В.Голявкин Вуалехвост — конспект к литературному чтению 1 класс Гармония

Урок по литературному чтению в 1 классе

Тема: В. Голявкин «Болтуны»

Цели: учиться читать по ролям, соблюдая интонацию.
Задачи:
обучающие - формировать навык словового вдумчивого чтения; продолжить работу с текстом: познакомить с творчеством с Виктора Владимировича Голявкина и с содержанием рассказа «Болтуны». Упражнять в интонационно-выразительном чтении. Совершенствовать смысловой уровень восприятия текста. Обогащать лексический запас речи;
развивающая – развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь. Развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся. Развивать познавательный интерес.
воспитывающая - способствовать развитию у учащихся чувства юмора. Развивать у детей рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности. Воспитывать человека культуры.
здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
Планируемый результат обучения и формирование УУД.
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Основные понятия: писатель, главный герой, главная мысль, описание героя, отрывок из повести.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, математика.
Ресурсы:  учебник О.В. Кубасова «Любимые страницы»; выставка книг В. Голявкина («Про меня и про Вовку», «Про единицу и двойку», «Про Вовкину физкультуру», «Великое открытие», «Собаки»); ПК, мультимедийный проектор; сигнальные карточки; карточки с изображением солнца и тучки (у каждого учащегося по две карточки); буквы на столах учащихся; кукла с вуалью на шляпке; фотографии рыбки – вуалехвост.
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока
1.Самомотивирование к деятельности (1-2 мин.)
- Ребята, кто меня видит – поморгайте. Кто меня слышит – потрогайте ушки. Кто готов к уроку – подравняйтесь. Улыбнитесь, пожелайте друг другу доброе утро. Теперь тихонечко сядьте: вначале – девочки, затем – мальчики.
- Дорогие ребята! Я, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.
Дыхательная гимнастика.
- На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить.
- Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие. Сдуньте снежинки с руки. (Повторить 3 раза)
- А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания).
Речевая зарядка.
- Чтобы наша речь была чистой, понятной, ясной, сделаем несколько упражнений:
1) «Прогулка» - рот открыт и шевелить язычком;
2) «Улыбка» - губы растянуты в улыбку;
3) «Качели» - язык вверх и вниз к губам;

Игра «Эхо»
- Голос у нас должен быть звонким, красивым: поиграем в игру «Эхо» (А- У) – разделяемся по ролям. Первый ряд – «А», второй и третий – «У». Теперь поменяемся.
- О чём надо помнить, ребята, чтобы речь была яркой, понятной и приятной для других?
- Молодцы, ребята! А сейчас, дети, будьте еще более внимательными и организованными.

2.Актуализация знаний (4-5 мин.)
- Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке? (Читали произведения по ролям.)
- С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? (Со стихотворением «Ох, и неполадки в Мишкиной тетрадке».)
- А сейчас прочитаем наизусть стихотворение Погореловского «Ох, и неполадки в Мишкиной тетрадке», это было вашим домашним заданием.

3.Постановка учебной задачи (4-5 мин.)
- Что вы видите на доске? (Микрофон.)
- Что обозначает этот условный знак? (Игра «Радиотеатр».)
- Чему же мы сегодня будем учиться на уроке? (Мы будем играть в «радиотеатр», будем продолжать учиться читать текст по ролям.)
- А какой автор поможет научиться читать по ролям? (Не знаем.)
- Давайте посмотрим на доску и прочитаем фамилию автора.
Учитель с учащимися хором читают фамилию автора.)
- Чему будем заниматься на уроке? (Знакомиться с автором.)
- А теперь прослушайте рассказ о жизни и творчестве этого писателя.
4.Открытие нового знания (7 мин.)
- Виктор Владимирович Голявкин – это детский писатель. Родители очень хотели, чтобы маленький Витя стал музыкантом, так как они работали в музыкальной школе. Но Виктор Владимирович стал художником. Затем он решил попробовать себя в литературе, стал писать небольшие рассказы, их напечатали в журнале. Так к писателю пришла известность.
- У него много коротких забавных рассказов.
- Где можно найти рассказы В. Голявкина?
- А сегодня с каким произведением Голявкина мы познакомимся? (?)
- Но прежде подготовимся к чтению. Посмотрите кто пришел к вам в гости? (Это Слоговичок.)
- А для чего? (Чтобы почитать по слогам; научиться читать.)
Чтение слов по слогам вместе со «Слоговиком», затем целым словом.
- Сначала по цепочке, затем целиком:
НА+РИ+СО+ВАЛ – НАРИСОВАЛ
ЗА+МЕ+ТИ+ЛИ – ЗАМЕТИЛИ
ПО+КА+ЗАЛ – ПОКАЗАЛ
НИ+СКОЛЬ+КО – НИСКОЛЬКО
ВУ+А+ЛЕ+ХВОСТ – ВУАЛЕХВОСТ
- А что такое вуалехвост? (?)
- Откройте учебник и прочитайте сноску на странице 23.
- Ребята, а вам интересно как она выглядит? (Да.)
- давайте внимательно послушаем небольшой рассказ об этой рыбке.
Вуалехвост – это вид золотой рыбки. Имеет короткое, высокое округлое или яйцеобразное тело и “выразительные” глаза.
Голова довольно большая. Встречаются формы вуалехвостов с чешуей и без нее. Окраска рыбок бывает самой различной – от однотонно-золотистой до ярко-красной и черной. Очень красивы пятнистые вуалехвосты, у которых плавники и тело окрашены в разные тона.

