Статья Формирование ключевых компетенций обучающихся через уроки биологии


Старкова А. А.,
МКОУ «Защитенская СОШ»
Щигровского района
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УРОКИ БИОЛОГИИВ современной концепции образования все более значимой становится
задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен.
Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить из кризисных ситуаций, умение применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, свое «Я» в постоянно меняющихся условиях.
Для того,чтобы помочь ребенку самоопределиться в большом пространстве окружающего мира, необходимо применять такие формы и методы работы, где обучение приобретает деятельностный характер. Акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.
Измениться должны и механизмы доставки знаний от учителя к обучающемуся:приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучение. Это поможет ученику затем самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни.
Необходимо формировать у обучающихся владение ключевыми компетентностями, которыми окрашивается личность ученика, развивается способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы.
Компетентность - это умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.
В качестве ключевых компетенций целесообразно выделить учебнопознавательные, ценностно-смысловые, коммуникативные, общекультурные, информационные, социально-трудовые компетенции личностного самосовершенствования.
Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования анализа, рефлексии самооценки.
Ценностно-смысловые компетенции — это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Коммуникативные компетенции - способность личности к речевому общению и умению слушать. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, задать вопрос, вести дискуссию, аргументировать свое мнение, комментировать высказывания собеседников, давать им критическую оценку, иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Общекультурные компетенции - совокупность знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих владение языком культуры, способами познания мира, ориентированием в пространстве культуры.
Информационные компетенции - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных и информативных технологий (владение современными средствами информации: телевизор, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.д.)
Социально-трудовые компетенции - это выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, клиента, производителя, члена семьи. Способности и умения обеспечивающие человеку возможность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.
Компетенции личностного самосовершенствования - способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.
Для развития ключевых компетенций в своей педагогической деятельности использую такие педагогические технологии, которые предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса.
При изучении биологии в 6 классе уместно использовать игру. По определению Г.К.Селевко: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
Примером игр могут служить упражнения - викторины, ребусы, кроссворды, головоломки, загадки, игры-путешествия.Например, изучая тему «Шляпочные грибы», организую «Путешествие в грибное царство», ребята заранее делятся на группы. Каждая группа отвечает за определенный привал: «Поэтический», «Биологический», «Исторический», «Медицинский», «Экологический». Идет самостоятельный сбор информации, подборка рисунков, оформление. В ходе путешествия ребята получают информацию: какие грибы являются съедобными, несъедобными, как правильно собирать грибы, оказывать первую медицинскую помощь, узнают о «золотом» правиле грибника: «Не знаешь гриб - не бери!».
Использование ролевых игр способствует формированию целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.
Во время урока «Гигиена питания» (8 кл.) разыгрывается сюжет детектива, где расследуется смерть человека, умершего от неправильного питания.
А для проведения пресс-конференции «Влияние вредных привычек на организм подростка» обучающимся предлагается выбрать определенную роль: ученый, врач, журналист.
Несомненно, игровые технологии способствуют развитию ключевых компетенций, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, приобретаются знания, необходимые в дальнейшей жизни.
Изучая биологию можно использовать проблемные ситуации на разных этапах урока.
Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Например, в 8 классе, изучая тему «Работа сердца», можно начать со слов: «Наше сердце постоянно в работе, и работает оно непрерывно 70-80 лет и более. В чем же заключается секрет неутомимости сердца?». В основе изучения данной темы лежит эвристическая беседа.
При изучении темы «Бактерии» в 6 классе на этапе закрепления ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению».
Использование проблемных заданий на уроках позволяет развивать такие качества личности, как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, способность выходить из тупиковой ситуации, стремлению к открытию нового для себя.
Значительные возможности формирования ключевых компетенций представляет метод проектов. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы.
При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности решения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетенции.В последнее время стали актуальными экологические проекты. Например, проект «Покормите птиц зимой!», цель которого сформировать у учащихся представление о взаимосвязи человека и животного мира, о необходимости помощи птицам зимой. Результатом является сбор информации о птицах Курского края в целом и нашей местности в частности, конструирование кормушек и развешивание их в школьном саду, и ежедневное кормление птиц. Итоги работы: выпуск школьной фотогазеты, оформление стенда в школе, установление дежурства среди учащихся по кормлению птиц.
Проектная деятельность обучающихся является инновационной образовательной технологией, средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.
Содержательное наполнение компетенции личностного самоопределения предполагает участие в различных психологических тренингах, использование их элементов в учебном процессе. К данной компетенции относятся знание и соблюдение правил личной гигиены, забота о здоровье, внутренняя экологическая культура.
Формирование у обучающихся знаний по здоровому образу жизни можно реализовывать через здоровьесберегающие образовательные технологии. Примером могут служить отдельные темы уроков биологии в 7 классе: «Паразитические плоские и круглые черви», «Значение насекомых в природе и жизни человека» и систематическое использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии в 8 классе при изучении курса «Человек и его здоровье».
Формирование опыта личностного самоопределения включает знание о человеке, его внутреннем мире, о собственных психических качествах, возможностях, способностях.
Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою» по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний, формирование ключевых компетенций.
ЛИТЕРАТУРА Гин А. Приемы педагогической техники, М., Вита - Пресс, 2000.
Краснова Г.М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе [Текст] / Г. М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 91 - 94. (Информатика и информатизация образования).
Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 225 с.
Степанов С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.
Фишман И.С. Ключевые компетентности как результат образования [Электронный ресурс] / И. С. Фишман. - [Режим доступа: http://www.conf.univers.krasu.ru/conf 9/docl s.htmll. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования//Народное образование-2003-№2- с.58-64.