Система оценки достижения планируемых результатов по дополнительной общеобразовательной программе Азбука журналистики


Н.К.Бондарчук, педагог дополнительного образования
объединения «Юнкор» МБОУ ДОД Дома пионеров и школьников с.Шира
ул.Маяковского, 58.
dompionerov@mail.ru
Система оценки достижения планируемых результатов по программе
«Азбука журналистики»
«Одно из важных направлений в развитии современной педагогики тесно связано с необходимостью формирования у школьников активной жизненной позиции, таких качеств личности, которые помогают комфортно существовать в быстро меняющимся мире, ориентироваться в постоянно растущем информационном потоке»», - считают коллеги Н.Г.Дмитрук из Новгородского государственного университета и В.А.Низовцев из МГУ. (2) И я ними согласна, как и в том, что необходимо создавать для обучающихся самые разные возможности раскрытия и реализации внутреннего потенциала. При обучении детей основам журналистики это особенно важно, ведь настоящий журналист – это творческая личность, это «штучный материал», и формируется он постепенно. Планируемых результатов приходится добиваться длительное время, особенно если обучающиеся не старшеклассники, а школьники средней ступени. Поэтому программа, рассчитанная сначала на 2 года, переросла в результате в пятилетнюю.
Отсутствие в сфере дополнительного образования единых образовательных стандартов, с которыми соотносят уровень обученности в средней школе, делает необходимым для каждого педагога разработку своего пакета диагностических методик, отражающих цели и задачи его программы обучения. (1)
Моя система оценки знаний, умений и навыков по программе «Азбука журналистики» во время промежуточной и итоговой аттестации, а также после изучения крупных тем состоит из тестов и творческих заданий. Почему? Тест дает возможность выявить степень усвоенности теоретического материала, а творческое задание – умение применить эту теорию на практике. От промежуточной к итоговой аттестации и год от года задания тестов усложняются. От простого выбора правильного варианта из нескольких к предложению решить анаграммы, сгруппировать понятия и выбрать лишнее; написать терминологический
____________________
2 Дмитрук, Н.Г., Низовцев, В.А. Возможности самореализации личности учащихся в процессе творческой познавательной деятельности // Дополнительное образование и воспитание . – 2013. - №8. – С.10.
диктант, используя газетную страницу; вставить пропущенные слова в цитаты из Закона «О средствах массовой информации» (о правах и обязанностях журналиста); изготовить макет одной из полос газеты форма А4, придумав название, указав необходимые выходные данные и выполнив другие требования и т.д.
При оценке достижений творческих результатов на промежуточной и итоговой аттестации использую систему творческих работ обучающихся. Для кружковцев первого года обучения на промежуточной аттестации (перед Новым годом) тему формулирую предельно просто: «Напишите 5-10 предложений на тему «Новогодний вечер в нашей семье». Для обучающихся второго года обучения - «Напишите заметку о новогоднем мероприятии», а для обучающихся третьего года обучения – заметку, репортаж с новогоднего утренника или мини-эссе на тему «Дед Мороз: верить или не верить?» (на выбор, в зависимости от уровня подготовленности). Обучающимся четвертого и пятого годов обучения предлагаю сочинить новогоднюю сказку на любую из 20 предложенных тем. Лучшие работы публикуем в газете учреждения «Внешкольник» и в специальном выпуске районной газеты «Ширинский вестник» «Молодежная планета» и отправляем на конкурсы. В ближайшем будущем планирую издание альманаха сказок.
Созданию ситуации успеха уделяю особое внимание. Начинающим юным корреспондентам предлагаю удачные материалы прочитать вслух на занятиях кружка и опубликовать полностью в СМИ, из других работ выбираю лучшие абзацы, фразы и публикую подборки. Это поднимает престиж обучающихся в глазах сверстников и стимулирует к достижению определенной творческой планки.
Нельзя не сказать и ещё об одном способе оценки достижений обучающихся - это участие кружковцев в районных и республиканских фестивалях детских пресс-центров и олимпиадах по журналистике, а также в журналистских и литературных творческих конкурсах различного уровня. Здесь у нас стабильные достижения: как победы, так и призовые места. Например, в 2012-2013 учебном году призером и победителем республиканской олимпиады по журналистике стали соответственно Ксения Пешкова и Ольга Непомнящих.
И, наконец, об участии в разных творческих конкурсах. Это мы делаем регулярно, в течение всего года и тоже по ступенькам: районный конкурс, республиканский, российский. Четыре кружковца в прошлом учебном году (Ксения Голикова, Ксения Пешкова, Алена Кудрина, Владислав Климантович) стали лауреатами 2-ой и 3-ей степени Всероссийского литературно-творческого конкурса «Восхождение к образу».
Таким образом, планирование результатов по программе «Азбука журналистики» и оценка их в системе даёт стабильные положительные результаты, создает ситуацию успеха для детей, поддерживает их стремление к творческой самореализации и тем самым готовит ребят к взрослой, самостоятельной жизни. Выйдя из стен школы и учреждения дополнительного образования творческий, ищущий человек, уверенный в своих силах, легче найдет способ реализовать себя.
Литература
Буйлова, Л.Н., Клёнова, Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005. – 288с.
Дмитрук, Н.Г., Низовцев, В.А. Возможности самореализации личности учащихся в процессе творческой познавательной деятельности // Дополнительное образование и воспитание . – 2013. - №8. – С.10-15.
Онищук, Я.А., Зайкина, В.Л. Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе // Дополнительное образование и воспитание . – 2010. - №7. – С.9-13.