Краткосрочный план по литературе 7 класс на тему Н.В.Гоголь Тарас Бульба Главные образы-персонажи, их отношение к семье, любви, к Сечи


Предмет: Русская словесность Класс: 7
Тема: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Главные образы-персонажи, их отношение к семье, любви, к Сечи.
Цель:
Раскрыть понятие «система художественных образов».
Выявить отношение главных образов-персонажей повести к семье, любви, Сечи.
Задачи:
1.  Повторить и расширить теоретические понятия – портрет, литературный герой, литературный персонаж, художественная деталь, психологизм, интерьер.
2.  Развитие внимания, связной речи, совершенствование умений читать, слушать, обогащать лексику.
3.   Воспитывать умение работать с книгой. Повысить интерес к литературе.\Ресурсы:
Презентация к повести «Тарас Бульба»
Толковый словарь С.И.Ожегова .ИКТ
Листы ватмана, фломастеры
Ожидаемый результат: Умеют анализировать и давать характеристику главным героям;
Ход урока
Этапы урока Время Действия учителя Действия учеников
Вводная часть.
Стадия вызова.
1.Орг. момент
Психологический настрой учащихся.
2.Разминка.
3.Деление на группы
по именам (на 4 группы)
4.Актуализация.
1)Вырабатываются критерии оценивания
2)Повторение теории литературы
Игра «Веселый мяч»
3) Сообщение темы и цели урока
Запись в тетрадях и на доске
1 мин.
2 мин.
2 мин.
1 мин.
5 мин.
1 мин.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
«Макарена»
Предлагает выбрать спикера, секретаря, тайм-спикера и исследователей;
На каждый стол раздается таблица ответов учащихся
- Что такое портрет в литературе?
- Какие виды портрета вы знаете?
(динамический и статический)
- В чем их различие?
- Каким может быть портретное описание по своему размеру?
(развернутым-подробным и фрагментарным-кратким)
- Что означает термин «психологический портрет»?
- Кто такой литературный герой?
- Назовите главных героев повести «Тарас Бульба»
- Сегодня  на уроке мы продолжим работу над повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Запишите
тема: Главные образы-персонажи
Танцуют под видеоролик;
встают в одну линию по количеству людей в семье; рассаживаются по группам; выбирают спикера, секретаря, тайм-спикера, исследователей.
Секретари записывают фамилии учеников
Отвечают на вопросы
Секретари отмечают учащихся за правильные ответы в таблице
Записывают тему урока и главных героев повести
Основная часть.
Стадия осмысления.
1) Рассказ учителя
2)Работа в группах
3) Защита постеров
1 мин.
15 мин.
15 мин.
- С какого события начинает автор повествование? Какой мы видим мать в этом эпизоде?
Дети учились в бурсе с 12 лет. Они отлучены от матери. Больше года прошло с последней встречи, так как Остап и Андрий приезжают только на каникулы.
И в двадцать с лишком лет они остаются для матери детьми ненаглядными. Мать говорит:
“ …дитя молодое, проехало столько пути, утомилось, ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться”.
Мать – человек, живущий ради своих детей, бесконечно любящий их.
- С каким чувством автор рассказывает о встрече детей с родителями?
 
- Мать – это также неотъемлемый образ повести, причем образ собирательный, вобравший в себя души всех матерей. И мы не можем оставить этот образ без внимания.
Гоголь замечает, что морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:
Бледная, худощавая и добрая мать,
Худощавая старуха-мать,
Бедная старушка,
Одна бедная мать,
Бедная старушка,
Бедная мать,
Мать, слабая как мать.
- Выясним значение слова “бедная”, используя “ Толковый словарь русского языка”.
Бедный – 1. неимущий; 2. перен. Имеющий недостаток в чём-нибудь, скудный (бедная природа); 3. несчастный, жалкий (о живых существах) (бедный, он так болен).
- В каком значении употреблено данное слово по отношению к матери?
Художественные детали помогают уточнить, понять авторский замысел, его отношение к героине. Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери. Гоголь говорит о ней уважительно, жалея, с теплотой и грустью.
- А как автор с помощью деталей интерьера при описании светлицы обращает наше внимание на образ матери?
Описание светлицы свидетельствует о том, что хозяева живут зажиточно, комната используется чаще для собрания людей, на видном месте – оружие, а дорогие изделия из стекла и металла расположены в 3-4-м ряду полок. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина.
А что можно сказать о хозяйке? Всё прибрано, на своих местах, чистота. Стол – полная чаша.
- Как Тарас относится к своей жене?
На первый взгляд отношение Тараса пренебрежительное, в его обращениях к жене нет уважения:
Она – баба, она ничего не знает.
Полно выть, старуха.
А где стара?
А вот на последнюю реплику стоит обратить внимание. Тарас потерял свою жену, он нуждается в ней. Поэтому Тарас, отправляясь с сыновьями в Запорожскую Сечь, по обычаю христианскому просит жену:
- Теперь благослови, мать, детей своих…молитва материнская и на воде и на земле спасает.
Здесь уже уважительное отношение к жене. Автор подчёркивает, что Тарас – человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, как деспот и человек без сердца ( эпизод скорого отъезда вместе с сыновьями в Запорожье); с другой – это воин, “ рыцарь” битвы, схватки, поэтому он говорит: “ Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак”.
Бедная старушка привыкла к грубостям со стороны мужа, она не смела ничего говорить против. Услышав о скором отъезде детей своих, подумав о скорой разлуке, она заплакала – “и никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и в судорожно сжатых губах”.
Презентация к повести «Тарас Бульба»

- Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы
1 группа – раскрывают образ матери (внешность,значение слова «бедная», описание светлицы, отношение Тараса к своей жене, ее отношение к детям)
2 группа – Образ Тараса Бульбы (отношение к семье, любви, Сечи)
3 группа  -  Образ Остапа(отношение к семье, любви, Сечи)
4 группа Образ Андрия (отношение к семье, любви, Сечи)
- Выступление спикера от каждой группы
Рефлексия
«Две звезды-одно пожелание»
3 мин. - Что вам понравилось на уроке?
- Что нового вы для себя узнали?
- Что бы вы пожелали еще узнать или изменить в уроке?  - Записывают вывод на стикерах и расклеивают на доске
Выставление оценок 1 мин. Комментирует оценки Домашнее задание 2 мин. - Чтение и пересказ 6-12 глав.