Методическая работа Компетентностный подход в обучении русскому языку


Меньшикова Ирина Георгиевна
Учитель русского языка и литературы
МОУ Лобановская СОШ
Пермского района
Компетентностный подход в обучении русскому языку.
Традиционно учитель, проводя уроки, делает акцент, прежде всего, на предметном результате. Но современный быстро меняющийся мир требует несколько иного от школы: приоритетной целью образования становится развитие личности ученика, необходимо, чтобы ученик умел самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, чтобы ученик умел находить решения в различных жизненных ситуациях на основе освоенных учебных действий, умел оценивать свои достижения. Такая цель может эффективно развиваться только в условиях компетентностного подхода к образованию, на что и ориентирован Федеральный государственный образовательный стандарт. Поскольку новый стандарт нацелен на метапредметные и личностные результаты, учителю необходимо искать оптимальные пути достижения этих результатов как в плане организации работы, так и в решении учебно-практических (жизненных) задач по русскому языку.
В ходе работы по данной системе мною отмечено, что у учащихся наблюдается значительный рост познавательной активности, прослеживается рост качества знаний. Если при традиционном подходе качество знаний по отдельным темам составляло от 45 до 50%, то при реализации компетентностного подхода показатели качества выросли от 51 до 56%. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, приучать учащихся к самооценке результатов своего труда
Третий год работая по этой системе, убеждаюсь, что она нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
Следует отметить, что до недавнего времени учитель-словесник не сталкивался с практикой формирования у школьников метапредметных способов действия в действующих учебниках. Вместе с тем по данной проблеме накоплен огромный практико-ориентированный потенциал, изложенный в современных учебниках и пособиях известных авторов: В.В. Бабайцевой, А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой, С.И. Львовой, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и других. Осуществить это мне помогает УМК под ред. Бунеевых (система «Школа 2100»), по которому я работаю уже 3-й год.
Новые знания ученики получают, самостоятельно их открывая. Для этого использую проблемно-диалогическую технологию. В побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у учеников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем опять при помощи диалога организую поиск решения, или «открытие новых знаний». При этом достигается полное понимание учениками материала, потому как нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Учебник предусматривает и задания «по образцу», такие задания направляют ход мыслительной деятельности в заданной логической последовательности.
Развивающий потенциал учебника трудно переоценить, начиная с 5 класса, учебник учит ребенка рассуждать. Этого требуют высказывания, эпиграфы, цитаты, тщательно подобранные в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Кроме того, построение учебника, изложение и содержание материала требуют деятельностного подхода. Это заставляет работать всех: материал по каждой теме предусматривает дифференциацию, учитывающую не только уровень усвоения, но и темп работы ученика, виды памяти, особенности мышления.
В основе системы «Школа 2100» лежат следующие образовательные технологии:
технология проблемного диалога, которая предполагает открытие учеником новых знаний под руководством учителя, развитие мышления, умения систематизировать и анализировать;
технология формирования правильного типа читательской деятельности – ученики учатся продуктивному чтению, т.е. умению вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, концептуальную, подтекстовую: учатся самостоятельно оценивать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения;
технология оценивания образовательных достижений учащихся – школьники учатся самостоятельно оценивать результаты своей учебной деятельности.
Изучив данные технологии, я пришла к выводу, что их применение позволит мне максимально реализовать образовательные возможности учебников. Однако на этапе перехода компетентностного подхода из стадии осмысления в стадию практической реализации у меня возникли трудности. Я пришла к выводу о необходимости применения иных видов организации учебного материала, которые должны отвечать главному требованию, при котором объектом усвоения становятся не столько знания, сколько востребованные жизнью умения, универсальные учебные действия.
Одной из форм организации учебного материала по формированию УУД являются компетентностные задания, которые обеспечивают условия для применения предметных ЗУНов и УУД в новых, незнакомых для учащихся межпредметных ситуациях, направленных на приобретение учащимися опыта решения задач жизненного характера.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ), безусловно, являются одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка. Во-первых, работая над ними, ученик меняет сам подход к выполнению задания; во-вторых, КОЗ требуют разных способов и видов деятельности; в-третьих, способствуют развитию мышления у школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету. В процессе работы над КОЗ ученики учатся извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей работы, систематизировать информацию, аргументировать выбор.
Выполняя такие задания, ученики выходят за рамки привычных алгоритмов действий и пытаются находить новые способы действий. Только именно в этом случае происходит развитие личности учащихся.
