Урок путешествие-исследование по окружающему миру на тему Царство грибов (3 класс)


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ровеньковская общеобразовательная школа №9»
Из опыта педагогической деятельности
Урок путешествие-исследование
Тема урока: «В царстве грибов»

Шумакова Юлия Николаевна
учитель начальных классов
II категории
адрес учебного заведения:
кв. Гагарина, 26.
2017
Тема урока: «В царстве грибов»
Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве грибов.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок-исследование.
Цель урока: формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.
Задачи урока:
познавательная – создать условия для расширения и углубления знаний о новом царстве живой природы – царстве грибов; упражнять в выделении частей гриба, уметь классифицировать грибы на съедобные/несъедобные;
развивающая – учить выдвигать гипотезы, анализировать, побуждать обучающихся к формированию проблемы поиску путей ее решения; способствовать формированию умения строить речевое высказывание в устной форме;
воспитывающая – способствовать формированию реалистичной оценки индивидуальной деятельности на уроке и коллективной; учить работать в паре, группе, выслушивать разные точки зрения своих одноклассников.
Методы обучения: проблема, исследование.
Формы организации познавательной деятельности: работа в паре, индивидуальная, фронтальная работа, игровая деятельность.
Средства обучения:  мультимедийный проектор, презентация, рабочие тетради с печатной основой, карточки для работы в паре.
Планируемые результаты:
личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
предметные: закреплять и при необходимости корректировать полученные сведения о царстве грибов, закреплять и корректировать понятие о строении гриба, его значении для растений леса, формировать навык устной речи.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Приветствие гостей.
Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,
Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, повернулись. Предлагаю начать день с улыбки!
Улыбнитесь нашим гостям , мне, друг другу . Пусть сегодняшний день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.
Работа с дневником наблюдения.
- Откройте дневники наблюдения. Отметим погоду. Какой сегодня день? Что можете сказать? Температура воздуха? Есть ли сегодня осадки? Ветер? Дождь? Снег?
Повторение пройденного материала
- Сегодня мы будем путешественниками – исследователями. А куда мы отправимся на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч её долой? (Лес)
- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).
- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).
- А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).
- Итак, мы отправляемся в лес на природу.
- Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся).
- Молодцы!
- А давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
– Правильно.
- Какая бывает природа? (Живая и неживая).
- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).
Проверим, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. У вас на столах лежат мозаики, соберите их.
По два человека занимаются сбором мозаики.
-Что получилось? Какая это природа? (Живая и неживая)
Еще одно задание приготовил вам лес.
Разложите картинки с лесными жителями на уже известные вам группы.
Деление на царства живой природы - растения, животные.
Какие картинки лишние? (Грибы). Это особое царство природы.
V. Постановка цели урока. Формулировка темы урока.
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? Чему учиться?
- Тема нашего урока: «В царстве грибов».
-Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб мухомор.
-Гриб пришел не с пустыми руками, он принес нам письмо: “Здравствуйте, ребята! Я рад сопровождать вас в нашем лесу. Я приготовил вам лукошко для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваше лукошко”.
-Сегодня за ваши правильные ответы вы получаете грибочки – этот лесной трофей складывайте вот в это лукошко.
VI. Работа по теме урока.
1. Постановка учебной проблемы. Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы
-… грибы живая природа?
- … способствуют образованию перегноя?
- … у гриба есть шляпка?
- … мухомор самый ядовитый гриб?
- … можно детям до 10 лет есть грибы?
- … грибы нуждаются в охране?
Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице, и видеть, насколько были правы.
Мы говорим грибы.
- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).
- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)
- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).
- Почему? (Они растут на земле).
- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).
- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).
- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).
- А к миру животных? (Тоже нет так как они не могут передвигаться).
- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).
Вывод.
- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
-Даже ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже … по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделили в особое царство - царство грибов.
( Прикрепить название)
2 . Строение гриба.
-Кто из вас собирал грибы?
-Какие грибы вам известны?
-Какие части гриба вы знаете?
Рассмотрите муляжи, обратите внимание на их строение.
3. Первичное закрепление. Работа с учебником. Работа в исследовательском дневнике.
- Поработаем с учебником на странице 112. Найдите и зачитайте отрывок в тексте, где рассказывается о строении гриба.
-Давайте закрепим наши знания. В исследовательском дневнике подпишите названия частей гриба. ( Проверка на слайде) Читает ученик.
4. Физминутка.
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками)
Раз - грибок, два – грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
5. Питание гриба. Страница 112.
- Чем питаются грибы?
Учащиеся читают текст.
-Вернемся к вопросу питания грибов, проверим, что нового вы узнали после прочитанного?
- Значит, грибы не производят питательные вещества сами точно так же, как животные. Но они как и растения растут на земле. Поэтому грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
6. Съедобные и несъедобные грибы.
- Ребята, посмотрите кто пришел к нам в гости. Угадайте кто они?
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я …(подосиновик).
Не спорю, не белый
Я, братцы, попроще…
Расту я обычно
В березовой роще.
(Подберезовик)
В красно-белой шляпке,
Расту в лесу, ребятки,
Поднимают люди ор:
- Гляньте, это ж ….. (мухомор).
Нет грибов дружней, чем эти –
Знают взрослые и дети.
На пеньках растем в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом
Золотистые … (лисички).
Среди лесов, полей, болот
Ядовитый гриб растет,
В бледной шляпке с тонкой ножкой,
Класть нельзя его в лукошко.
Гриб опасный, гриб обманка,
Это бледная … (поганка).
На опушке под соснойИх в траве нашли с тобой.Мы несём их в кузовке,Трудно удержать в руке:Скользкие ребята.Что у нас? - ...(маслята)
-На какие группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные)
7. Оказание первой помощи при отравлении.
Мухомор пригласил к нам в гости доктора Пилюлькина. Он принес советы по оказании первой помощи при отравлении.
Входит доктор Пилюлькин.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, доктор Пилюлькин!
- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!
- Тогда слушайте внимательно и запоминайте
1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно
вызвать “скорую помощь” по телефону …. “103”.
2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.
Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.
В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.
3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.
– И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!
– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!
– Ну, мне пора! Рад был вам помочь!
- Спасибо, доктор Пилюлькин! До свидания!
8. Грибы Красной книги . Самостоятельная работа детей со справочной литературой.
-Но грибы бывают не только опасными. Прежде всего, грибы - это богатство леса. Грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные. Но некоторые виды грибов внесены в Красную книгу, как вы думаете почему? Какие это грибы мы узнаем из сообщений ребят которые работали со справочной литературой.
Решеточник красный - это удивительный по своей красоте гриб. Встречается очень редко в основном в южных регионах.Занесен в Красную книгу и находится под охраной .
Все без исключения особи в любой стадии развития смертельно ядовиты. Поэтому решеточником можно только любоваться издали. К счастью, спутать его с другим съедобным грибом невозможно, поскольку двойников у него нет.
Растет одиночными особями. Группы грибов встречаются только в периоды высокой влажности воздуха. Высота взрослого гриба может достигать 10 см. Ширина шара колеблется от 8 до 12 см. Отличительная особенность - это запах гниющей плоти, который может ощущаться за 10-15 метров от места расположения красного решеточника.
Гриб баран или грифола курчавая - относится к дереворазрушающим грибам. Он растет на пнях и у основания стволов старых лиственных деревьев, особенно дуба. Очень редок. Растет быстро. Состоит из центральной ветвящейся ножки и плоских мелких шляпок. Его не едят насекомые и черви. Гриб баран съедобен. Употребляется в вареном виде, а также для приготовления супов, бульонов, его можно жарить и даже употреблять в качестве начинки для пельменей. К отличительной особенности этого гриба относится также необычайная скорость роста - в течение 8-10 дней он может вырасти до 10 килограмм и более.  Время произрастания - август-сентябрь.
Паутинник фиолетовый .Чрезвычайно редкий и очень интересный гриб. Встретить его так тяжело, что он даже занесен в Красную книгу. Название свое гриб получил за интересный цвет — фиолетовый. Шляпка его темно-фиолетовая . Поверхность шляпки войлочно-чешуйчатая. В диаметре она составляет от 5 до 15 см. У молодых экземпляров в нижней части шляпки расположено паутинистое белое покрывало. Период созревания приходится на август-сентябрь. Предпочитает гумусовые и кислые грунты, мшистые почвы. Поэтому шанс встретить его у болота больше, чем на середине поляны. Растет паутинник фиолетовый небольшими группками или отдельно стоящим.
Рогатик .Имеет вертикальное плодовое тело, вырастающее до двадцати сантиметров в высоту и до трех сантиметров в ширину. Растет обычно одиночно. Его окрас либо коричневатый, либо кожисто-желтый. В молодости гриб гладкий, но в зрелом возрасте становится складчатым. Мякоть мягкая, на вкус очень горькая.
В раннем возрасте гриб можно есть, но он очень быстро обретает горечь и становится негодным. Гриб селится на богатых известью почвах, в лиственных лесных массивах. Растет в летний и зимний период.
9. Работа в исследовательском дневнике.
-На уроке прозвучало много названий грибов. Проверим, какие грибы вы запомнили. Подпишите названия грибов, которые вам известны.
Проверка.
V. Рефлексия.
– Итак, подведем итог: составим синквейнСоставление синквейна.
1. Тема (1 существительное). грибы2. Описание темы (2 прилагательных).съедобные, ядовитые3. Описание действия (3 глагола).стоят, растут, прячутся4. Фраза из 4 слов, выражающая личное отношение к теме. Я люблю собирать грибы.5. Слово, отражающее суть темы. лукошко
- Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.
И я хотела бы обратить ваше внимание на тот лесной трофей ваших знаний в корзине, который мы с вами собрали на “тихой охоте”.
Каждый грибок – это крупинка ваших полученных знаний.
- Давайте вручим нашему гостю-проводнику – мухомору.
VII. Домашнее задание.
1) Учебник А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» стр. 112-116
2) устно ответить на вопросы стр.116.
3) записать в словарик: грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы.
4) Составить рассказ о грибах.