Творческий проект «Частушка наша русская»




Проект
тема: «Частушка наша русская»
Выполнила:
Першаева Кристина 9 класс, КГБОУ «Алейская специальная общеобразовательная школа – интернат»
Руководители:
Душаткина Т.П., Гордеева Е. В.
2016 год

Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
КГБОУ «Алейская специальная
общеобразовательная школа-интернат»
Краевой фестиваль ученических проектов обучающихся краевых государственных специальных (коррекционных) образовательных организаций «Шаг в будущее»
Творческий проект
«Частушка наша русская»
Секция воспитательной работы
Работу выполнили: участники ансамбля «Говорушечка» КГБОУ «Алейская специальная общеобразовательная школа-интернат»
Руководители: Душаткина Татьяна Петровна музыкальный руководитель, Гордеева Елена Владимировна воспитатель КГБОУ «Алейская специальная общеобразовательная школа-интернат.
Алейск 2016
Содержание
Введение
Глава I: 1. 1Что такое ЧАСТУШКА?
1.2. История возникновения частушки.
1.3. Частушка на разных этапах развития России
1.4. Известные исполнители ЧАСТУШКИ
1.5. Творчество нашего ансамбля «Говорушечка»
Глава II: Методика работы над проектом: «Частушка наша русская»
2.1 Поисковая работа
2.2 Практическая работа
Заключение
Список литературы и информационные источники
Приложение: сборник «Частушка наша русская»
Аннотация
Авторы проекта: участники ансамбля «Говорушечка» - ученики КГБОУ «Алейская специальная общеобразовательная школа-интернат».
Руководители: Душаткина Татьяна Петровна, музыкалный руководитель, Гордеева Елена Владимировна, воспитатель КГБОУ «Алейская специальная общеобразовательная школа-интернат»,
Образовательное учреждение: КГБОУ «Алейская специальная общеобразовательная школа-интернат».
Вид работы: творческий проект.
Название творческого проекта: «Частушка наша русская».
Программное обеспечение: Программа WORD
Введение
Очень важно, когда молодое поколение приобщается к истокам русской культуры, возрождаются народные традиции, обычаи, праздники, народные песни и частушки. Знакомство с частушками, потешками, прибаутками даёт возможность узнать о жизни наших предков, о культуре России, о её прошлом. Ведь недаром говориться, что без прошлого нет будущего.
Мы, занимаясь, в нашем ансамбле «Говорушечка» очень тесно касаемся темы русского народного творчества: изучаем русские народные игры, танцы, исполняем русские народные песни и конечно же частушки. Именно поэтому мы выбрали тему нашего проекта «Частушка наша русская».
Когда мы начали работу над проектом возникла проблема – мы должны были узнать, откуда же взялась частушка, где её корни? Кто из известных исполнителей пел их и какое место в жизни русских людей занимает частушка.
Актуальность нашей работы видим в том, что она посвящена русскому народному творчеству, а это традиции, обычаи, истоки русской культуры, которые необходимо возрождать и приумножать.
Мы поставили перед собой цель:Изучить историю русской частушки и на основе полученных сведений создать сборник «Частушка наша русская»
 Для достижения цели мы поставили задачи:
Разработать план мероприятий по реализации творческого проекта;
Собрать и сочинитьчастушки;
Изучить историю возникновения частушки, собрать материал о творчестве известных исполнителей;
Раскрыть важность изучаемого вопроса;
Используя информационные технологии оформить все материалы в виде сборника «Частушка наша русская»
Методы работы над проектом: метод изучения материалов;методы систематизации и обобщения изученного материала;
ГЛАВАI
1.1. Что такое ЧАСТУШКА?
ЧАСТУШКА – это уникальный жанр народного творчества. Во всей мировой культуре не найти такого жанра. Частушка проникает в сокровенные мысли и чувства, рассказывает о тех сторонах жизни, которые другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались. Частушка все видит и слышит, все хочет знать и знает. К частушке особое отношение. Тут все и лирика и юмор и задор. А какие неожиданные смысловые обороты…. Недаром поэт Р. Рождественский писал:
«Бренчит частушка, как медаль, и голову дурманит. Чего б ты от неё не ждал, она тебя обманет.
Частушка всегда создаётся и исполняется на современные темы, факты и события, поэтому они очень разнообразны. Кроме весёлых, плясовых припевок часто встречаются интересные лиричные: казачьи, свадебные, православные, военные. Бывают такие разновидности частушек: куплеты, страдания, нескладехи, припевки. Название «частушка» произошло от слова «частый», так как текст произносится быстро или другими словами, часто. Вот такая она русская частушка – весёлая и грустная, внезапная, искромётная, надрывная, трепетная улыбчивая. Её называют щедрой радостью, звонким чудом, венчают «госпожой частушкой».
1.2. История возникновения частушки
Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной. Частушка появляется только в произведениях 20 века: в стихах Маяковского, Есенина и их современников.В частушке совсем не отразилось такое важное событие, как отмена крепостного права в 1861 году. Зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская войны, первая русская революция 1905 года.
1.3. Частушка на разных этапах развития России
Когда мы приступили к работе над проектом, то обнаружили, что по развитию частушек можно проследить развитие нашей страны, так на разных этапах появлялись: революционные частушки, частушки Великой Отечественной войны, частушки связанные с освоением целины и космоса, перестроечные, антикризисные. А пели эти частушки как простые люди, так и знаменитые артисты.
