Урок по региональной историиСаратовский край в составе золотой Орды и после ее распада XIII-XVI)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ САРАТОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ.
Урок 4. Саратовский край в составе Золотой Орды и после ее распада(XIII-XVIвв.)
Неронова Татьяна Михайловна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Багаевка им. Н.В. Котлова»
Предмет: региональная история.
Класс: 11.Тема урока: Саратовский край в составе Золотой Орды и после ее распада(XIII-XVIвв.)
Учебное пособие: В.Г. Петрович, М.В. Булычев, А.А. Герман, А.В. Лучников, В.П. Тотфалушин, В.П. Хасин и др. История Саратовского Поволжья. - М., ГАУГН-Пресс, 2016 год
Цель: получить новые знания по истории Саратовского края в эпоху существования крупного средневекового государства - Золотой Орды (XIII-XIVвв.) и постордынских государств в Поволжье(XV-XVI вв.)
Задачи
1.Обучающие:
- Выяснить причины и последствия вхождения Саратовского Поволжья в состав Золотой Орды.
-Характеризовать принципы монгольской власти на покоренных территориях Саратовского Поволжья.
-Показать экономическую, политическую этноконфессиональную жизнь Саратовского края в составе Золотой Орды на различных этапах исторического развития.
2.Развивающие:
совершенствовать умения:
- определять цели и задачи учебной деятельности в рамках изучаемой темы;
- находить противоречия и на их основе формулировать проблему;
- развивать аналитические навыки работы с текстом, картой , документами, видеоматериалами,
-определять и аргументировать собственную точку зрения;
- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения;
3.Воспитательные
- Способствовать воспитанию у учащихся стремления к формированию современных гуманистических позиций в восприятии исторической действительности.
-Способствовать патриотическому воспитанию, формированию активной гражданской позиции.
4.Тип урока: урок открытия новых знаний.
5. Формы работы учащихся: фронтальная (в процессе постановки проблемы, определения цели и задач учебной деятельности; в процессе дискуссии; подведения итогов урока);
- индивидуальная , - групповая (в процессе работы над вопросами темы урока)
6. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку компьютеры с выходом в Интернет.
Структура и ход урока:
Этап урока Название используемых ЭОР Действия учителя Действия учащихся УУД
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Презентация «Следы пребывания Золотой Орды В Поволжье» или
ЭОР № 1
Тип ресурса – информационный
История Саратовской области:
Официальный портал правительства Саратовской области:
http://www.saratov.gov.ru/region/history/Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает позитивный настрой на работу. Предлагает посмотреть на экране карту о пребывании Золотой Орды в Поволжье или информационный ресурс
ЭОР № 1
Задаёт вопрос: какова может быть тема нашего урока?
Совместно с учащимися формулирует цели и задачи урока.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, высказывают свои предположения о теме урока.
С помощью учителя формулируют её и записывают тему урока в тетради : (Саратовский край в составе Золотой Орды и после ее распада(XIII-XVIвв.) Личностные: самоопределение к деятельности, готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Коммуникативные: умение воспринимать информацию
Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке.
2. Этап актуализации знаний
Актуализация знаний учащихся по истории России, касающихся золотоордынского владычества на Руси.
Вспомните из школьного курса истории России:
Как изменилась жизнь на Руси после монгольского вторжения ?Что вы знаете о последствиях монгольского нашествия на Русь?
Едины ли историки в оценке ордынского влияния на Русь?
Выскажите собственное мнение, как данные перемены отразились на развитии нашего государства Ученики, опираясь на знания, полученные при изучении истории России, перечисляют изменения в экономической , политической, культурной, хозяйственной жизни страны, объясняют причины этих изменений, называют последствия золотоордынского владычества как положительные, так и отрицательные.
Отмечают, что влияние монголо-татарского ига на Русь по-разному оценивалось историками прошлых времен и современниками от не признания ига, как такового, до самых резких отрицательных оценок
однозначной оценки влияния монголо-татарского ига на Русь нет).
Высказывают свою точку зрения на проблему
Личностные: понимание значимости предстоящей деятельности .Коммуникативные: умение выражать собственное мнение и аргументировать его
Познавательные: умение выделять причинно-следственные связи.
3 этап. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы ЭОР№ 2
Тип ресурса:
информационный
сайт «Путеводитель по Саратову»:
http://saratov.drugiegoroda.ru/history/1670-uvek-1250-1395/Демонстрация с экрана ЭОР № 2
«Увек 1250-1395».
Предлагает также прочесть две цитаты из источников, помещенные на с......,пособия – информация помещенная в саратовской интернет- газете «4власть».
