Урок самопознания Жизнь — бесценный дар 9 класс


План урока самопознанияПодольская СШ
Тема: Жизнь – бесценный дар.
Ценность: праведное поведение
Качества: управление желаниями, правильная мысль, долг и благодарность
Педагог: Блаженец Татьяна Ивановна.
Класс: 9
Количество уч-ся – 12
Цель:  расширить представления учащихся о ценности праведное поведение как основы полноценной жизни человека, о гармонии физического и духовного здоровья.
Задачи:
1.учить управлять своими желаниями и действиями;
2. развивать у учащихся правильные мысли о здоровом образе жизни как факторе способствующем улучшению жизни;
3. воспитывать чувство долга по отношению к своей жизни, ценить и беречь ее, а также воспитывать благодарность родителям за данную жизнь.
Ресурсы:
(аудиозапись композиции «Хрустальная грусть»,
Песня – Поверь в себя,
музыка для релаксации –«Роза»)
видеоролик «Ценности жизни», раздаточный материал со списком ценностей, шкатулка, листочки с названиями ценностей.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Доброго здоровья люди вам.
Каждый день и час желаю – здравствуйте!
Я для вас тепло души отдам.
Солнца луч пусть дарит вам здоровье,
Летний дождик силой напоит.
Матушка – Земля пусть хлебом – солью
За труды вас щедро наградит.
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Всем родным, знакомым и друзьям.
Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,
Мира, радости и процветанья вам!
(Звучит музыкальная композиция «Хрустальная грусть»)
«Прогулка в лесу»
Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойным. Сейчас мы идем в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Вы идете в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглядитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому - нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся все выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы себя чувствуем счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, Здесь мы отдыхаем несколько минут. Сядьте на травку, закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые вас окружают. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь.
1.Какие картинки вы представляли в своем воображении?
2.Что вы почувствовали?
2. Проверка домашнего задания.
Самостоятельно найти стихотворение о жизни и выучить наизусть.
1.С какими трудностями вы столкнулись при выполнении домашнего задания?
2.Что такое жизнь?
Анализ хода урока
3.Позитивное высказывание (цитата)
Жизнь прекрасна, когда творишь её сам.
Софи Марсо Вопросы:
Как вы понимаете это изречение?
Почему? Ты творишь ее сам
4 .Подарок детям.Просмотр видеоролика «Беседы у камина»
1. Почему жизнь называют бесценным даром?
2. Что говорил Достоевский о жизни?
3. Почему нужно ценить жизнь?
Показ видеоролика «Великан» о НикеВуйчиче(в качестве подарка от учителя)
Беседа по вопросам:
Какая ценность на ваш взгляд, самая главная в жизни? Почему?
Какие ценности важны для каждого из вас?
Почему Ценности не хотели брать с собой Любовь?
5.Творческая работа
Учитель: В жизни много прекрасных вещей, но она не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я хочу прочитать вам завещание, написанное матерью Терезой. (вывести на экран).
Жизнь – это вызов прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь – это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
Учитель предлагает каждому ученику выбрать понравившуюся строчку из завещания и рассказать, чем она ему понравилась, как он ее понимает.
(Ответы учащихся).
 Я предлагаю вам представить свою жизнь в виде лестницы по которой вы пойдете вверх во взрослую жизнь. На каждой ступеньке напишите свои жизненные цели. Можете взять строки из завещания Матери Терезы.
(учащиеся рисуют лестницу и выкладывают на них цветные листочки с жизненными целями в виде ступенек. По желанию они зачитывают свои цели, затем все ответы помещаются в сосуд и они остаются на хранение в школе).
Ребята, вы можете прийти в школу через 5 или 10 лет, когда за хотите, и взять этот сосуд, прочитать то что вы сейчас написали и подумать, а все ли получилось, что я задумал, и может, я что то еще успею сделать. Ну, а сейчас подумайте, что вы можете сделать полезного будучи школьниками?
(ответы учащихся).
Вывод учителя.
Ценность жизни зависит от нее самой и от того, что человеку удалось сделать в течении жизни. И, как писал Н.Островский «Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы умирая,мог сказать: «Вся жизнь и все силы были отданы самому прекрастному в мире... Берегите и цените свою жизнь».
6. Исполнение песни «Здравствуй, мир!»
Слова: Костров В.
Музыка: Квинт Л.
Мир проснулся, как ребёнок,
Солнце плещет в берега,
Мчится резвый жеребёнок
На зелёные луга.
Грива стелется разливом,
А во лбу горит звезда,
Мир, ты хочешь быть счастливым,
Значит, миром будь всегда.
Здравствуй, мир, здравствуй, друг,
Здравствуй, песен щедрый круг,
Здравствуй, миг, здравствуй, век,
Здравствуй, добрый человек.
Здравствуй, дом, здравствуй, даль,
Здравствуй, радость и печаль,
Здравствуй, быль, здравствуй, новь,
Здравствуй, светлая любовь.
Здравствуй, мир, здравствуй, друг,
Здравствуй, песен щедрый круг,
Здравствуй, миг, здравствуй, век,
Здравствуй, добрый человек.
Здравствуй, дом, здравствуй, даль,
Здравствуй, радость и печаль,
Здравствуй, быль, здравствуй, новь,
Здравствуй, светлая любовь.
Если мир певуч и звонок
И во сне и наяву,
Научи нас, жеребёнок,
Верить в солнце и траву.
И ловить стихи и сказки
В золотые невода,
Мир, ты хочешь быть прекрасным,
Только миром будь всегда.
Здравствуй, мир, здравствуй, друг,
Здравствуй, песен щедрый круг,
Здравствуй, миг, здравствуй, век,
Здравствуй, добрый человек.
Здравствуй, дом, здравствуй, даль,
Здравствуй, радость и печаль,
Здравствуй, быль, здравствуй, новь,
Здравствуй, светлая любовь.
7.Домашнее задание. Написать мини - сочинение на тему: «Что я ценю в жизни».
8.Заключительная минута тишины.
Прослушивание музыки «Биение сердца»
- Наша жизнь начинается с биения сердца, давайте закроем глаза и послушаем биение нашего сердца.
(звучит музыка для релаксации –«Роза, учитель читает стихотворение Омара Хайяма)
Как хочется сказать хорошие слова… Пусть снег идет, а с ним и обновленье. Что жизнь прекрасна и добра! Цени все эти милые мгновенья! Ведь из таких мгновений наша жизнь. И если верим мы в такое чудо… Душа поет, и сердце рвется ввысь… И не страшна нам злая вьюга! Не существуют зависти и лжи. А лишь покой, тепло и вдохновенье. Мы на земле для счастья и любви! Так пусть продлится этот миг свеченья!
Вспомните о чем мы говорили на уроке и подарите друг другу любовь, также подарите любовь своим близким. Спасибо за урок.