1.4. Известные исполнители частушек
Многие исполнители нашей эстрады имели частушки в своём репертуаре, а так же используют их и в наше время. Выдающиеся русские певицы Лидия Русланова, Мария Мордасова - исполнительницы частушек. Эти женщины часто выступали перед солдатами во время Великой отечественной войны, на передовой в короткие минуты затишья. Многие частушки Марии Мордасовой стали классикой, достоянием народа. Когда её спрашивали, как она складывала частушки, то слышали в ответ: «Частушки рождаются сами. Я частушку на частушку как на ниточку вяжу». Известны и современные исполнители частушек– Надежда Бабкина, Надежда Кадышева, семья Заволокиных. Народный артист России Геннадий Заволокин был продолжателем и хранителем многовековой культуры и традиций народного творчества. Созданный им ансамбль «Частушка», пользуется популярностью в России и за рубежом, собирая огромные аудитории благодарной публики. Известная телепередача «Играй гармонь» завоевала любовь многочисленных зрителей.
Глава II: «Методика работы над проектом: «Частушка наша русская»
2.1. Поисковая работа
В процессе поисковой работы был проведён анализ источников из Центральной детской библиотеки, школьной библиотеки. Большую помощь в нашей работе оказали беседы с воспитателями школы: Фроловой Людмилой Ивановной, бывшим воспитателем Шелеповой Ниной Андреевной, бабушками, мамами.
2.2 Практическая работа
Подробно познакомились с историей частушки, с её видами, известными исполнителями, и с жизнью частушки во все времена в России.
Практическая часть.
План наших действий:
Сбор и сочинение частушек.
Подобрать программное обеспечение для создания сборника частушек.
Продумать внешний вид сборника.
Программное обеспечение:
Практическую работу начали с того, что все собранные частушки напечатали в программе WORD, вставили собственные фотографии и картинки по теме из интернета.
Заключение
Частушка – это наше богатство, это небольшая, но примечательная часть нашей национальной культуры. Это один из способов сохранения народной песни, исторической памяти народа, связи поколений, жителей деревней и городов. Частушка подходит для любой аудитории. Без неё не обходится ни один праздник. Любит её народ. Изучение и исследование нами частушек показало, что они отражают быт, жизненный уклад, обычаи. Занимаясь подборкой и изучением материала, мы получили огромное удовольствие от результата своей работы и планируем продолжить сбор и запись в сборник частушек, а так же их исполнение.
Используемая литература:
Кравцов Н.И., Лазуткин М. Г. Русское народное творчество. Учебник для филологических факультетов. М.: «Высшая школа», 1977-375 с.
Фоменко А.В. Ради жизни на земле. Репертуар сборников для руководителей школ художественной самодеятельности. М.: Просвещение, 1990- 288 с.
Частушки. Составитель Селиванова Ф.М - М.: Современная Россия, 1990- 656 с.
Доклад
(Сл.1) Здравствуйте, меня зовут Першаева Кристина. Я учусь в Алейской специальной общеобразовательной школе-интернате.
(Сл2)Мы выбрали очень необычную, для современной молодёжи тему проекта «Частушка наша русская». Это связано с тем, что мы очень любим петь, а в последнее время и русские народные песни, а так же частушки.
(Сл3)А началось всё с того, что в нашу школу в сентябре 2015 года пришла музыкальный руководитель Душаткина Татьяна Петровна, с ней мы началиизучать народное творчество, исполнять русские народные песни.
(Сл4)У нас создалась вокальная группа, которая выступала с концертами на школьных мероприятиях. Наши яркие выступления нравились и взрослым и детям. К ноябрю нам присоединилось ещё 14 детей.
(Сл5)Так образовался наш ансамбль «Говорушечка». Занимаясь в ансамбле мы сталисобирать частушки у наших бабушек, мам, воспитателей.Стали пробовать сочинять частушкисами, но наш руководитель сказала нам, что невозможно сочинять частушки не зная их основ: истории ихвозникновения, известных исполнителей, их разновидностей.
(Сл6)Мы поставили себе цель узнать всё о частушке и на основе этих знаний создать альбом из сочинённых и собранных нами частушек.
(Сл7)Определили задачи и план работы.
(Сл.8) Мы начали свою работу с посещения библиотеки, нашли книги и узнали из них: что же такое частушка. Оказалось – это уникальный жанр народного творчества. Во всей мировой культуре не найти такого жанра.
(Сл9) А так же время её возникновения, и выяснилось, что она возникла во второй половине 19 века.
(Сл.10)Очень интересно было узнать о видах частушек: кроме весёлых, плясовых припевок есть лиричные, описывающие страдания. Бывают такие разновидности частушек: куплеты, нескладехи. Название «частушка» произошло от слова «частый», так как текст произносится быстро или другими словами, часто.
(Сл.11) Мы так же узнали, что частушки исполнялись и в военное время и в эпоху различных важных моментов жизнинашей страны.
(Сл.12) Познакомились с творчеством народных артистов прошлого столетия: Лидией Руслановой и Марией Мордасовой.
(Сл.13) Которые выступали с частушками перед солдатами, в короткие минуты затишья.
(Сл. 14) Оказалось, что есть и современные исполнители частушек: семья Заволокиных, Надежда Бабкина, Надежда Кадешева и др. артисты.
(Сл.15) Практическая часть оказалась самая сложная: мы собирали и в свободные минутки пытались сочинять частушки, записывали их, потом нужно было их напечатать и оформить сборник, в этом нам помогали наши воспитатели.
(Сл. 16) Мы считаем очень важно, приобщается к истокам русской культуры, возрождать народные традиции, обычаи, праздники, народные песни и частушки. Знакомство с частушками, дало нам возможность узнать о жизни наших предков, о культуре России, о её прошлом. Ведь недаром говориться, что без прошлого нет будущего. Мы получили огромное удовольствие от результата своей работы, а сборник могут читать все желающие. Мы планируем продолжить сбор и запись частушек, а так же их исполнение.