Формирование ключевых компетенций учащихся через использование ИКТ на уроках русского языка.


Формирование ключевых компетенций учащихся через использование ИКТ на уроках русского языка.
Т.Ю.Фомичева, учитель русского языка и литературы
Компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Понятие компетентности включает мотивационную, этическую, социальную, поведенческую составляющие; означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности, она включает в себя результаты обучения, систему ценностных ориентаций, привычки и др. Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Компетентность – способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях.
В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия прав граждан на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности.
Например: для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:
· коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
· информационная – владение информационными технологиями;
· автономизационная – способность к самоопределению, самообразованию;
· социальная – умение жить и работать в коллективе;
· нравственная – способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.
Учитель способен развивать данные ключевые компетенции, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности. Для развития ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы необходимо: создание условий, апробирование и внедрение информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ, отбор содержания на уровне предмета.
Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя и учеников.
Дидактические возможности ИКТ позволяют мне не только активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти мобилизовать внимание моих учащихся, но и включить их в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.
Понимая особенности учащихся-осуждённых, я стала использовать компьютер как активное средство обучения.
Имеющиеся ресурсы позволили мне создать свою систему работы по формированию информационно – коммуникационной компетентности у учащихся.
Как бы интересно и захватывающе не был написан учебник, как бы красиво ни рассказывал учитель, образ лучше создается при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особенно важным является использование зрительного канала восприятия. Программа разработки презентаций Power Point позволяют подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства информации, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Демонстрация на экране таблиц, схем позволяет создать более полный алгоритм применения правила при изучении отдельных тем. Наши учащиеся оторваны от мира, где «во всю» используются компьютерные технологии. Оптимальное сочетание традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ формируют положительную мотивацию к изучению предмета. Использование данных технологий для отслеживания качества результата образования позволяет:
- отслеживать умения работать с учебным текстом в сжатые временные сроки;
- отслеживается динамика овладения способами обработки информации; повышается интенсивность мыслительной деятельности;
- развивается и проверяется скорость и качество мыслительных операций;
- происходит формирование информационной, коммуникативной компетенций;
- повышается мотивация, так как учащиеся привлекаются к подготовке уроков, заданий;
- происходит интеграция способов учебной деятельности, проверяются как специальные, так и общеучебные навыки.
Мною использовались следующие ИКТ: компьютерное тестирование, обычное выполнение упражнений из учебника. Использование умений работать на компьютере способствует созданию ситуации успеха у моих учеников, повышают их мотивацию.
Остановлюсь на применении презентаций на уроках русского языка. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным. Презентации использую как на отдельных этапах урока, так и для связи занятия в единое целое. Слайды в сочетании с анимацией, интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации. (Приложение)
Конечно, подготовка к уроку с применением презентации требует много времени. Но есть и преимущества в проведении таких уроков: у учащихся повышаются интерес и мотивация к изучению предмета. В течение трёх лет наблюдается повышение качества знаний по предмету.
Следует признать, что объективно оценить уровень сформированности компетенций невозможно, но, принимая положение "Ключевые компетенции проявляются в форме умений и навыков”, можно по набору умений и навыков отследить личностный рост учащегося. Мной были выделены следующие критерии оценки:
- уровень сформированности коммуникативных действий учащихся;
- уровень коммуникативных умений и навыков при групповой работе;
- уровень владения интегрированными способами учебной деятельности;
- типы мотиваций к изучению русского языка, качество результата образования.
Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. Педагогические технологии не являются исключением. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Моя главная задача – помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе, мотивация к дальнейшему обучению.
Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым учащемуся необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.