Статья по географии на тему:Формирование ключевых компетенций и умений на уроках географии


Развитие ключевых компетенций на уроках географии
Учитель Заточина Л.В.
План
Введение
Научная основа опыта.
Понятия «компетентностный подход», компетенции», «компетентность».
Виды или направления компетентностей
Значение и проблемы формирования ключевых компетенций на уроках географии.
Система работы учителя: возможности формирования компетентностей учеников на уроках географии
Заключение

Введение
В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни. В связи с этим, в Концепции модернизации российского образования зафиксировано Положение о том, что “Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода “мерило” современного качества образования”.
Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами.
Несмотря на то, что российская теория и практика средней школы обладает огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда учитель выступает, в основном, в качестве информатора и контролера учащихся
Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
1. Понятия «компетентностный подход», компетенции», «компетентность».
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.
Под понятием “компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Систему компетентностей в образовании составляют: ключевые, т.е. надпредметные (межпредметные) компетентности, которые определяются как способность человека выполнять сложные полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы; общеотраслевые – их ученик приобретает вовремя освоения содержания той или другой образовательной области; предметные – их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета.
Понятие “компетентность” в психолого-педагогичной литературе окончательно не определено и в большинстве случаев употребляется интуитивно. Толковый словарь дает очень схожие толкования этих понятий:
Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.
Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.
Понятие “компетенция” традиционно употребляется в значении “круг полномочий”. “Компетентность” же связана с информированностью, авторитетностью, квалификацией. Поэтому в педагогическом смысле целесообразно пользоваться термином “компетентность”. Учёные предлагают использовать эти понятия параллельно, но вкладывая в них разное содержание:
Компетенция – это совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний, умений, привычек, способов деятельности), что являются заданными для соответствующего круга предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия относительно них.
Ключевая компетенция - это компетенция универсальная, применимая в различных жизненных ситуациях
Компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету деятельности.
Поэтому компетенцию следует понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а компетентность – как его реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности.
Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие? Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления
Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным. Как вариант предлагают модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного именно на формирование иx компетентности.
Модель психолого-педагогического сопровождения ученика в системе компетентностно ориентированного подхода к обучению базируется на представлениях о компетентности как общей способности личности, надпредметное образование, как интегрированный результат обучения, связанный с умением использовать знания и личный опыт в конкретных жизненных ситуациях.
Составляющие понятия компетентность:
-знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы.
-навыки – это владение средствами и методами выполнения определенной задачи.
-способность - это врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу.
Стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. В поведении проявляются наши ценности, этика и реакция на окружающий мир.
-усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.
2. Виды или направления компетентностей
Существует очень много подходов к определению структуры компетентности личности. Отмечая, что компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.
1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).
2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).
3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).
Приведенная модель охватывает все названные группы компетентностей. Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.
Модель охватывает все звенья и виды образования: дошкольную, базовую и полную среднюю, профессиональную и высшую, внешкольную, последипломную и дистанционную с выходом на беспрерывное образование, на способность личности учиться на протяжении всей жизни.
Модель определяет субъектов деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода. Прежде всего, это ученик, родители и государственные структуры, которые, как прямо, так и косвенно, через государственную политику образования, влияют на становление личности. Это также субъекты педагогического процесса в системе образования – воспитатель, психолог, учитель.
Основные группы компетентностей в значительной степени связаны между собой. Поэтому каждый субъект системы может влиять на развитие и социальной, и мотивационной, и функциональной компетентностей. Графическое разделение субъектов было выполнено по признаку приоритетностей влияния: семья и начальное образование мотивируют на обучение и развитие (мотивационная компетентность), школьное и высшее образование создают условия для развития и способствуют обретению знаний (функциональная компетентность), другие субъекты системы оказывают содействие социальному становлению личности (социальная компетентность). Диалектика развития в этом плане может быть обозначена так:
Мотивация —> Функциональные умения —> Социализация —> Мотивация
Эту схему можно рассматривать как путь от мотивов через приобретение необходимого функционального багажа к социализации; в процессе социализации формируются новые мотивы, цепочка преобразований осуществляется на более высоком уровне. Поэтому основные компетентности обязательно связаны между собой. При этом механизм психолого-педагогического сопровождения развития учеников принципиально не изменяется при условии использования другой классификации и выделения других основных групп компетентностей.
Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности:
1. Познавательная компетентность
– учебные достижения;– интеллектуальные задания;– умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;– знание своих сильных и слабых сторон;– способность к рефлексии; – динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Социальная компетентность:
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;– развитие личностных качеств, саморегулирование.
5. Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;– клиническое здоровье;– физическое здоровье;– уровень валеологических знаний.
В государственном стандарте базового и полного среднего образования выделены такие группы ключевых компетентностей:
1. Социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций.
2. Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас.
3. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками.
4. Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.
5. Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни.
6. Продуктивной творческой деятельности.
Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не предметные специфические умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.
Предметное обучение – это только основа для формирования компетентностей как интегрированного результата учебной деятельности учеников. Но наши учебные программы были и являются предметными; они регламентируют содержание материала, список требований к усвоению предмета. Преподаватель может формировать компетентность учеников
II. Значение и проблемы формирования ключевых компетенций на уроках географии
Сейчас, как никогда необходимо отличать ключевые компетентности как результат образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков.
Как известно, формирование готовности учащихся использовать освоенные знания, умения в жизни происходит в практической деятельности. Основой компетенций выступают умения и способы деятельности, поскольку эти результаты обучения включают не только необходимые знания, но и знания о действиях, т. е. выступают как операционный компонент процесса обучения.
Вполне очевидно, что компетенция шире ЗУНов, поскольку представляют собой определённый этап в овладении последними, этап применения на практике
(рис. 1)
КОМПЕТЕНТНОСТЬ