Какой у вас возникает вопрос..В чём противоречие в мыслях двух авторов?
Попытайтесь на их основе сформулировать проблему урока.
Принимаются любые версии и предположения учащихся.
Работа с текстом информационного источника
Высказывают свои версии о проблеме урока. Совместно с учителем формулируют проблему первого урока. Записывают в тетради проблемный вопрос (Завоеватели или созидатели оставили следы своего пребывания в пределах современной территории Саратовской области ?Что от Золотой Орды осталось в Саратовском Поволжье?) и высказывают свои предположения о путях решения проблемы урока.
Проблемная дискуссия.
Регулятивные: умение определять проблему урока, находить пути её решения.
Познавательные: умение обобщать и формулировать проблемные вопросы.
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. умение воспринимать информацию
Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности4. Этап формирования новых знаний,
решения проблемы урока
Ставит учебную задачу для исследовательских групп: исследуйте и дайте оценку жизни Саратовского Поволжья в составе Золотой орды и пост ордынских государств в Поволжье(XV-XVI вв.)
Организует работу с текстом пособия в группах:
1 группа – «политики» выясняют причины вхождения Саратовского Поволжья в состав Золотой Орды исследуют принципы монгольской власти и дают характеристику политической жизни на покоренной территории Саратовского Поволжья .2 группа – «экономисты», изучают хозяйственную жизнь
3 группа – «культурологи» исследуют этноконфессиональную жизнь во времена пребывания золотоордынцев в пределах
современной территории Саратовской области
Анализ, оценка, объяснение , аргументация представленных материалов.
Заполняют таблицу, фиксируя разрушительную и созидательную деятельность золотоордынцев.
Группа «культурологов» отмечает
о широкой религиозной терпимости, возведённой в ранг политики правительства, в городской культуре, ремесле, и искусстве прослеживается синкретизм стилей. Записи путешественников прошлого свидетельствуют о их пребывании в городах красивой постройки, с обильными благами.
«Экономисты» выяснили, на территории Поволжья строилос множество поселков и крупных городов, среди которых знаменитый город Укек, находившийся на южной окраине Укек-один из ранних городов Золотой Орды развивался быстрыми темпами, что обуславливалось активным вмешательством администрации ханов в обустройстве оседлой жизни , развитии торговли и дипломатических связей, в Укеке даже осуществлялась чеканка медных и серебряных монет, т.к. он стоял на перекрестке северной ветки Великого Шелкового пути с Великим Волжским путем, который соединял все государства между Северной Европы и Средней Азией.
Правду о золоордынцах также рассказывают средневековые могильники и археологические находки.
За долгие годы ордынское владычество привело к взаимному влиянию друг на друга в хозяйстве, быту, языке, власти.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других, выражать собственное мнение и аргументировать его.
Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы, находить достоверную информацию в разных источниках, анализировать (выделять главное, представлять информацию в разных формах, структурировать знания.Личностные: понимание значимости
выполняемого задания, формирование внутренних нравственных правил общения друг с другом.
Регулятивные: понимание алгоритма выполнения задания, выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения
5. Этап закрепления материала Сформулируйте выводы на основе изученного материала
Учитель обращает внимание учащихся на проблемный вопрос, поставленный в начале урока, и предлагает аргументировано высказать своё мнение, основываясь на приобретенном новом знании. Учащиеся высказывают
свои точки зрения по данной проблеме.
В ходе дискуссии учащиеся формулируют выводы. Познавательные: умение
находить ответы на вопросы, используя пособие
и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания, сравнивания результат с эталоном
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учитель ведет со школьниками дискуссию по следующим примерно вопросам: Какие новые знания и умения вы приобрели, работая на данном уроке? С какими трудностями вы встретились? Какие видите пути их преодоления? Достигнута ли цель урока? Можно ли её сформулировать иначе?
Учитель в необходимых случаях корректирует самооценки одиннадцатиклассников. Учащиеся анализируют урок и свою деятельность в ходе урока, определяют проблемы, с которыми встретились на занятии, отмечают свои успехи или неудачи на уроке.
Выставляют себе оценки за урок.
Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности.7. Инструктаж по домашнему заданию Комментирует домашнее задание:
Глава 2.Рабочая тетрадь, с.22- ответить на проблемный вопрос
Творческое задание.
Подготовьте исторический проект на одну из предложенных тем:
— Укек — одна из жемчужин Золотой Орды.
— Средневековая карта Саратовского Поволжья.
Осуществляют осмысление и выбор задания Личностные: понимание значимости предстоящей деятельности.
Познавательные: находить информацию по заданной теме.
Регулятивные: понимание алгоритма выполнения задания.