Технологическая карта урока биологии на тему: «Царство грибов. Общая характеристика» (6 класс)


Технологическая карта урока биологии
Учитель: Зайцева Ольга Геннадьевна МБОУ « Октябрьская оош № 1» Вязниковского района
УМК: Учебник: Пасечник В.В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». - М.: «Дрофа», 2011
Тема урока: «Царство грибов. Общая характеристика».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока:
- обучающие: ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов.
- развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.
- воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.
Задачи урока:
Предметные:
- знать характеристики царства грибов, отличия и сходства грибов от растений и животных, определения : симбиоз, микориза, споры
- уметь отличать ядовитые грибы от съедобных;
- находить в природе место, где растут грибы;
- отличать в природе взаимополезные взаимоотношения.
Метапредметные:
регулятивные:
- умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
коммуникативные:
- умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.
познавательные:
- умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.
Личностные:
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, ИКТ.
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку, видеосюжет о грибах, коллекция грибов.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Приветствие, проверка подготовленности к уроку. Постановка проблемы в виде показа презентации о грибах (плесени, дрожжах, шляпочных грибах) с интересными фактами. Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться. Личностные:
Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую
Этап актуализация пробного учебного действия Учитель задаёт вопросы учащимся: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в этих организмах? Похожи ли грибы на другие организмы? Чем? Можно ли выделить грибы в отдельное царство? Предлагает спланировать работу на уроке. Воспроизводят имеющиеся знания о животных, растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения. Формулируют тему урока, цель урока. Планируют свою работу на уроке Познавательные: Уметь приводить доказательства фактов.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
Умение ставить цель, планировать деятельность
этап построения проекта выхода из затруднения Организует деятельность учащихся:
В учебнике изучите материал о царстве грибов, изучите схемы, иллюстрации в учебнике.
Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся
Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в учебнике. Задают учителю вопросы.
Познавательные:
Умение работать с информацией, смысловое чтение.
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Предлагает учащимся ответить на вопросы в конце параграфа, выполнить задания в рабочей тетради.
Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся. Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями. Делают задания в рабочей тетради.
Познавательные:
Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение).
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:
Базовый уровень:
Тест по теме “Царство Грибы”
1. Грибы – широко распространены в почве... (воде, живых организмах, мертвых останках на стволах деревьев на поверхности металлических, резиновых изделий).
2. У грибов запасным питательным веществом является... (гликоген), а у растений... (крахмал).
3. Наука, изучающая грибы называется... (микология).
4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются... (гифами), а в сумме эти нити составляют... (мицелий) гриба, или его грибницу.
5. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат... (хлорофилла).
6. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из... и... (шляпки и пенька).
7. Грибы размножаются тремя способами... (вегетативным, бесполым, половым).
8. По способу питания грибы можно разделить на две группы... (сапрофиты и паразиты).
9. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха... (влага, тепло).
10. Взаимовыгодная связь двух организмов: гриба и дерева называют... (симбиоз).
Повышенный уровень:
Биологические задачи
1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?
2. Задача для “мозгового штурма”. Известно, что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез, рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое “доброжелательное соседство” грибов и деревьев.
4. Задача “мозговой штурм”. На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему?
5. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?
Пусть в нашем журнале будет страница, с помощью которой другие ученики смогут проверить свои знания по этой теме – тест, который я предлагаю и вам.
При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и устранить недостатки Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание.
При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня. Познавательные:
Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.
Регулятивные:
Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности
Коммуникативные: Умение работы в паре (общение).
этап включения в систему знаний и повторения Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового и повышенного уровня сложности. Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку (по предложенным ключам) Познавательные:
Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.
Регулятивные:
Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности
Коммуникативные: Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью
Информация о домашнем задании Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня.
Параграф №.., выучить термины. Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы. этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Организует рефлексию:
1.Раздаёт учащимся лист самооценки для заполнения
2. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся.
Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.
Задают вопросы учителю. Личностные:
Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос.
Регулятивные:
Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки