Повторение по теме Местоимение


Тема урока: Повторение по теме: «Местоимение».
Цель урока: Повторение знаний учащихся по теме «Местоимение».
Задачи: 1. Совершенствовать навык правильного употребления
                    местоимений в речи;  
               2. Закреплять умения заменять имя существительное
                    местоимением соответствующего рода;
               3. Формировать навык правописания местоимений с предлогами;
               4. Развивать речь, память, внимание учащихся;
               5. Формировать у учащихся навык работы в парах,                    так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и
                    самооценки.
               6. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать
                   в коллективе.
                     Ход урока.                                                                                         I.  Организационный момент.
   
Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Сегодня ждут нас старые друзья,
Побываем у них вместе – вы и я!
 II. Введение в тему урока.
 - А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, когда я прочту стихотворение о них, тогда слушайте.
Применяем мы всё это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но ничьих имён не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него как не крутись,
В речи нам не обойтись!
         - Ребята, вы узнали, о ком идёт речь?
А сейчас назовите часть речи к которой мы отправимся сейчас в гости. Туда приглашают только тех , кто хорошо знаком с ней . Если вы уверены в своих знаниях ,тогда вперед.     
Итак, тема нашего урока «Местоимения». На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях.
III. Психологический настрой  
 -  Сначала   настроимся на работу.
                                Ирадель                    Я смогу выполнить все задания
                               Диана
                    У меня все получится
                              Максим
                   Желаю успехов себе и друзьям
   А сейчас откройте тетрадь запишите сегодняшнее число, классная работа.
   
IV. Чистописание.
-У нас будет необычное чистописание
-И начнём мы свой урок,
Несомненно, с этих строк.
Вы на строчки посмотрите-
Что заметили - скажите?  
   (На доске написаны слова)                                                                    
В, НА, А, НОС,  Я,  МНИ, ОН, НО, ПОД, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ                       
Определите к каким частям речи относятся эти слова.
Предлоги - в, на, под.
Союзы - а, но.
Им. существительное - нос.
Глаголы - мни, мнём.
Местоимения - я, он, ты, нас, мне, вы  
Местоимения запишите в тетрадь 
 Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.
Словарная работа-
Вы, наверное, уже поняли, что местоимения народ весёлый, озорной. И они приготовили для вас загадки. А поручили загадать вам их мне. Послушайте и отгадайте, о чём идёт речь?
 Утром так заведено –
Разомкнёшь ресницы
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей. /Солнце/
А стемнеет – он придет
Тоненький, смущенный, -
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной. /Месяц/
Срок пройдет – плывет она
В пелене тумана.
Круглолица и грустна
Будто Несмеяна! /Луна/
– Кто же он, оно, она?
В тетрадях в три столбика запишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, оно.
(Метро, яблоко, молоко, малина, ягода, помидор, огурец, капуста, картофель, земляника)
 Проверка.
V.   Актуализация знаний
Разбор предложения по членам предложения. 
А теперь наши друзья-местоимения хотят увидеть , как вы справитесь со следующим заданием . Во-первых, вы должны правильно написать предложение с местоимением, а во-вторых, разобрать по членам предложения.
Я иду по осеннему лесу.
(У доски работает 1 ученик)           
2) Выбор правильного определения местоимения.
- Вот мы и в гостях. Впустили нас местоимения. А у них для нас приготовлено много заданий.
                                                                         
А вот и одно из них. Послушайте внимательно одно стихотворение.
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫ ВАМ  ЕЁ, ОНА НАМ  ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС. Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
- Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?
Ответы детей
3) Редактирование текста.
- Когда в тексте только местоимения это плохо, ничего не понятно мы в этом с вами только что убедились. А если в тексте только существительные и нет, ни одного местоимения? Вот как раз такой текст и приготовили для вас наши друзья-местоимения. Что в этих предложениях не так не так?
Учебник №311 стр 102 
- Молодцы, ребята! Я думаю, что местоимения рады, что у вас получился такие красивые  предложения! Справились и с этим заданием! Слова, какой части речи заменяют местоимения?
А сейчас, я думаю, пришло время отдохнуть.
Физминутка.                                                                             
                                                                                                             
- А сейчас мы с вами вспомним, что называется местоимением. Для этого на столах у каждого из вас лежат карточки с определениями, вы должны выбрать правильное и полное  определение местоимения
Работа по карточкам
Обведи кружочком правильный ответ:
              А) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет;
              Б) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет, но
                   не             называет его.  
               В) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет и    
                    называет его.        
         (Работа в парах - взаимопроверка)                                                                                                                                            
- Молодцы, ребята, и снова вы справились с заданием!
       
