Тема часа общения: ДРУЖБА ДОРОЖЕ БОГАТСТВА


КАРТА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В КЛАССЕ на уровне начального общего образования
Дата проведения 23.01. 2017 Классный руководитель:
Черкасова Алёна Владимировна
Тема часа общения: ДРУЖБА ДОРОЖЕ БОГАТСТВА
Направления воспитания Гражданско-патриотическое воспитание
Нравственное и духовное воспитание
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Интеллектуальное воспитание
Здоровьесберегающее воспитание
Социокультурное и медиакультурное воспитание.
Культуротворческое и эстетическое воспитание.
Правовое воспитание и культура безопасности
Воспитание семейных ценностей
Формирование коммуникативной культуры
Экологическое воспитание
Определение и анализ планируемых воспитательных результатов Результаты первого уровня:
обучающиеся продолжат знакомство с общечеловеческими ценностями
умеют вести поиск и выделять необходимую информацию при нахождении ответа на поставленные учителем вопросами на тему добрых поступков, использование вежливых словумеют слушать и слышать, выражать свои мысли на тему добрых и плохих поступков, вежливых слов, строить высказывание в соответствии задачами коммуникации
Результаты второго уровня:
учатся проявлять доброжелательность, формируют умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту
учатся соотнести имеющиеся знания о доброте с новым материалом
учатся осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми
Результаты третьего уровня:
приобретают опыт в решении проблем по вопросам ценностей в реальных жизненных ситуациях
Форма занятия: Форма психологического просвещения с элементами игры и творчества
Цель: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.
Задачи: • формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
• формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
• формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.
Ценностно-смысловые установки Формирование таких ценностей как: доброта, доброжелательность, порядочность, воспитанность.
Основные понятия Доброта, добрые мыли, богатство, добрые поступки.
Межпредметные связи ИЗО, музыка, литературное чтение
Ресурсы Компьютер, прооектор, презентация
Карточки со стихотворением
Карточка с притчей
Словарь В.И.ДаляКарточки со сценками для инсценировки
Листочки А5
Используемая технология воспитательного мероприятия Технология критического мышления
Виды и формы внеурочной деятельности Игровая деятельность
Познавательная деятельность
проблемно-ценностное общение
Организация пространства Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход занятия
Технология проведения Время Деятельность учителя Деятельность учеников Оборудование
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Мотивационный.
Определение темы и целеполагание. Приветствует учащихся.
Предлагаю прослушать стихотворение.
Читает Науменко Валерия.
- Ребята, о чем это стихотворение?
Сказочные герои. На доске изображения крокодила Гены и Чебурашки, Карлсона и Малыша. Что общего у них?
Сейчас нам надо составить пословицу на доске
(большими буквами разрезанными)
Дружба да братство дороже всякого богатства.
Как вы её понимаете?
Ребята, какая будет тема нашего классного часа?
Какая цель? Приветствуют учителя занимают места в классе.
Для формулирования темы и целеполагания учащиеся слушают стихотворение зачитанное одноклассницей.
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
О том, что если с тобой рядом верный друг то любую беду можно с ним пережить, он поможет.
Они верные друзья и товарищи. Которые придут на помощь в трудной минуте.
2 ученика составляют пословицу у доски.
Формулируют, предполагают. Слайд
Слайд
Слайд
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Актуализация нужных знаний Работа с ассоциацией «Весы»
Весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?
- Что же такое дружба?
Прочитаем в словаре…
Читает подготовленный ученик. (Мингаева Полина)
Рассказ учителя.
– Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говорится, «от обратного». Понятие противоположное дружбе – эгоизм.
Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь».
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.
Очень много существует пословиц о дружбе.
Прочитайте пословицы – они нам пригодятся для дальнейшего задания.
Притча о дружбе.
Прочитаем притчу.
Чавошян Марине
Послушайте одну притчу и подтвердите ее пословицей с экрана или вспомните свою пословицу к ней.
«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его загон в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в загон, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье».
Почему хозяин заплакал?
Чем вас удивила эта история? Почему «когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей»?
Какая пословица метко поясняет смысл притчи?
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Учитель: – А теперь я предлагаю вам закончить пословицы хором.
На слайде проверка , а они на листах писали.
О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:
Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
Один за всех …… /и все за одного/.
Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.
Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.
Кто любит лгать, …/того нельзя в друзья брать/.
Лучше честный враг, …/чем коварный друг/.
Не бойся врага умного, …/бойся друга глупого/.
Скажи мне, кто твой друг,…/ и я скажу, кто ты/.
Чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружного коллектива. Существует много законов дружбы.
Понаблюдаем ситуации из школьной жизни и сформулируем закон дружного класса (на доску вывешиваю). (Ситуации инсценируют дети)
- Как поступить в такой ситуации? Сделайте выбор:
ходить другой дорогой;
убежать;
сказать старшим;
самим попробовать справиться.
Какой можно вывести закон дружбы по этой сцене?
Предлагай помощь товарищу. Не оставляй его в беде.
2. (стих читает ученица) На школьном утреннике:
Какое качество (черта характера) может помешать дружбе? (Не терпит чужого успеха. Зависть.)Какой можно вывести закон по этой сцене? Умей радоваться успехам другого.
З. (группа детей)
- В чем была их ошибка?
(Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко.
Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие. Можно помолчать вместе и человек успокоится))Закон: Утешь, поддержи товарища, когда у него неудача, только делай это правильно.
- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда. - Оглянитесь внимательно вокруг себя.
Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.
Слушают.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Друг спорит, а враг поддакивает
Человек без друзей, что дерево без корней.
Своя: Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
1. ) «За углом школьного двора после уроков два лохматых типа поджидают ребят. Появляется группа четвероклассников.
- Стоять! Не рыпаться! - командует лохматый и хватает за шиворот первого.- Деньги есть? Живо вытряхивай карманы!
Пять мальчиков смирно стоят и ждут, пока идет этот мерзкий обыск».
Клоун – на сцене!
Острит он неплохо,
Скажет словечко –
И слышится хохот.
Школа взрывается –
Залпами смеха:
Клоун – первоклассница! –
Ну и потеха!
Хохот девчонок
Особенно звонок!
Но не смеется одна из девчонок.
Что-то нахохлилась эта девица:
Мне не охота от смеха давится
Шепчутся девочки «Ей не до смеха!
Танька не терпит чужого успеха!»
А.Барто3. «За пять минут до первого урока все дети были в классе. Оля пришла последней.
У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.
- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! - подскочила к ней Наташа.
- Что случилось? Почему слезы? - закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами». Слайд
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог урока Учитель: А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? Орденом Дружбы народов награждаются:
граждане России;
предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города. Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.
Сейчас вы в паре на листочках должны написать свой закон дружбы.
(писать аккуратно, чтобы потом командир класса смог х прочитать)
Цель: В паре написать законы дружбы. Какими должны быть настоящие друзья
Итог:
Учитель: Пожелание: я каждому желаю найти настоящего, верного друга!
- Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.
- Спешите делать добро! Старайтесь каждый день приносить людям пользу!
 
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Не обманывай друга, будь с ним честен.
Не предавай своего друга.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с ним радости и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.
Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг друга.
Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.
Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради тебя.
Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
Подлинная дружба несовместима с расчетом.
Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.