Сообщение на тему Формирование ключевых профессиональных компетенций


Выступление на постоянно действующем семинаре «Школа педагогических знаний»
Тема: «Формирование ключевых профессиональных компетенций студентов через проектные технологии»
Преподаватель – Ильин С.А.
Сегодня студенту необходимо использовать знания в активной практической деятельности. Таким образом выпускник должен иметь достаточный для успешности в жизни личный опыт познавательной и творческой деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности (например, моделирования, конструирования, проектирования и т. д. ), опыт эмоционально-ценностных отношений. На основе полученных знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у студента могут быть сформированы ключевые компетенции, приводящие к его образованности и компетентности в определённой сфере.
Наверное, каждый преподаватель в своей практике сталкивался с ситуациями, когда студент:
- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;
- не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;
- при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других.
- не может извлекать главное из прочитанного или прослушанного,
- не умеет точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме,
- не знает как планировать свои действия, оценивать полученный результат,
- не может предложить различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные - критерии,
- самоорганизовываться и т.д.
То есть не имеет необходимых ключевых компетенций не только для работы но и для обучения. Какие же компетенции необходимы для эффективной работы?
Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций:
Изучать:
•        уметь извлекать пользу из опыта;
•        организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
•        организовывать свои собственные приемы изучения;
•        уметь решать проблемы;
•        самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
•        запрашивать различные базы данных;
•        опрашивать окружение;
•        консультироваться у эксперта;
•        получать информацию;
•        уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
•        организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
•        критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
•        уметь противостоять неуверенности и сложности;
•        занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
•        видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
•        оценивать социальные привычки,   связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
•        уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
•        уметь сотрудничать и работать в группе;
•        принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
•        уметь договариваться;
•        уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
•        включаться в проект;
•        нести ответственность;
•        входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
•        доказывать солидарность;
•        уметь организовывать свою работу;
•        уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
•        уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
•        доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
•        показывать стойкость перед трудностями;
•        уметь находить новые решения.
В ГОС СПО компетенции разделены на 2 группы: общие и профессиональные.
К перечню общих компетенций, выявленных в ходе исследования рынка труда, были отнесены:
- Общение – коммуникативные навыки и способности;
- Умение решать проблемы – умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый - результат;
- Сотрудничество – умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде,
- Саморазвитие - способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление,
Профессиональные компетенции:
-специальные компетенции (способность представлять и проектировать свое профессиональное будущее, ориентация в профессии на высоком уровне);
-социальные компетенции (способность к группоориентированному и корпоративному поведению, к сотрудничеству, профессиональному общению, социальная ответственность за результат труда);
- личностные компетенции (представления о личностном, профессиональном и социальном «Я» и приемах его саморазвития);
- индивидуальные компетенции (учет собственных индивидуально-психологических характеристик для успешной профессиональной деятельности и карьеры, рациональной организации труда).
В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учащимся, если создаются следующие условия:
* Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.
* Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности,
* Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели
К сожалению, традиционное обучение, ориентированное на процесс передачи знаний преподавателем и воспроизведение этого процесса студентами, ограничивает возможность развития профессионально значимых качеств специалиста и саморазвития личности, поскольку необходимо выдать большой объём информации, закрепить и проконтролировать уровень её усвоения за ограниченный период времени.
Поэтому, для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Одной из таких технологий является проектная деятельность, основу которого составляет активная познавательная деятельность обучающихся, позволяющая индивидуализировать темп овладения знаниями.
Этапы проектной деятельности:
Определение темы
Постановка целей, задач
Планирование работы
Сбор информации
Реализация проекта
Презентация (защита) проектаВ ходе выполнения данных этапов студентом реализуются следующие компетенции:
На первом этапе и втором этапе (определение темы, постановка целей и задач):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
На третьем этапе (планирование работы):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
На четвёртом этапе (сбор информации):
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
На пятом этапе (реализация проекта):
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
На шестом этапе (презентация проекта):
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Каких правил необходимо придерживаться преподавателью чтобы достичь наиболее эффективной реализации компетенций у студента?:1. Стараться увлечь студента проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.
2. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать студента к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.
3. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа со студентом по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
4. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
5. Следить за тем, чтобы учебные задания способствовали проявлению мастерства и компетентности студента.
6. Предоставлять студенту право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
7.Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
8. Изменить сам характер взаимоотношений между преподавателем и студентом. Сюда относятся варианты «тьюторства», «наставничества», выполнения преподавателем функции координатора и партнера.
9. Проявлять терпимость к ошибкам студентов, допускаемым ими в попытках найти собственное решение.
10. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда студент начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
11. Организовывать мероприятия для встреч с представителями общественности для сбора данных.
12. Поощрять: критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижение новых направлений исследования.
Итак, можно сказать, что одной из целей образования является формирование личности, способной адаптироваться к профессиональной деятельности. Поэтому нужно создать педагогические условия, обеспечивающие формирование личности, способной к адаптации в социальной и профессиональной сферах.
Практический выход проектных технологий определяется теми требованиями. Которые предъявляют работодатели к выпускникам. Их условно можно разбить на 3 блока:
Общая образованность (достаточное интеллектуальное развитие; готовность к саморазвитию; гибкое мышление; умение логично мыслить, анализировать).
Профессиональные особенности выпускника (достаточные знания, умения, навыки; творческий подход к профессиональной деятельности; способность самостоятельно выполнять профессиональные действия; трудовая мотивация: уровень притязаний, карьерные планы; умение адаптироваться к изменяющимся условиям).
Психологические особенности (умение взаимодействовать с другими людьми; приспособляемость; уверенность в себе; трудовая активность; умение создать трудовую атмосферу).