4) Определение лица личных местоимений.
- А теперь вас ждёт следующее испытание. Что это за местоимения? Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.                                                                       
Ответы детей.
В своём городе построили местоимения новый дом.В этом доме три этажа. На каждый этаж должны заселиться местоимения по группам . А по каким группам не знают. Начали спорить, ругаться. Наша задача помирить их, правильно  расселив. Я предлагаю сейчас поработать в группах. Вот вам точно такие же домики, ваша задача расселить местоимения правильно и как можно быстрее.
Работа в группах.
Давайте проверим, все ли группы справились с заданием.  Работа у доски, выходят трое детей и расселяют местоимения.
 1 лицо – ед.ч. Я,  мн.ч МЫ
2 лицо – ед.ч. ТЫ, мн.ч ВЫ
3 лицо – ед.ч. ОН, ОНА, ОНО,  мн.ч. ОНИ 
    (Самопроверка у доски)
       - Какие вы молодцы, ребята! И с этим заданием вы легко справились.
-Назовите местоимения ед. числа, мн. числа.
-Что вы знаете о местоимениях 3-его лица?
(Ответы детей) - Местоимения  третьего  лица ед. числа изменяются по родам. И когда эти местоимения употребляются с предлогами, то в начале местоимения пишется буква н.
5) Написание предлогов со словами.                        
Поставить местоимения в нужный падеж и определить его.
Работа в тетрадях по карточкам:
  Т__нулся к (он)______________        Тянулся к (ней), к (нему)  (для 3гр.) беспокоился о (она)_________        беспокоился о (ней), о (нём)
 наблюдал за (они)____________        наблюдал за (ними), за (ими)
 разговаривал с (он)__________        разговаривал с (ним), с (ней) спр__сил у (он)______________        спросил у (неё), у (него)
 остановился перед (он)________        остановился перед (ним), перед (им)
 возвышался над (она)_________        возвышался над (ней), над (ним) прив-зли к (она)______________         привезли к (нему), к (ней) х-дил за (она)________________   ходил за нейУчитель: - Молодцы! Вспомнили ещё правило!
ПРОВЕРКА
6) Склонение местоимений.   
       - Поскольку все хорошо поработали, наши друзья местоимения приглашают вас  на новоселье. Работа у доски. 
                                                                                       
   Ирадель идёт пить чай к местоимению МЫ (склоняют местоимение МЫ)
Диана идёт пить чай к местоимению ТЫ (склоняют местоимение ТЫ)
   Максим идёт пить чай к местоимению ОНА (склоняют местоимение ОНА)
 (дети работают в тетрадях, взаимопроверка )7) Самостоятельная работа
Диана  - спиши текст, вставляя пропущенные окончания имён существительных, и замени, выделенные слова местоимениями с предлогами.
Около деревн__ растёт огромный старый дуб. Много легенд сложено о дубе. На дубе ребята пристроили скворечник. Весной и летом в скворечник__ живёт семья скворцов. Когда наступают холода, в скворечнике прячется от стуж__ воробей. Для воробья ребята сделали на дерев___ кормушку.
Максим – спиши текст, подчеркни местоимения с предлогами, определи падеж.
Чижа захлопнула злодейка западня: бедняжка в ней и рвался, и метался. А Голубь молодой над ним же издевался. Голодная кума-Лиса залезла в сад; в нём винограда кисти рделись. Известно, что слоны в диковинку у нас, - так за Слоном толпы зевак ходили.
Ирадель – спиши текст, подчеркни местоимения.
Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе. Такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
ПРОВЕРКА
VI. Итог урока   (заполнение схемы)
- Ребята, сегодня местоимения очень довольны вашей работай, вы им очень помогли. Сейчас вам нужно ещё раз вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях.
Урок по познанию мира
Горы.
Цель: дать детям понятие основных форм земной поверхности, познакомить с горами Казахстана. и ресурсами страны и их экономии.
Задачи:
Сформировать понятия о горах и о видах гор в зависимости от их высоты, о высоких и низких горах. Познакомить с понятием ущелье и долина, чем они отличаются.
Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.
Развивать критическое мышление учащихся, воспитывать любовь к предмету.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный, инструктивный, стимулирующий; побуждающий.
Методы учения: исполнительский, репродуктивный, практический, поисковый.
Оборудование:, физическая карта Казахстана, картинки с изображением гор Казахстана, , схема строения горы и холма.
Ход урока
1. Организационный. Эмоциональный настрой. Сообщение темы и целей урока
Казахстан — мой край родной!
Всё в тебе любимо мной:
Тень лесов, простор степной.
И высоких гор покой!
Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по объятым просторам нашей Родины. Тема нашего урока «Горы». На уроке мы узнаем, что такое горы, какие бывают горы по высоте, как они обозначаются на карте и много другое. Откроем наши тетради, запишем число и тему урока.
Прежде чем мы начнём работать, давайте повторим наши правила работы на уроке.
Правила работы на уроке:
1. Поднимать руку.
2. Умение слушать друг друга.
3. Отстаивать свою точку зрения.
4. Не повторять сказанное.
2. Актуализация знаний. Стадия «вызов»

Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Давайте составим ассоциации.
Итак, давайте запишем определение.
Горы — обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами.
3. Работа по теме урока. Стадия «осмысление»
Заполняем таблицу: «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»)Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы Вспомните все, что вы знаете о горах и запишите это кратко в первую колонку таблицы. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку.
Работа с таблицей
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Знаю Хочу узнать Узнал
выслушать некоторые ответы детей)
Вы отлично справились с заполнением таблицы. И поэтому мы продолжаем работу.
— Что может о горах рассказать географическая карта? (где они расположены, как называются, каким цветом обозначаются)
Посмотрите на карту Казахстана. Возвышенности мы обозначаем на карте коричневым цветом, а горы тёмно-коричневым. Горами принято называть возвышенность более 200 м. Если посмотреть на карту, то можем увидеть, что на территории Казахстана большая часть возвышенностей и гор расположены в центральной и Юго-Восточной части Казахстана.
Это невысокие горы Сарыарки. И высокие горы Тянь-Шаня, Джунгарского Алатау и Алтая. Здесь расположены самые высокие вершины Казахстана.
У вас на партах лежат контурные карты нашей страны. Мы уже на прошлых уроках закрасили равнины, низменности, степи, теперь нам осталось разукрасить возвышенности и горы. Возьмём коричневый карандаш и разукрасим в центральной части Казахстана посветлее, а в юго-восточной части потемнее коричневым цветом. (дети работают самостоятельно)
Теперь отодвиньте контурные карты, а в таблице в третьей колонке запишите, что вы узнали нового для себя о горах.
Как вы думаете, всё мы узнали о горах?
Много интересного вы найдёте в учебнике на стр 21–23. Читая текст учебника, продолжайте заполнять третью часть таблицы.
(Дети работают с текстом учебника и таблицей).
ФизминуткаРебята, посмотрите на схему на доске и у каждого из вас такая схема лежит на парте. Горы, так же как и холмы имеют подножие, склон и вершину.
Давайте на кругах Венна изобразим общее сходство холмов и вершин, а теперь, кто мне может назвать самое главное отличие холма от горы.
Холм высотой ниже 200 м, а горы выше 200 м.