Создание КОЗ подчинено определенным требованиям к его структуре и содержанию:
стимул – погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение. Чаще всего для стимула используется текст, который позволяет соединить жизненную проблемную ситуацию и необходимые знания, которые нужно получить, чтобы разрешить данную ситуацию. Например,  в качестве стимула при изучении темы «Распространенные и нераспространенные предложения» в 5 классе использую следующий текст:
«Коля делал домашнее задание. Из-за болезни он пропустил несколько уроков и решил самостоятельно выучить несколько пропущенных тем. Он открыл учебник. На странице 134 была написана тема: «Предложения распространенные и нераспространенные».
- Странно,- подумал Коля,- распространять можно листовки, рекламные проспекты, товар,  информацию. А как можно распространять предложения? Разносить их по домам что ли? Их же никто не купит!
Коля вздохнул и закрыл учебник.
В чем прав и в чем не прав Коля? Можно ли распространять предложения?»
Работая со стимулом, обращаешь особое внимание на форму подачи материала: это может быть чтение, чтение по ролям, инсценировка, просмотр видеоролика и т.д.
Задачная формулировка – точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. Для разработки заданий в ситуативных задачах использую конструктор задач, разработанный физиком Л.С. Илюшиным. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые предлагаются учащимся на разных этапах освоения определенной информации: ознакомления («Назовите основные…», «Расположите в определенном порядке…», «Изложите в форме текста…»), понимания («Покажите связи между…», «Изложите иначе…», «Приведите пример того, как…»), применения («Предложите способ, позволяющий…», «Сравните… и …, а затем обоснуйте»), анализа («Найдите в тексте…»), синтеза («Придумайте игру, которая…», «Предложите новую классификацию…»), оценки.
Источник информации – содержит необходимую информацию для успешной учебной деятельности. Это могут быть страницы учебника, словари, памятки, интернет-ресурсы, дополнительная литература.
Бланк для выполнения задания – задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Частично работу с КОЗ проводим в тетрадях, иногда предлагаю учащимся часть работы выполнять на специально   подготовленных бланках. Особенно это удобно при работе с таблицами, схемами, рисунками.   Это позволяет экономить время и дает определенную подсказку учащимся, особенно на первых этапах работы с КОЗ. Например, изучая тему «Второстепенные члены предложения» в 5 классе, я предлагаю учащимся после самостоятельного прочтения материала учебника расположить материал в следующей таблице:
Второстепен-
ный член предложения Вопросы, на которые он отвечает Чем может быть выражен Как подчеркивается
Модельный ответ - т.е. образец ответа, который предлагается учащимся для правильности оценивания выполненных заданий. Модельный ответ может предъявляться либо после каждого задания, либо после выполнения всех заданий:
                               Проверь себя
Алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым
Прочти предложение.
Найди подлежащее и сказуемое.
Укажи, чем они выражены.
Если существительным – ставь между ними тире.
Проверь себя – подставь слово « это» или « вот» между    подлежащим и сказуемым.
 Модельный ответ демонстрирую на экране, при необходимости (если ученические  решения  более удачны, интересны, кратки) произвожу корректировку модельного  ответа. В каждом КОЗ указываются  баллы, необходимые для получения той или иной оценки. Понимая, что не каждый учащийся может объективно оценить свою работу, поэтому работу целесообразно организовывать либо в  паре, либо в  группе.
Инструмент проверки - в основном это баллы за каждое задание, которые в конце урока могут суммироваться (если таких заданий было несколько) и на основании шкалы оценивания превращаются в традиционную оценку. Например, таким образом:
Задание 6 Оцените свою деятельность «5» - 12 баллов
«4» - 9 -11 баллов
«3» - 5 - 8 баллов
На мой взгляд, целесообразно использование КОЗ при организации  изучения нового материала без предварительного объяснения, а также  при  организации вводного повторения, предшествующего изучению новой темы. Иногда  изучение нового материала должно предваряться вводным повторением, так как на момент изучения новой темы у учащихся присутствуют разные мотивации, возможности, уровни достижения результатов обучения. А повторение дает равные стартовые возможности  для всех учащихся в классе.
Если правильно организовать учебную работу с использованием компетентностно–ориентированных заданий, то все учащиеся вовлекаются в процесс познания, имеют возможность оценить свои умения, учатся работать сообща. Умение сформулировать свою мысль, вникнуть в суть предложения товарища, аргументированно критиковать свои и чужие идеи способствуют выработке решения. Это связано с тем, что при формулировании сути своей идеи учащиеся лучше ее понимают. Кроме того, каждый ученик видит свой смысл в данном задании, в своих идеях и в идеях товарища.