4
3
1
2


Знания, умения (действия), навыки (действия)
Компетенции (освоенные и включённые в индивидуальный опыт ученика способы деятельности).
Самоуправление.
Субъектность (способность использовать индивидом способов деятельности на практике)
Рис.1. Содержание компетентности.
В учебном процессе становится важным включение ученика в среду, в которой необходимо применить соответствующие ситуации знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. С этой целью в Стандарте школьного географического образования зафиксирована новая рубрика «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Таким образом, ориентация школьного образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. «Усиление не означает увеличение количества практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. Иными словами, компетентностный подход ориентирует, с одной стороны, на обновление практической составляющей обучения, а с другой, - на создание условий для её эффективной реализации.
Современная география, изучая пространственные аспекты территориальной организации общества, его изменения во времени, предлагает пути решения многих проблем жизни общества. В этой связи так важно ответить на вопрос: «С какой целью учить школьников географии?» С его решением связана разработка критериев отбора содержания географического образования, востребованности его результатов в жизни будущего поколения.
Именно поэтому формируемые географические знания должны стать действенными, фундаментом практической деятельности, а умения (познавательные, практические) – основой для формирования ключевых компетенций (рис. 2.)
Формирование ключевых компетенций учащихся


применение географических знаний и умений
в сфере познавательной деятельности; в сфере общественной деятельности; в сфере трудовой деятельности; в бытовой сфере; в сфере культурной деятельности; в сфере коммуникации


Формирование познавательных и практических умений учащихся

овладение умениями и способами деятельности
выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; составлять географическую характеристику; определять; применять приборы и инструменты; выявлять эмпирические зависимости


Рис.2. Формирование ключевых компетенций учащихся.
Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на использование деятельностного подхода в обучении. Сведение практической сущности базовой науки к теоретизированности приводит к снижению мотивационных установок школьников, рейтинга географии в школьной среде. Долг и общая цель всех учителей географии – раскрыть уникальность географического образования, оказать его неоценимое прикладное значение в воспитании рачительного хозяина своей страны и Земли.
Основа процесса обучения – понимание его целей, достижение которых возможно благодаря целесообразному использованию методов и приёмов частично-поискового и творческого характера, побуждению учащихся к познавательной деятельности (рис. 3).
Виды работ, направленные на усиление
практической направленности школьной географии
работа с учебником, географической и
научно-популярной литературой
работа с картами и картосхемами
работа со статистическими материалами
работа на местности, работа на географической площадке
маршрутные съёмки
наблюдение за окружающей средой
практикумы, полевые занятия, «зелёные классы»
работа с ресурсами ГИС и Интернет
учебные (практико-ориентировнные) проекты

Необходимым условием для реализации компетентностного подхода к обучению является усиление внимания к особенностям, мотивам и интересам отдельного ученика. Процесс обучения должен быть подкреплён психолого-педагогической основой.
Учитель современной школы выступает как организатор познавательной деятельности школьников, их помощник, и консультант. Именно он создаёт благоприятные условия для эффективного обучения, для формирования личностных характеристик каждого учащегося. Это обстоятельство требует внедрения гибких моделей обучения – активных форм, методов и современных технологий.
III. Система работы учителя: возможности формирования компетентностей учеников на уроках географии
Выстраивая вектор своих педагогических действий, учитель помогает детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоении.
Формированию ключевых компетентностей обучающихся можно представить следующей схемой: 
1.  Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: тьютора, наставника, координатора, партнера.
2.  Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:
  Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;
  Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
  Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  Организация продуктивной групповой работы;
Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;
  Усиление практической направленности школьного образования по географии;
Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка.
 
Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
 
3. В-третьих, развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.
При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Можно научить своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста,  обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).
Есть несколько технологий, имеющих возможность реализации компетентностного подхода. Это: модульная, игровая, проектная технологии, дискуссии,решение проблемных задач, открытое обсуждение новых знаний, обращение к прошлому опыту учащихся, мультимедийные технологии.
В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.
Модульную технологию можно внедрять с 6-го класса, чтобы каждый ученик, работая с книгой, самостоятельно шел к достижению интегрирующей цели, выполняя различные задания от простого к сложному. Если в среднем звене – это отдельные уроки « Температура воздуха»,….. то в 10-11-х классах – это целая серия уроков. Модульная технология позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося на уровне его учебных возможностей. Модульная технология позволяет учить без «двоек», повышая мотивацию. С помощью модульной технологии удается реализовать задачу развития критического мышления: обучающиеся самостоятельно находят информацию, анализируют ее, отбирают главное и структурируют ее в таблицы, в схемы, сохраняют и передают участникам команды, оказывают помощь друг другу при сотрудничестве. Учатся определять цели и порядок работы, самостоятельно планируют учебную деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль. Анализируют свои ошибки, обнаруживают проблемы, критически оценивают свою деятельность. Таким образом, модульная технология позволяет формировать информационную и коммуникативную компетентность
  Мини-проекты на уроке-следующая форма обучения
Требования к учебному мини-проекту:
Наличие проблемы
Планирование действий
Поиск информации
Результат работы – продукт, разработанный учащимися.
Презентация
Например: Итоговый урок в 8 классе по теме «Восточная Сибирь» проводится по принципу мини-проектов.
Учащимся предлагается создать три туристических агентства с целью заинтересовать потенциальных клиентов выбрать маршрут путешествия именно их бюро. На уроке разрабатываются три маршрута по темам:
Жемчужина Сибири – озеро Байкал.
Алтай – золотые горы.
Уникальные природные объекты Восточной Сибири.
В каждом бюро работают:
- генеральный директор (под его руководством создается доклад)
- экскурсовод (докладчик)
- рекламные агенты (оформляют рекламный стенд и придумывают рекламный призыв)
- художник-оформитель (оформляет маршрут на контурной карте)
- другие служащие по усмотрению учащихся
У учащихся в данной работе формируются все виды компетенций.
Также учащимся на уроке можно предложить мини-проект по сбору информации у своих же одноклассников (в форме интервью, социологического опроса) по интересующей теме.
Одной из форм организации учебной деятельности являются игровые уроки: КВН, турнир ораторов, викторины: «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», экологический бумеранг, ролевые игры, уроки-путешествия на изученный материк или страну, уроки-конференции. Ролевые игры формируют у подростков компетентность самореализации. Проживая в течение урока определенные социальные роли: социолога, аналитика, врача, подросток приобретает готовность к самоопределению в будущей профессиональной деятельности. На уроках с целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности можно использовать загадки, ребусы, кроссворды, задание «Исключи лишнее», экологические задачи.
Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. Например, такие приемы, как «Учебный мозговой штурм», «Взаимоопрос», «Три уровня домашнего задания» и др.География — это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкие межпредметные связи, и обладает громадным развивающим потенциалом. Поэтому урок географии, организованный с использованием элементов критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком.Урок, построенный по этой технологии, состоит из трех этапов:
1423035635Рис.3 Этапы урока с использованием элементов технологии критического мышления.

 Мультимедийные и интерактивные технологии
Проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя.

Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использовать проблемные ситуации можно на разных этапах урока.
Создание проблемной ситуации в начале изложения новых знаний, далее объяснение учебного материала, включая в работу обучающихся.
Поскольку перевод основных требований программы развития в реальное школьное пространство осуществляет прежде всего учитель, то необходим педагог, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для эффективных процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников. Доступность, качество образования и его эффективность начинаются, несомненно, с «учителя нового качества»:
Учитывая все вышесказанное, именно учитель и его система профессиональных компетентностей были определены как та инновационная область, развитие которой должно привести к ожидаемым изменениям всего образовательного пространства школы.
Профессиональная
(предметная)
компетентность

 
Деловые качества
Управленческие
умения

Учитель
Эмоциональная
стабильность и
эмпатияСпособность ксамообразованию,
саморазвитию
Креативность(творческаянаправленность)
личности

1V. Заключение
Ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования/
Компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.
Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Каждый сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей – повышение качества образования.
ЛИТЕРАТУРА
Беловолова Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии. География в школе №6/2006
 Беловолова Е. А. Значение практических работ в реализации компетентностного подхода. География в школе №7/2007
ДушинаИ. В. , Летягин А. А., Беловолова Е. А.. Практическая составляющая обучения географии – основа формирования компетенций школьников. География в школе №1/2009
Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
 Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)//Высшее образование сегодня. 2006 .№8., с 20-26.
 Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с.
Использование компетентностного подхода при создании и проведении бизнес-тренинга (с иллюстрациями из тренинга по управлению стрессом)  http://www.treko.ru/show_article_1625
 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.
Переломова Н.А., зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск.
Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос".
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
 Третьяков П.И, Сенновский И.Б., Технология модульного обучения в школе. – М.: Новая щкола, 2001. – 352 с.
Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".