Конспект урока по русской литературе Образы-персонажи, пейзаж, образ автора в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (8 класс)


ТЕМА: Образы-персонажи, пейзаж, образ автора в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (1792г).
Цели:
Продолжить знакомство с повестью Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; раскрыть идейно-художественное своеобразие повести и дать представление о сентиментализме как литературном направлении.
Формировать умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать устную речь; развивать критическое мышление, память, речь, аналитические способности.
Воспитывать чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать собственное отношение к окружающему миру; способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.
Оборудование: презентация, эпиграф, музыкальное сопровождение.
Ход урока
И нежная улыбка пробежалаКрасавицы на пламенных устах,И вот она с томлением в глазахК любезному в объятия упала..."Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал,Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.
А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»
Организационный момент.
Психологический настрой учащихся. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сейчас вы просмотрите и послушаете притчу о любви. (Учащиеся инсценируют притчу).
Притча
- Ах, Любовь! Я так мечтаю быть такой же, как ты! – повторяла Влюбленность. – Ты намного сильнее меня.
- А ты знаешь, в чем моя сила? – спросила Любовь, задумчиво кивая головой.
- Потому что ты важнее для людей- Нет, моя дорогая, совсем не поэтому, - вздохнула любовь и погладила Влюбленность по голове. – Я умею прощать, вот что делает меня такой.
- Ты можешь простить предательство?
- Да, могу, потому что Предательство часто идет от незнания, а не от злого умысла.
- Ты можешь простить Измену?
- Да, и Измену тоже, потому что, изменив и вернувшись, человек получил возможность сравнивать и выбрал лучшее.
- Ты можешь простить Ложь?
- Ложь – это меньшее из зол, потому что бывает от безысходности, осознания собственной вины или из нежелания делать больно.
- А что еще ты можешь простить?
- Я могу простить Злость, так как она кратковременна. Могу простить Резкость – она часто бывает спутницей Огорчения. Еще могу простить Обиду – старшую сестру огорчения, так как они часто вытекают одно из другого. Могу простить разочарование, ведь за ним часто следует Страдание, а Страдание очищает.
- Ах, Любовь! Ты действительно удивительна! Ты можешь простить все-все-все, а я при первом же испытании гасну, как догоревшая спичка! Я так завидую тебе!
- И тут ты не права, малышка. Никто не может прощать все-все. Даже Любовь.
- Но ведь ты только что рассказывала мне совсем другое!
- Нет, то, о чем я говорила, я на самом деле могу прощать и прощаю бесконечно. Но есть на свете то, что не может простить даже Любовь. Потому что это убивает чувства, разъедает душу, причиняет такую боль, что даже великое чудо не может излечить ее. Это заставляет уходить в себя, ранит сильнее Измены и Предательства, задевает хуже Лжи и Обиды. Запомни, Влюбленность, самый страшный враг чувств – Равнодушие, т.к. обратной её стороной является циничная ИГРА с человеческими чувствами и ЦИНИЧНАЯ - же БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ.РАВНОДУШИЕ - смерть всех чувств и от неё нет ЛЕКАРСТВ!!!!!
- Какое отношение имеет эта сценка к произведению, о котором мы будем сегодня говорить?
- Какие выводы вы сделали для себя? (Любовь удивительна. Она умет прощать предательство, измену, ложь, злость, обиду, разочарование.)Но самый страшный враг чувств – равнодушие. И мы не останемся равнодушными к судьбе Лизы из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Блиц-опрос:
1.Когда и где родился Карамзин? (Симбирская губерния, 1766 г.)
2. Из какой семьи вышел писатель? (Небогатая, родовитая)
3. Какое получил образование? (Московский пансион, знание иностранных языков)
4. Какой службе посвятил себя вначале Карамзин? (Военная служба, Преображенский полк)
5.Когда Карамзин отправился в путешествие по Европе, сколько оно длилось?(1789 г., полтора года)
6.Какой журнал издавал Карамзин?  («Московский журнал»)
7.Над каким произведением до конца жизни работает Карамзин? («История Государства Российского»)
8.В каком году написана повесть «Бедная Лиза»?(1792)
9.Каков жанр произведения «Бедная Лиза»? (повесть)
10.Где происходят события в повести? (село Коломенское под Москвой)
11. Каково социальное положение Лизы и Эраста? (крестьянка и дворянин)
12.От чьего лица ведется повествование? (от лица автора)
13.Чем занималась Лиза целыми днями? (ткала холсты, вязала чулки, рвала цветы, собирала ягоды)
14.А почему Лизе пришлось работать?