Любая инновация связана с проблемами, которые возникают в ходе ее внедрения в учебный процесс. Так, компетентностно-ориентированные задания требуют много затрат времени при подготовке к уроку, использования множества методической литературы учителем, поиска нестандартных заданий, приемов и подходов.
Вся описанная деятельность является для меня некого рода экспериментом, который я осуществляю третий год. Конечно, о каких-то серьезных результатах судить еще рано. Но первые сдвиги уже есть. Прежде всего, это сдвиги в изменении своего образа мышления. Человеческий разум часто отказывается принимать новое, неизвестное. Чтобы поменять что-то в своей работе, необходимо измениться самой, оценить свои возможности, посмотреть вперед, чтобы спроектировать результат. А он в конечном итоге должен быть обязательно положительным. Ведь как сказал один из великих мыслителей «для того, чтобы достичь высоких результатов в своей работе, необходимо быть в постоянном поиске, ошибаться, делать выводы и вновь искать…»
Приложение.
Мастер – класс, проведенный 15.10.2014 г.
в рамках школьного конкурса «Рябиновое ожерелье – 2014»
Тема: «Разработка компетентностно - ориентированных заданий
по предмету русский язык».
Меньшикова И.Г.,
учитель русского языка и литературы
Мобилизационный этап.
Притча.
Карандаш.
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть 5 вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: твоя наиболее важная часть всегда будет скрыта внутри тебя.
И пятое: на какой поверхности бы тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.
Желаю вам, чтобы ваше «обтачивание» жизнью было как можно менее болезненным, чтобы ошибки, которые мы совершаем, можно было исправить и чтобы вы имели силы продолжать то, чем вы занимаетесь, независимо от вашего состояния.
Рефлексия индивидуальной цели работы в мастер-классе.
Опрос.
Какова цель Вашего участия в мастер-классе? (практически познакомиться с компетентностным подходом в образовании, научиться узнавать КОЗы, научиться разрабатывать, получить в пользование дидактическую копилку материалов)
Моя цель – поделиться наработками по данной теме, познакомится с опытом коллег, найти единомышленников среди коллег по работе в данном направлении.
Погружение в тему компетентностного подхода.
Из истории возникновения компетентностно- ориентированного подхода.
Компетентностный подход появился в середине 20 века отнюдь не в образовании. Американский бизнесмен Р. Уайт использовал этот термин для описания особенностей, связанных с превосходным выполнением работы и высокой мотивацией отдельных лиц.
В ноябре 1991 года Генеральная конференция ЮНЕСКО предложила созвать комиссию для разработки вопросов образования и обучения в 21 веке. В итоговом докладе «Образование: сокрытое сокровище» были сформулированы четыре основополагающих принципа: для того чтобы быть современным, нужно научиться СОСУЩЕСТВОВАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ, ЖИТЬ.
Актуальность применения КОЗ в школе.
Дети, которые пришли в 1 класс в начале этого тысячелетия, будут продолжать свою трудовую деятельность в середине 21 века. Каким будет мир в это время, трудно себе представить. То есть школа должна готовить учеников к такой жизни, о которой сама совсем ничего не знает. Поэтому нужно воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.
Почему сегодня пришло время говорить о компетентностном подходе? Во-первых, время пришло не сегодня, а значительно раньше… Во-вторых, компетентностный подход был заложен еще в образовательных стандартах 2004 года. В-третьих, КОЗ обязательно включаются в независимые экспертизы (ЕГЭ, ГИА, мониторинги). В-четвертых, подобные задания мы можем встретить на олимпиадах и конкурсах. В-пятых, появились новые учебники, новые авторы, которые ориентируют обучение на формирование компетентностей.
Случай из практики.
Однажды на семинаре один из педагогов рассказал историю из своей школьной жизни. «У нас была учительница, которая уже тогда, 30 лет назад, учила нас на практических ситуациях. Однажды она зашла в класс и спросила: «Ребята, кто из вас поможет мне ведро с ртутью донести до второго этажа?» Ребята закричали: «Я! Я!» А она сказала: «Всем двойки. А завтра расскажете мне, за что я эти двойки поставила».
Скорее всего, если бы был задан вопрос, сколько весит ведро ртути и возможно ли его поднять, ученики ответили бы правильно: ртуть настолько тяжела, что не только невозможно поднять ведро с ртутью, но ни одно ведерное дно не выдержит такого веса (примерно 136 кг). Применить знания в практической ситуации ребята не смогли.
Введение компетентностного подхода в образовательный процесс.
Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.
