Интегрированная деятельность воспитателя и детей старшей группы ДОУ Вода-бесценный дар природы


Дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего типа № 14 «МИР»
управления образования администрации города Шахтерска
Интегрированная деятельность воспитателей и детей старшей группы
«Вода – бесценный дар природы»
(Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность) Подготовила: воспитатель Глыга Наталья Ивановна
Цель:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить с традициями освящения воды, сформировать и закрепить
представление о колодец.
- упражнять в умении анализировать, делать выводы, в проблемной ситуации находить
правильное решение.
Развивающие:
- обобщить знания детей о воде и ее свойствах.
- закрепить знания. где есть в природе вода, почему она нужна для существования
всего живого, содержится: в продуктах питания, воздухе, водоемах, в человеке,
животных и т.п.
- закрепить знания о том, что вода бывает в разных состояниях: твердом,
газообразном, резком, является растворителем.
- закрепить знания о приемах очистки воды.
- закрепить знания о животных, для которых вода является родным домом
- развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
- воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: иллюстрации, макет горы
Практические: физкультминутка, исследование предметов.
Словарная работа: горводоканал,
Оборудование: Колодец, журавль, зонтик, бумажные капельки – интересные, магнитофонная запись, макет реки, оборудование для опытов, мольберт, ноутбук, иллюстрации.
Начало формы
Конец формы
Ход занятия
Организационный момент.
Сегодня утром к нам пришло послание на электронную почту. Узнаем, что в нем?
Очень необычное послание.
– Как вы считаете, с помощью чего или кого мы сможем это сделать? (Зеркальце).
Надпись: «Живая» вода.
- Скажите, с помощью каких источников информации мы сможем узнать, что
такое «живая» вода?
(Из книг, телевидения, из энциклопедии, из Интернета, из сказок).
– Почему на планете Земля есть жизнь?
- У меня для вас есть сюрприз. А какой, вы сможете узнать, если будете задавать мне вопросы об этом сюрпризе.
Дидактическая игра «Да или нет»
Так это Глобус. Но он не обычный, это Глобус – Волшебник. Он перенесет нас в пространстве и времени, куда мы захотим. И мы сможем увидеть все собственными глазами.
– Что мы возьмем с собой в путешествие?
– Все складываем в... (рюкзак), одеваемся по погоде и едем.
– Сначала послушаем прогноз погоды (магнитофонная запись).
Этюд «Прогноз погоды»
«Сегодня солнечно. Ветер слабый. Температура воздуха + 20 .
Во второй половине дня местами ожидается небольшой дождь и гроза»
(во время записи дети выполняют движения, имитирующие прогноз погоды).
– Вспомните, как называется профессия людей, которые наблюдают за погодой? (Синоптики).
Выберите из представленных рисунков нужные и сделайте карту погоды на сегодня.
– Проверьте каждый себя и товарища, ничего ли вы не забыли?
Наш Глобус – Волшебник»
Вокруг себя обернись,
Все, что нам интересно – вот тут появись!
– Остановился наш Глобус – Волшебник...
– Мы с вами живем …….(метка на карте).
– Какое у нас сейчас время суток? (Утро).
– А скажите мне, какое время суток сейчас вот здесь, в Америке?
Проведем опыт «Смена дня и ночи».
Солнышко – возьмем фонарик. Вращаем глобус и смотрим, что происходит?
– Какой мы сделаем вывод?
- Вспомните, куда прячутся звезды днем?
(Звезды днем никуда не прячутся. Они, как и ночью, висят на небе на своих местах, просто их не видно. Солнышко ярко светит днем, что мы не видим слабый свет от звезд. А вот ночью, когда солнышка нет, на небе появляются звезды).– Как называются ученые, которые изучают, где и как живут звезды… (Астрономы).
Поищем «живую» воду на Земле.
– Посмотрите и скажите на Земле чего больше воды или суши?
– Вода самое распространенное вещество на Земле.
Капля раз, капля два
Дождик землю поливает
Пусть хорошенько вырастает
После дождика трава!
Все прячьтесь под зонтиком!
– Какой стала Земля после дождя? Почему?
– На какой почве не бывает грязи?
Опыты.
- Нам нужно доказать, что на песке никогда не бывает грязи.
Возьмем лотки с землей, с глиной, с песком.
Польем водой из лейки, как будто это дождь.
Посмотрим, где вода просачивается скорее?
( В песке).
Так на каком грунте мы выяснили, что не бывает грязи?
Где вы в своей жизни должны были это видеть?
(На берегу моря).
Дождь прошел и растерял свои капельки-загадки.
Дидактическая игра «Скажи верно».
Из предоставленных картинок выбрать только те слова, которые означают или доказывают нам, что это вода.
(дети выкладывают на мольберте).
Лед
145478510541000 туман снег
179210483920006076951651000
19557331393320060819619708400облако слезы
вода
16668751136650017921045698300790575192405003579395765100пар град
лужа
роса
- А почему вы положили слово лед?
- Не понятно, к чему здесь слово слезы?
- Еще раз посмотрите и проверьте своих друзей, ВСЕ ли МЫ ВЕРНО СДЕЛАЛИ? (Да или нет не говорить).