15.Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста? (ландыши)
16.Какие слова из повести стали афоризмом? («И крестьянки любить умеют..»)Задание для групп «Найди соответствие»: группы получают карточки с признаками классицизма и сентиментализма и выбирает свое направление, затем представитель группы рассказывает об особенностях своего литературного направления.
Сравнительная таблица
Классицизм Линия сравнения Сентиментализм
Воспитание в духе верности государству, культ разума Основные идеи Стремление представить личность в движении души
Гражданская, общественная Основная тематика Любовная
Деление на положительных и отрицательных героев Герои и характеры Нет прямолинейности в оценке, внимание к простым людям
Вспомогательная, условная Роль пейзажа Средство психологической характеристики
Трагедия, ода, комедия, басня Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, посланиеОпережающее задание. «Образы автора и природы в повести»:
1 ученик рассказывает об авторе в произведении.
Выводы:
Рассказчик является полноценным героем повести.
Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом.
Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев.
2 ученик рассказывает о роли пейзажа, природы в повести.
Выводы:
Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.
Существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.
Природа наделена разумом, и не считаться с ее оценками неразумно.
Человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.
Работа в группах. Образы Лизы и Эраста.
Творческая работа. Постановка познавательной задачи.
- Сейчас мы рассмотрим взаимоотношения Лизы и Эраста: Как зарождаются и развиваются чувства между молодыми людьми. Перед вами вопросы, на которые необходимо ответить. В качестве помощника используйте художественный текст (он на ваших столах). Слушайте друг друга внимательно и дополняйте ответы друг друга.
-Сделайте презентацию: возможно, это будут высказывания, рисунки, схемы, символы. (Один рисует, другие пишут, кто-то ищет в книге цитаты). Все отразить в презентации. Есть ватман, фломастеры для работы. Время работы 5-7 минут.
-Критерии презентации:
-время;
-эстетичность;
-содержательность;
-защита проекта.
Инструкция-схема для группы №1. Лиза: 1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?
2. Какие чувства переполняют ее душу?
3. Помогают ли ей доводы рассудка?
4.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?
5. Какими чертами характера автор наделил Лизу?
6. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?
8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена
9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?
Инструкция-схема для группы №2.Эраст: 1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы?.
2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?
3. Что привлекло Эраста в Лизе?
4.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?7. Какими чертами характера автор наделил Эраста?
8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?
Деньги в повести - порочные «ценности» цивилизации, символ неестественных, неискренних отношений.
На примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности, но и предупреждает о необходимости рассудка в любви. Человек должен строить своё счастье на гармонии чувства и разума.
Защита презентаций учащимися.
После защиты презентации группы оценивают друг друга.
«Поединок»
1 группа - докажите, что Лиза – положительный образ.
2 группа - докажите, что Лиза - отрицательный образ.
«Синквейн». Групповая работа.
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
- Составьте синквейн:
1 группа-Эраст
2 группа-Лиза
Подведение итогов.
- Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
- Почему Лиза поступила именно так? Могла ли она поступить иначе?
- Как вы считаете, любил ли Эраст Лизу?
- Почему он поступил с ней так бессердечно?
- Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»?
- А теперь скажите, на чем сосредоточил основное внимание автор повести – на разуме или на чувствах?
- Какому литературному направлению свойственно такое внимание к миру человеческих чувств?
- Давайте вспомним, с чего начинался урок (эпиграф и притча). Помогло ли вам знание их глубже разобраться в героях повести и их чувствах, поступках?
- Могут ли современные молодые люди извлечь из повести нравственные уроки? Если да, то какие?
Мальчики: Советы девушкам нашего времени. Какими качествами должна обладать девушка? Что бы вы посоветовали девушкам в наше время?
Девочки: Советы юношам нашего времени. Какими качествами должна обладать юноши? Что бы вы посоветовали юношам в наше время?
Домашнее задание:
- Ответить на проблемный вопрос «Возможно ли примирение героев?!» Почему?
- написать свой вариант развязки произведения.
Рефлексия:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Я понял(а):
Оценки за урок.