Мы рассматриваем две основы компетентностно - ориентированного подхода в обучении:
Современные образовательные технологии (технология развития критического мышления, о применении которой я рассказывала на прошлом мастер-классе, игровые технологии, проектные технологии и т.д.)
Компетентностно-ориентированные задания.
Попробуем определить роль компетентностно – ориентированных заданий. Продолжите предложения:
Базируются…
Изменяют…
Требуют применять…
Погружают…
Проверим: компетентностно – ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно – ориентированных заданий – погрузить учащихся в решение «жизненной» задачи.
Если компетентность – это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то КОЗ предназначено для реализации этой цели.
Проблемный вопрос: как вы думаете, каких заданий больше всего в действующих учебниках? Обсуждение……
Анализ многих действующих учебников по русскому языку показывает, что подавляющее большинство заданий, размещенных в них, - это учебные задания и текстовые задачи. Заданий других типов крайне мало. Правда, в последние годы появились программы и учебники, в которых авторы делают ставку на деятельностные, продуктивные задания.
Чтобы содействовать развитию компетентностей, в обучении должны применяться разные методики, причем внимание следует уделять межпредметным связям, знаниям, выходящим за рамки одного предмета, опоре на уже имеющиеся знания и опыт, на самостоятельную работу и личную ответственность учащихся.
Осуществить это мне помогает УМК под ред. Бунеевых (система «Школа 2100»), по которому я работаю уже 3-й год.
Новые знания ученики получают, самостоятельно их открывая. Для этого использую проблемно-диалогическую технологию. В побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у учеников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем опять при помощи диалога организую поиск решения, или «открытие новых знаний». При этом достигается полное понимание учениками материала, потому как нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Учебник предусматривает и задания «по образцу», такие задания направляют ход мыслительной деятельности в заданной логической последовательности.
Развивающий потенциал учебника трудно переоценить, начиная с 5 класса, учебник учит ребенка рассуждать. Этого требуют высказывания, эпиграфы, цитаты, тщательно подобранные в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Кроме того, построение учебника, изложение и содержание материала требуют деятельностного подхода. Это заставляет работать всех: материал по каждой теме предусматривает дифференциацию, учитывающую не только уровень усвоения, но и темп работы ученика, виды памяти, особенности мышления.
Практическая часть. Разработка КОЗ по русскому языку.
Предлагаю материал для разработки компетентностно – ориентированного задания (структура КОЗ, примеры КОЗ, учебники русского языка под ред. Бунеевых с упражнениями – «жизненными задачами»).
Обсуждение разработанных заданий.
Подведение итогов. Рефлексия.
Какие проблемы в образовании призван решить компетентностный подход? (проявлении инициативы учащихся в выполнении заданий, умение применять приобретенные знания в практических ситуациях, мотивация учащихся…)
Достигли ли вы целей, поставленных в начале занятия? Что озадачило? Какие вопросы возникли?
Обсуждение.
Моя цель достигнута – я вижу, что вы заинтересовались, я нашла единомышленников в данном направлении.
Анализ мастер – класса «Разработка компетентностно – ориентированных заданий по предмету русский язык»
Меньшикова И.Г.,
учитель русского языка и литературы
Тематика мастер – класса была определена не случайно. Анализируя ситуацию последних лет, с сожалением отмечаю, что практически в каждом классе есть ученики с низкой мотивацией выполнения заданий, безынициативные, не включающиеся в деятельность. Задаваясь вопросом: как сделать процесс обучения более интересным, продуктивным, осмысленным; решая данную проблему, пришла к выводу о необходимости применения в своей работе компетентностно – ориентированных заданий.
Мастер – класс привлёк, к сожалению, немного участников (но небольшое количество участников обусловлено объективными причинами).
Задачи, которые были поставлены для решения в процессе мастер – класса были определены следующим образом: поделиться своими наработками по данной теме, ознакомиться с опытом коллег, найти единомышленников среди коллег для дальнейшей совместной работы в данном направлении.
В ходе мастер – класса напомнила коллегам основные понятия, применяемые при компетентностном подходе; познакомились с историей возникновения компетентностно – ориентированного подхода, обсудили актуальность применения КОЗ, познакомились с их структурой, разработали КОЗ по русскому языку для 6 и 7 классов, обменялись мнениями, подвели итоги работы.
В ходе обсуждения были высказаны мнения о целесообразности применения данного подхода в обучении, высказаны интересные практические идеи по организации применения КОЗ на уроках русского языка.
Общий вывод: Представленный мастер – класс, на мой взгляд, достаточно полно охватил все стороны представленной к обсуждению проблемы. Цели мастер – класса достигнуты.