Круги Венна
4. Закрепление знаний. Стадия «рефлексия»
Теперь в тетрадях составьте пятистишье на тему горы.
1 — я строчка — 1 главное слово;
2 — я строчка — 2 прилагательных;
3 — я строчка — 3 глагола;
4 — я строчка — крылатая фраза, утверждение;
5 — строчка — существительное, которое выражает суть первого слова.
Горы
Красивые гордые
Стоят возвышаются думают
Нет прекрасней гор на свете.
Возвышенность
5. Домашнее задание:
1 ряд приготовить сообщение о горах Тянь Шаня 2 ряд подготовить сообщение что такое ущелье
3 ряд найти стихотворение о горах и подготовить их творческое значение
Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Утес», «На севере диком»
Цели урока:
Образовательная: формировать стойкий интерес к книге и потребность чтения, знакомить с литературными понятиями, продолжить работу с поэтическим произведением,
Воспитательная: формировать личные качества ученика, прививать любовь к русской литературе,
Развивающая: развивать дикцию, речь, память учащихся, учить устанавливать причинно – следственные связи.
Цели урока направлены на достижение учащимися:
Личностных результатов:
умение работать с информацией;
развитие мотивов учебной деятельности и  формирование личностного смысла учения;
формирование уважительного отношения к иному мнению.
Метапредметных результатов:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
способы решения проблем творческого и поискового характера;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.
Предметных результатов:
формирование понятий о жанре,
овладение учебными действиями работы с текстом,
формирование представлений образного смысла произведения.
Оборудование: мультимедийный проектор, словарь, карточки.
Ход урока
1Оргмомент
Опрос Д/з
Выразительное чтение стихотворение А.А Блока «Снег да снег».
Пересказ биографии Блока.
11.Знакомство с биографией М.Ю .Лермонтова и его творчеством.
-Судьба поэта очень трагична. Родился Михаил Юрьевич в Москве в дворянской семье. Детство поэта прошло в Тарханах – имении его бабушки. Сам Михаил Лермонтов рос ребенком слабым и болезненным. Дважды бабушка возила внука на Кавказские Минеральные воды для лечения. Там Лермонтов нашел дорогое его душе место. «Синие горы Кавказа… Вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.»
". По диким тропинкам на эти каменистые уступы в детские годы взбирался Лермонтов. Самой беседки тогда еще не существовало. На ее месте стоял казачий сторожевой пост. По ночам мальчик слышал перекличку часовых. Впоследствии он вспоминал об этом:
        Лишь только слышно: кто идет?
        Лишь громко слушай раздается...
Писать стихи Лермонтов начал еще в детстве. Учился он в благородном пансионе при Московском университете, затем поступил в университет. Затем юный поэт резко изменил свою жизнь – стал военным. Имя Лермонтова стало очень известным после появления стихотворения «Смерть поэта». За гневные стихи поэт был сослан на Кавказ. В первый раз его бабушке с помощью поэта В.А.Жуковского удалось вызволить из под пуль и перевести в другой полк, который стоял в Новгороде. Но за независимое поведение, за дуэль с сыном французского посла, хотя никто не пострадал, Лермонтов опять был сослан на Кавказ. «Он был отчаянно храбр, удивляя своей удалью даже старых кавказских джигитов», - вспоминал один из сослуживцев Лермонтова. Михаил Юрьевич задержался для лечения в Пятигорске. Он снял домик.
Лермонтов посещал ванны.
Грот Дианы связан с памятью о последних днях жизни Лермонтова Здесь 8/20 июля 1841 года, за неделю до дуэли, поэт и его друзья устроили пикник, оставивший много воспоминаний у современников.  "Лермонтов необыкновенно много танцевал, - вспоминал Лорер, -да и все общество было как-то особенно настроено к веселью". Однако даже в этот памятный вечер, несмотря на кажущуюся веселость, поэт-изгнанник предчувствовал свою гибель и остро переживал эту печальную мысль. Беседуя со своим товарищем по юнкерской школе, он заметил: "Чувствую - мне очень мало осталось жить".. "...танцевали мы на площадке около грота; лавочки были обиты прелестными коврами; освещено было чудесно; вечер очаровательный, небо было так чисто; деревья от освещения необыкновенно хороши были... танцевали до упада... даже Лермонтов, который не любил танцевать, и тот был так весел; оттуда мы шли пешком...Этот пикник последний был; ровно через неделю мой добрый друг убит..."Е. Г. Быховец, 1841 г. II. Стадия вызова.
В последние месяцы жизни поэт создал стихотворения «Родина», «Спор», «Утес» и другие. Мы сегодня познакомимся с одним из них,  произведением М.Ю.Лермонтова «Утес».
Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?
Какое настроение оно вызовет у вас? Предположите и попробуйте объяснить. Вспомните, когда поэт писал это стихотворение.
( Работаем в группе.)
Выслушиваем предположения детей.
III. Стадия осмысления.
1.Слушаем стихотворение.
Утес – высокая скала.
2.Вспомним наши вопросы и дадим на них ответ.
Прочитайте произведение про себя и отметьте слова, значение которых вы не знаете.
Лазурь – один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
Морщина – расщелина.
-Как Лермонтов описал удивительно красивый пейзаж в стихотворении «Утес».
Почему тучка золотая?
Что за грудь у утеса? ( Склон.)
Почему остался влажный след? (Капельки воды от тучи.)
Вывод. Стихотворение помогает нам представить главных героев.
3.Работа с учебником. Задание 3, 4,5.
Как автор говорит о героях? Какой литературный прием использует? Докажите.
4.Разложите карточки в две группы.
        тучка                                утес
        веселая                        великан
        маленькая                        старый        золотая                        огромный
        юная                                неподвижный
        стремительная
Дайте характеристику героев.
Вывод. Мы видим пейзажную зарисовку и одновременно угадываем рассказ о человеческих отношениях. Юные легкомысленны, изменчивы. Старые люди мудры, но часто одиноки.
IV. Стадия рефлексии.
Какое настроение передает стихотворение М.Ю.Лермонтова?
.
Какие открытия сделали сегодня на уроке?
Д./з.- Выучить стихотворение наизусть.