- Осторожно, вот здесь после дождя остались лужи. Но после дождя пригрело солнышко и что становится с лужами? (Они испаряются, и пар поднимается опять на тучку. А на облачке превращаются в капельки). Игра – медитация( на ковре)
«Я – тучка, большая, пушистая. Я легко и свободно плаваю в синем небе. Мои руки легкие, они помогают мне лететь. Я поднимаю глаза вверх, всем своим телом вдыхаю воздух, наполняюсь влагой. Я могу напоить дождем землю и все живое на земле, я выдыхаю и потоком капелек падаю на землю»
Чтобы полился дождик с неба
Чтобы росли цветы, деревья
Чтобы не было у нас беды
Жить нельзя нам без воды
Путешествуем дальше с помощью нашего Глобуса – Волшебника.
Наш Глобус – Волшебник
Вокруг себя обернись
Все, что нам интересно – вот тут появись!
Дидактическая игра «Как образуется река»
Смотрите, мы с вами оказались в горах. Везде лежит снег. Холодно! Вот пригрело солнышко.
– Что образуется?
Тоненькие ручейки. Они текут с горы, становятся большими, соединяются и вот уже это не ручей, а река (макет). Пойдем вдоль реки. Нужно идти медленно, чтобы все интересное увидеть.
Воду нужно уважать —Это должен каждый знать!Совершенно не секрет —Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,И не сможем насладитьсяНи природой, ни пейзажемБез воды угаснет каждый!
- Вспомните, для кого из животных вода является домом? (Лягушка, черепаха, змея, водомерка, стрекоза, рыбы, выдры, крысы)- выбрать из предложенных картинок.Не все животные выглядят привлекательно, некоторые вызывают у людей неприятные ощущения. Нехорошие люди обижают таких животных (или даже убивают).

Дидактическая игра «Я хочу защитить...» (рисунки).
- Я хочу защитить змею. Она нападает на человека только тогда, когда ей наносят вред. Каждое животное сделано для какой-то пользы. Змея дает яд, из которого делают лекарства и противоядие (рассказывает воспитатель).
– Я хочу защитить лягушку. Хоть она и некрасива на вид, скользкая, но жаба нам предвещает погоду. Громко квакает – будет дождь. Не убивайте лягушек, берегите их.
– Я хочу защитить дождевого червя. В них нет ни глаз, ни ножек. Дышат они кожей. Но черви очень полезны для земли. Они разрыхляют землю, обогащают ее
кислородом, чтобы растениям было легко расти. Не уничтожайте червей.
(рассказывают дети).
- Какая вода в реке? Соленая или пресная?
- Солнышко припекает. Жарко! Напьемся водички из реки?
- Почему нельзя?
- Так, процесс очистки питьевой воды очень сложный и длительный. Чтобы получить чистую питьевую воду, на очистку тратят большие средства. Работает целое предприятие под названием «Водоканал». Оно есть в каждом городе, и конечно и в Шахтерске
.( Видео рассказ – фильм о горводоканале0- Поэтому воду нужно беречь, экономить:
Кап-кап –течет водичка
Кап-кап – помоешь личико
Кап-кап-попьешь воды –
Кан скорее закрути .Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей.
- Вода всегда удивляла людей своей силой и энергией. Зачарованно наблюдая весенний ледоход, наводнение, морской шторм или водопад, люди поклонялись безудержной силе воды. Ее могучая стихия высоко почиталась Видимо, отсюда и поговорка – пожелание.
«Будь здоров, как вода!»
- Люди считали эту воду сильной.
Пойдем дальше искать «живую» воду
Наш Глобус – Волшебник.
Вокруг себя обернись
Все, что нам интересно – вот тут появись!
– Посмотрите вокруг себя, куда это мы с вами попали?
РАБОТА В МУЗЕЕ « История родного края»
Хозяйка.
– Прошу вас гости дорогие посмотреть мое хозяйство. Рада вас видеть.
Воспитатель
Мы приветствуем тебя, хозяйка! Мы шли издалека, устали. Пожалуйста, дайте водички напиться.
Хозяйка.
Прошу вас к моей криничке (подходят).
Ой, дорогая криница, дай нам водицы
Чтобы здоровыми быть, людей уважать.
– Что это за птица нам помогает воду из колодца доставать? (Журавль).
– Вспомните, пожалуйста, а почему именно Журавля так почитает народ?
(дети рассказывают легенду о колодце).
– Надо нам достать воду из колодца (прицепляет деревянное ведро на Журавле и достает воду). Угощает детей, приговаривая.
Из колодца – студеницы,
Что под вишнею в саду,
И водицы – ледяницыЯ в ведерко наберу
Дам напиться, освежиться
Я ребятам холодку
Им водица – лёдяницаБудет всегда до смаку
– Какая на вкус вода из моего колодца? (вкусная, а еще чистая, прозрачная и холодная).
Эту воду называли «живой».
- Воде с давних времен приписывали (или присваивали магическую силу).
Вспомните праздники и обряды, связанные с водой. (Крещение, праздник Ивана Купала, Крестины).
Воду освящают в церкви серебром еще на стретение, Рождество. Ее хранят, потому что верят, если окропить дом святой водой, из дома уйдет беда. Если дать больному попить или умыть его, он начнет поправляться. Освященная вода защитит человека и животное от плохого глаза (хозяйка брызгает на детей).
Пусть капли святой воды
Защитят вас от горя и беды.
Воспитатель
Спасибо тебе, хозяюшка! Мы нашли «живую» воду, возвращаемся в детский сад. (Хозяйка дает кувшин воды из колодца).
Если бы на всем свете не стало вмиг воды,
То не было бы большей для всех людей беды.

Чтобы чистая и целебная вода была всегда, как клад бесценный мы ее должны беречь!
Без воды вянет цветок, страдает зверь, птичка замолкает. Все живое нуждается в воде. Каждая ее капля является ценным даром природы. Вода поит землю, земля кормит человека.
Рефлексия.
- Понравилось вам наше путешествие?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Какую информацию вы расскажите дома?
Где чистый воздух,
Родниковая вода
Там будет здоровье –
И сгинет беда!
Какой мы сделаем вывод? Вода – это здоровье, вода это – жизнь.