат?
4-я часть (от слов «Чтобы не случилось беды» и до слов «Миновала беда»): зачем жителей города переселили? Как работали минеры? Где взрывали мины и снаряды? Что можно сказать о профессии минера?
5-я часть (от слов «Через несколько дней...» и до конца): почему теперь в городе можно жить спокойно?
(Вели́кая Оте́чественная война́ 1941—1945 — война)
Отвечают
(сравнение, олицетворение)
(вырвалась словно из плена весна; павшие как часовые; отражается небо в лесу как в воде; будто ветром задуло костер)
(деревья стоят)
(о войне, солдате, минах, спасении, помощи)
(слово страшный, значит приносящий какой-то вред или беду)
(новый город, ребят, которые играли, школу, магазины)
(потому что в годы войны его разрушили фашисты; город вырос новый, молодой, лучше, чем прежде; его испугали мины и снаряды, которые он нашел в траншее; потому что он проходил мимо)
(чтобы разрушить новый город; солдаты вынимали и относили мины дальше от города)
(чтобы не случилось беды, чтобы люди не погибли)
(осторожно, аккуратно.)
(она очень опасная и связана с риском для жизни)
(потому что «фашистский клад» был уничтожен)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой
Самостоятельная работа.
- Прочитать рассказ про себя и подготовиться его пересказать по плану, записанному на доске.
План.
1. Город строился.
2. Обнаружен страшный клад.
3. Жителей города переселили.
4. Минеры помогают людям.
5. Фашистский клад уничтожен.
Пересказ текста.
Читают, пересказывают.
6. Рефлексия учебной деятельности
- Откройте дневники, запишите задание на дом.
стр. 15 номер 2,3 стр. 16 номер 6, а также выучить стихотворение Выготского наизусть на выбор или «Он не вернулся из боя» или «Братские могилы»
- На доске карта настроения. Приклейте человека на тот остров, на каком вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Радости.
Записывают задание
Определяют остров