Конспект урока по кубановедению Красная книга Краснодарского края


Конспект урока кубановедения во 2 классе.
Тема: Красная книга Краснодарского края.
Цели:
- познакомить учащихся с Красной книгой Краснодарского края;
- развивать речь, память, мышление и познавательную активность;
- воспитывать бережное отношение к природе;
Планируемые результаты:
Личностные: Научиться самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Ученики должны научиться формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные: Учащиеся должны знать обитателей Красной книги Кубани.
Оборудование: Красная книга Краснодарского края, мультимедийное изображение животных, растений Кубани, выставка книг.
Этапы Цель Органицация учебного процесса № слайда Формирования УДД
1.Мотивация учебной деятельности Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого Добрый день ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Личностные УУД.
1.Иметь желание учиться;
2.Понимать значение знаний для человека и принимать его.
3.Идентифицируют себя с позиции школьника.
2.Актуализация знаний 1.Мотивиро-
вать к пробному действию и его самостоятель-ному выполнению и обоснованию.
2.Организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуаль-ные затруднения в выполнении пробного действия. Вступительная беседа.
Сегодня мы отправляемся в путешествие по нашему краю, мы узнаем много интересного, побываем в интересных местах, а потом расскажем о своих знаниях и впечатлениях родным и друзьям. Природа открывает свои тайны только добрым людям.

-Ребята, какое у нас сейчас время года?
-Как называется край в котором мы живем?
Сегодня у нас замечательный, прекрасный день.
Да он и не может быть другим, потому что мы с вами живем в крае ,где самая теплая и цветущая весна, самое ласковое солнце, самый свежий ветер и чистый воздух.

Посмотрите вокруг –
Отчий край ! Вишневые рассветы,
Зачарует краса,
Двух морей и неба синева…
Золотятся хлеба,
Зеленеют леса,
Даль морская лазурью украшена.
Нет края прекраснее нашего!
-Чтобы узнать тему урока, вам надо отгадать загадки. Первая буква слова-отгадки и будет буквой, которая есть в нашей теме.
1.Без расчески причесался И умылся без воды, В кресло мягкое забрался И запел на все лады.( кот)
2.Меньше тигра, больше кошки, Над ушами кисти-рожки.(рысь)
3.Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома.
Он летает на охоту,
За лягушками к болоту. (аист)

4.Очень много силы в нём, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос лет тыщу рос.(слон)
5.Заявляю всем подряд —
Отойдите от цыплят!
У меня хоть внешность птицы,
Но характер как у львицы! (наседка)
6.Море тёплое вокруг, Мы купались в нём, и вдруг Всех друзей как ветром сдуло, К пляжу подплыла ( акула)
7.Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала , а хвост в руках. (ящерица)
8.Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (книга)
- Какова же наша тема урока? ( На доске записывается тема урока). 1
2
3 Коммуникативные УУД.
1.Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.
2.Доносят своё мнение до других, оформляют свою мысль в устной речи.
Познавательные УУД.
1.Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.
2Дополняют и расширяют имеющиеся знания.
3.Ориентируются на свои знания и навыки.
Коммуникативные УУД.
1.Формируем умения слушать и понимать других.
2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
3.Изучение нового материала. Создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности;
Актуализировать опорные знания - Кто знает, что такое Красная книга?
- Ребята, подумайте, а почему красный цвет выбран для названия, а не синий, зеленый?
Красный цвет - сигнал опасности, внимания, стоп не губите растения и не убивайте животных. Осторожно, может случиться беда!
- Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Познакомимся с животными и растениями нашего края, которые занесены в нее и находятся на грани исчезновения.
А сейчас давайте позовем на помощь наше воображение и представим себе, ( запись пения птиц) что мы пришли в лес по давно знакомой тропинке. Справа и слева стоят деревья – великаны и приветливо машут нам своими ветками, а вдоль тропинки, широким многоцветным ковром, рассыпаются лесные цветы: лиловые колокольчики, желтые одуванчики, белоголовые ромашки.
Нашей Кубанью только б восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа , если бы не одно тягостное обстоятельство. Идет вырубка лесов, загрязняются реки и моря, гибнут животные и растения. И все это происходит по вине человека.
Подготовленные дети читают стихи..И конечно тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость,
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И Кубань свою любим.
4 Познавательные УУД.
1.Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.
2.Ориентируются в своей системе знаний и умений, используют их для открытия новых знаний.
Регулятивные УУД.
1.Осуществляют пошаговый контроль своих действий.
2.Формируют умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4.Самостоятельная работа
Создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности;
Актуализировать опорные знания.
Решение проблемы детьми. Беседа о причинах исчезновениях.
Ребята подумайте , как помочь природе? (ответы учеников)
Я приготовила для вас задание. ( достаю конверты) В этих конвертах лепестки цветов. На них написаны правила друзей и тревожные сигналы природы. Сейчас мы соберем с вами два цветка. Первый, цветок – зла. второй, цветок - добра.
Собираем первый цветок – зла. Какой вред человек приносит природе?
Найдите лепесток с нужным ответом, кто готов, поднимает руку?
- вырубка лесов;
- охота на животных;
- загрязнение рек отходами;
- применяют химикаты.

Ребята, вы ещё маленькие, но уже многое можете сделать для природы.
Давайте вместе соберем цветок правил защитников природы.