Слово ВУАЛЕХВОСТ состоит из двух слов: ВУАЛЬ и ХВОСТ. Что такое вуаль? (Ответы детей.)
Вуаль – это прозрачная ткань. А почему так назвали рыбку? (Потому что у этой рыбки хвост прозрачный, в виде вуали).
Учитель показывает куклу с вуалью на шляпке.
- Раньше женщины носили шляпки, на которые прикреплялась вуаль.
- А сейчас представим себя рыбками и немножко отдохнем.
Физкультминутка

- Прочитайте в учебнике фамилию автора и его заглавие. (Здесь нет заглавия.)
Какую работу вам предстоит выполнить в задании к тексту? (Правильно озаглавить текст.)
Сейчас я прочитаю рассказ В. Голявкина.
Чтение рассказа учителем.
- О чем этот текст? (Текст о двух мальчиках, которые болтали на уроке.)
- Какое чувство вызвало чтение? (Чувство юмора.)
5.Первичное закрепление во внешней речи (4 мин.)
Подготовка к чтению по ролям.
- Сколько ролей, т.е. героев в этом рассказе? (Три.)
- Какие герои? Назовите их. (Сеня, Юра, учительница.)
Характеристика героев.
- Какой Сеня? Каким вы его, ребята, представляете?
- Каким голосом нужно читать слова Сени?
- Найдите слова Сени. Давайте попробуем вместе прочитать его слова.
- А какой Юра?
- Каким голосом нужно читать слова Юры?
- Найдите слова Сени. Давайте попробуем вместе прочитать его слова.
- А еще кто встречается в рассказе? (Учительница.)
- Какая она? Каким голосом нужно читать слова учительницы? (Строго.)
Читаем по ролям в парах.
- Теперь посмотрим, что у вас получилось. (по выбору пары читают)

- Вернемся к нашей проблеме:
Вам предлагается три названия:
«ЛГУНЫ»
«БОЛТУНЫ»
«ХВАСТУНЫ»
- Ребята, а какого человека называют лгуном? (Ответы детей.)
ЛГУН, ЛЖЕЦ - человек, который говорит неправду.
- А про какого человека говорят, что он болтун? (Ответы детей.)
БОЛТУН – болтливый человек.
- А кто такой хвастун? (Ответы детей.)
ХВАСТУН – хвастливый человек.
- Выберете название к рассказу, объясните и докажите свой выбор.
- Проверьте по содержанию, так ли он называется у автора.
- А где находится содержание к учебнике? (В конце.)
6.Включение в систему знаний (7 мин.)
- Что можно сказать о героях этого рассказа? Какие они?
- Чтобы вы им посоветовали? (Выучить правила поведения на уроке.)
- Можно ли их назвать друзьями?
- Почему?
- С вами случались в жизни подобные ситуации?
7.Рефлексия (4 мин.)
- Чему же мы учились на уроке? (Чтению по ролям.)
- Кто научился читать по ролям поднимите руку.
- С творчеством какого автора мы познакомились?
- Наш урок подошел к концу.
- За что вы можете себя похвалить? Что не удалось?
- Ребята поскольку мы достигли цели нашего урока то у меня настроение такое. (Показывает солнце.)
- Кому понравилось на уроке, поднимите солнышко.
- А у кого возникли трудности при чтении, кто не до конца понимает, что значит читать по ролям, поднимите тучку.
- Ребятам, у кого возникли трудности, желаю, чтобы вы с ними справились.
- Вы отлично сегодня поработали! Спасибо за урок.



























СООБЩЕНИЕ
Тема: ВУАЛЕХВОСТ





































15