ДОКЛАД формирование ключевых профессиональных компетенций на уроках экономики


ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИН. А. Наумова, преподаватель ГБОУ СПО Республики Хакасия «Училище (техникум) олимпийского резерва»
Необходимость образования бесспорна. Споры начинаются при ответе на вопрос: чему учить и как учить? При составлении программы каждый специалист предлагает объем знаний, дающий наиболее полное представление о предмете изучения. Однако практика показывает, что успеха добивается не тот выпускник, который усваивает весь объем знаний, а тот, который умеет сам добывать знания и применять их в жизни.
В современном обществе наиболее востребованными оказываются два качества личности: готовность к работе и способность принимать решения. Готовность к работе подразумевает наличие у человека способности адаптироваться на рабочем месте, а также решать задачи, поставленные перед работодателем. Поэтому, если говорить о конкурентоспособности выпускника, его мобильности на рынке, то эти качества невозможны без развития ключевых компетенций.
Ключевые компетенции - это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для профессионального самосохранения специалиста.
Профессиональное образование имеет четкую функциональную направленность - это подготовка личности к профессиональному труду.
Система работы по экономическому образованию направлена на решение следующей задачи: образовательную деятельность педагога соотнести с личными интересами студентов, что позволит усилить мотивацию последних.
Методика, ориентированная на формирование мотиваций к предмету, требует повышенного внимания к подбору форм организации учебного процесса. В работе преподавателя важны способы мотивации: это и убеждение в практической необходимости изучаемого, и поддержка у обучающихся веры в успешность, и создание проблемных ситуаций, и коллективный поиск их разрешения. В начале работы с группами всегда дается задание по написанию эссе на тему: «Зачем повару, туристу нужно изучать экономику?»
Для ведения уроков используются различные методики: лекции, семинары, деловые игры. Это зависит от цели урока: при ознакомлении с новым материалом эффективнее лекции, а при контроле и закреплении знаний лучше проводить семинары и деловые игры. Использование активных форм проведения урока помогает студентам более глубоко усвоить теоретический материал, получить первый опыт применения экономических понятий на практике, облегчает и ускоряет усвоение предмета.
Применяя в своей работе традиционные методы - рассказ, лекцию, беседу, мы реализуем исполнительную функцию студентов. А нетрадиционные методы обучения позволяют ввести новую систему взаимоотношений на активных началах, когда преподаватель становится консультантом.
Задача преподавателя - смоделировать учебный процесс так, чтобы задание состояло из промежуточных этапов, при выполнении которых студенты могли бы овладеть ключевыми компетенциями:
-аналитическими, то есть ставить цель и определять задачи для ее достижения;
-информационными, то есть уметь находить нужную информацию, грамотно ее презентовать;
-коммуникативными, то есть уметь работать в группе, вести дискуссию, выстраивать контакты.
Одним из примеров формирования активной творческой личности является игра-аукцион «Мир рыночной экономики». Именно на таких уроках можно увидеть степень учебно-познавательной компетентности обучающихся.
Коммуникативная компетенция формируется при использовании технологий «Дебаты», «Диспут», которые также используются на уроках. «Дебаты» или научная полемика - это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины, целей данной технологии, включающих:
-развитие логического мышления;
-формирование умения отвечать в эмоционально-напряженной обстановке;
-обучение уважительному отношению к оппоненту при различных точках зрения;
-владение устным общением.
На уроках отработана технология под названием «Конференция однородных групп». Данная технология используется при проведении семинарских занятий, уроков-обобщений, для работы с литературой на уроке. Завершающим заданием урока является подготовка презентаций знаний обучаемых. Эта технология служит для развития креативного, логического, критического мышления. Технология формирует информационную, учебно-познавательную, социальную компетенции.
Формирование основных компетенций невозможно на одном уроке, каким бы современным он ни был, это необходимо делать на протяжении всего курса. Это обусловливает:
-экономическую необходимость - подготовку молодого поколения к жизни в информационном обществе;
-социальную необходимость, которая заключается в том, что социально-трудовые и коммуникативные компетенции обеспечивают молодому человеку занятость в соответствии с его интересами и способностями быть конкурентоспособным на рынке труда;
-нравственную необходимость, которая заключается в том, что формирование компетенций рассматривается как важнейший фактор формирования личности.