- Не разорять птичьи гнезда.
- Не уничтожать насекомых.
- Не сорить в местах отдыха.
- Не вытаптывать растения.
- Не шуметь в лесу.
- Не рвать цветов.
- Не разводить костер.
- Какой цветок вам больше нравится? Сколько лепестков? Какой цветок напоминает? Конечно, цвети - семицветик, который исполняет желания. И у нас у всех одно желание – какое? (ответы учащихся) Сберечь природу. Ребята, а теперь я вас приглашаю к себе в лес.
5
6
Познавательные УУД.
1.Перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.
2.Сравнивать и группировать факты и явления.
Коммуникативные УУД.
1.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.
Личностные УУД.
1.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Физ.минутка Под музыку выполняют физические упражнения. 5.Первичное осмысление и закрепление
Работа в группах.
Ну, а сейчас мы познакомимся с обитателями Красной книги Кубани. Узнать о каких животных и растениях пойдет речь, вы сможете, собрав рисунок с их изображением, наклеить на лист бумаги и подобрать название. Открываем конверт под №1.
(Учащиеся собирают разрезные иллюстрации, наклеивают на лист бумаги.)
Молодцы! Кто получился у первой группы? Второй? и т.дНу, а сейчас мы познакомимся с этими животными подробней.
Беркут – крупный орел, темно-бурой окраски. Откладывает 2 яйца в конце марта. Птенцы появляются в конце июля. Питается тетеревами, иногда падалью.
Средиземноморская черепаха – длина панциря 16 – 25 см. Передние лапы с пятью когтями. Обитает на степных участках по склонам гор. Питается травой, насекомыми.
Зубр – самое крупное животное в нашей стране. Его вес около 900 кг, длина тела 3,5 м , высота 2 м. Зубр покрыт бурой шерстью, легко лазает по горам.
Подснежник – многолетнее растение. Листья узкие, цветы белые. Цветет в феврале.

Валериана лекарственная. Многолетнее травянистое растение. Корневища и корни обладают сильным запахом. Цветки мелкие, душистые. Цветет в мае-августе. Размножается семенами. Растет на лесных полянах и опушках. Встречается редко. Необходимо взять под охрану все места обитания растения.Сосна пицундская. Вечнозеленое хвойное дерево до 25 м высоты, хвоя – светло-зеленая до 10-15см длины. Очень светолюбивое и засухоустойчивое дерево. Цветет в марте-мае. Распространено по прибрежным склонам, вид находится под угрозой исчезновения.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок, Если все: и я и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны И не будет красоты! Берегите эту Землю, эту воду, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.
7
8
9
10
11
12
13
14 Регулятивные УУД.
Действуют по алгоритму. Адекватно воспринимают оценку учителя и накапливают опыт.
6.Применение знаний.
Закрепление новых знаний и умений. Обращение детей к жителям.
- Ребята нашего класса подготовили обращение к жителям нашей Кубани с призывом беречь природу. Давайте представим себе, , что вам дано право обратиться к ним по телевидению.
- Дорогие земляки! Природа наш общий дом и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. Берегите природу!
- Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей не земля!
- Жители Кубани! Любите природу, жалейте животных! Сохраните их для будущих поколений!
- Люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце, сердце человечье.

Берегите эту землю, воду,
Каждую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Ребята, я сейчас соберу рисунки этих животных, приложу обложку, и у нас получилась Красная книга, сделанная своими руками. Здесь всего несколько страниц и она тоненькая в отличии от настоящей. И очень бы хотелось, чтобы настоящая Красная книга со временем, когда – нибудь стала такой же тонкой.
Коммуникативные УУД.
Используют речь для регуляции своих действий и действий партнёра.
Личностные УУД.
Решают житейские ситуации, требующие знаний структурных компонентов.
7. Итог урока. Рефлексия. Обобщить полученные на уроке сведения А сейчас подведем итог нашего урока .
- С какой целью была создана Красная книга Краснодарского края?
- Какие правила необходимо соблюдать, чтобы сохранить природу?
В руках человека, а значит и в наших руках красота и богатство нашей родной Кубани.
Давайте же будем стараться жить так, чтобы она оставалась прекрасной и щедрой, чтобы цвели сады, пели птицы, журчали чистые ручьи.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет! ( изображение планеты Земля).
Заключительная беседа.

Ребята, посмотрите, как красива наша планета! И мы не должны допустить, чтобы на ней исчезла жизнь. Перед вами лежат бабочки и цветы, олицетворение жизни и красоты. Если наш урок научил вас беречь природу, подсказал пути сохранения жизни животным, сделал вас добрее,
давайте поделимся частью своей доброты со всеми жителями нашей планеты.
Грустно будет, если в лесу никогда больше не раскроются чудесные цветки Простят ли себя люди, если на земле не останется ни одной рыси, ни одного зубра? Можно ли допустить, чтобы исчезли пеликаны и журавли, бабочка-махаон и жук дубовый усач? Все это растения и животные из Красной книги. Они ждут от людей помощи.
Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не повредишь ли ты природе. Помните! В руках человека, а значит, и в наших руках красота и богатство нашей родной Кубани.
15
16
Коммуникативные УУД.
Формируют собственную позицию и мнение
Регулятивные УУД
Оценивают свою работу на уроке.
Анализируют эмоциональное состояние.
Личностные УУД.
Понимают значение знаний для человека и принимают его.