Вокально-певческие навыки Как научиться петь














































Как научиться петь.

Цель: Знакомство с основными вокально-певческими навыками.

Игра «Дыхательная зарядка».

Игру «дыхательная зарядка» - можно проводить каждое утро дома с мамой или самостоятельно. Надо встать прямо и, положив руку на живот, сделать вдох (через нос). В это же время как бы «про себя» отсчитывать: «раз» - короткий вдох, «два – а – а» - плавный выдох.

Вокально-певческая постановка корпуса.

Кто может долго стоять на одной ноге? А с поднятыми вверх руками? А кто может долго стоять, вытянув шею? (детям это надо сделать).
Вот быстро вы устали из-за неестественности позы, которую вы принимали. В таком положении стоять тяжело и неудобно. От того, как держит «корпус» (т.е. тело) человек, взрослый или ребенок, зависит его осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения особенно. Чтобы голос звучал свободно, легко, надо, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямая, не вытягивать шею и высоко не поднимать подбородок (а то похож будешь на петуха).
Если приходиться петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это мешает свободно звучать голосу. Нужно сесть прямо, руки положить на колени. Чтобы запомнить это, выучим песенку.
«Петь приятно и удобно» (не торопясь)

1к. Если хочешь сидя петь,
Не садись ты как медведь,
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.

Припев: Раз! Вдох!
И запел, птицей звук полетел,
Руки, плечи – все свободно,
Петь приятно и удобно.

2к. Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть.
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.

Припев: тот – же.


Как беречь голос.

Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. А если не беречь голос, напрягать его постоянной болтовней, есть мороженное после горячего чая или долго бегать, горло воспаляется, и голос получается грубым, сиплым. Надо закалять свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, наберите глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произнесите протяжно следующие звуки: а,э,и,о,у. звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так закаляется горло. Споем песню о том, что вредно для голоса.
«Я красиво петь могу» (не спеша).

1к. Воды холодной выпил всласть,
Однажды я, разгорячась,
Потом мороженое съел,
И захрипел, и засипел.

2к. Стал голос тихим и больным,
Как будто вовсе не моим,
И, представляете, три дня
Никто не мог понять меня.
3к. Играли как-то мы в хоккей,
Кричал я громче всех друзей,
Потом по грудь в сугроб залез.
И голос мой совсем исчез.

4к. С тех пор кричать я перестал,
Воды холодной пить не стал,
Не прихожу домой в снегу
Зато красиво петь могу.

Звукообразование и звуковедение.

Для того, чтобы научиться петь, надо уметь отличать красивое пение от некрасивого. Ваши уши – это контролер. Они определяют – правильно или неправильно поют песню (спеть знакомую песню скрипучим голосом). Ну что, понравилось такое пение? Как ваши уши – контролеры пропускают его или нет? А что ж вашим ушам не понравилось (пели не красиво).
Да, это пением не назовешь. А все потому, что я произношу гласные звуки а-э-и-о-у небрежно. А ведь они такие певучие, словно ручейки, сливаясь, образуют речку – песенку.
Давайте красиво учиться петь гласные. Вдохните, как будто нюхаете цветок. Мягко, как бы гласные «ставьте» на «звуковую ленту». Подержал звук (пока хватит дыхания) и снять, как будто ставишь точку. Но при вдохе, ни при выдохе стараться не толкать звук. Если толчком поставить на стол стакан с молоком – оно прольется. Так и звук – он сразу «расплещется», потеряет свою форму ( - вдох – птичка взлетает, - это знак выдоха – птичка приземляется).
Следить, чтобы во время пения рот был округленным, как будто держите во рту горячую картошку или сливу. При смене гласных звуков не дергайте губами, а то звук потеряет форму. Мышцы лица не напрягайте. Рот открыт в высоту, а не в ширину. Звук должен быть тихим, не очень громким.
«Песенка про гласные» (в темпе вальса).

1к. Для пения гласные звуки важны,
И напевны, и нежны.
Летят, как птицы в синеву – а – э – и – о – у.

2к. Как быстрые волны свободной реки,
Звуки гласные легки.
Будто бы птицы на лету – а – э – и – о – у.

3к. Крикливо и громко не надо их петь –
Горло может заболеть.
Ушки держите на чеку – а – э – и – е о – у.

Игра «Морской прилив и отлив».

А теперь поиграем в игру. Она вас научит владеть голосом. Тяните звук гласный – у. Море спокойно. Волна почти не плещется. Но я буду вытягивать руки вперед – силу звука надо увеличить – надвигается большая волна (увеличить звук – не кричать).
Убираю руки – волна отступает – сила звука постепенно должна уменьшиться. Если не хватает дыхания, надо незаметно «влиться» в звуковой поток. Это цепное дыхание – один делает вдох, другой тянет звук.
Дикция.

Я сейчас исполню песню, внимательно слушайте и находите ошибки в тексте (неправильное произношение букв).

1к. Вот и высохли ручьи, ля – ля – ля!
На ветках поют врачи, ля – ля – ля!
Я надену быстро тяпки, ля – ля – ля!
Приступлю потом к зарядке, ля – ля – ля!

2к. Побегу с мячом во двор, ля – ля – ля!
Дверь закрою на забор, ля – ля – ля!
Ярким солнцем озаренный, ля – ля – ля!
Сад стоит такой саленный, ля – ля – ля!

3к. Я желал бы очень стать, ля – ля – ля!
Не артистом, не ученым, ля – ля – ля!
А известным шампиньоном, ля – ля – ля!

Какие слова я произношу неверно: грачи, тапочки, запор, зеленый, чемпионом. И так, дикция в пение играет огромную роль. Надо четко произносить согласные и правильно, ясно формулировать гласные звуки в песне.
Для выработки ясной, четкой дикции выучим шутку – прибаутку:
ма, ма, мэ, мэ, ми, мо, му, два теленка на лугу
ра, ра, рэ, рэ, ри, ро, ру, щиплют сочную траву,
гра, гра, грэ, грэ, гри, гро, гру, волки прячутся в лесу,
да, да, дэ, дэ, ди, до, ду, к телятам побегу,
за, за, зэ, зэ,зи, зо, зу, от волков постерегу,
на, на, нэ, нэ, ни, но, ну, очень я телят люблю,
ля, дя, ле, ле, ли, ле, лю, их водичкой напою.

Выразительность исполнения.

Самое главное – научиться понимать содержание песни, понять, о чем она, что означает произнесенные тобою слова. Надо следить за своей речью, чтобы она была четкой и выразительной. Выделяйте в песне главные слова, делайте остановку между фразами.



15