Занятие на улице «В гости к красавице ели»


Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе
по теме «В гости к красавице ели»
Аннотация: В основе проведения данного занятия лежит формирование у де-
тей элементов познавательной деятельности, ребенок учится понимать по-
ставленную перед ним задачу, способен выбирать путь и средства ее решения,
учится самоконтролю и самопроверке результатов своей деятельности, нахо-
дит доказательства, умеет анализировать и делать выводы.
Ключевые слова: экология, занятие-путешествие, коммуникация
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии разработан
с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста по про-
грамме «От рождения до школы» Веракса.
1. Определение уровня знаний детей по экологическому воспитанию в подго-
товительной группе.
2. Формирование познавательной деятельности.
3. Применение методов и приемов обучения.
4. Преемственность дошкольного и начального школьного звена.
В основе проведения данного занятия лежит формирование у детей элементов по-
знавательной деятельности, ребенок учится понимать поставленную перед ним за-
дачу, способен выбирать путь и средства ее решения, учится самоконтролю и са-
мопроверке результатов своей деятельности, находит доказательства, умеет ана-
лизировать и делать выводы.
В ходе путешествия дети ненавязчиво становятся исследователями природы, акти-
визируют свои знания в области экологии. Самостоятельно решают проблемные
ситуации, обучаются умению устанавливать причинно- следственные связи.
Использование методов в данном занятии направлено на формирование практиче-
ских навыков у ребенка. Использование и применение полученных знаний на прак-
тике позволяет постепенно подготовить детей к самостоятельной постановке и ре-
шению проблемы.
Непосредственно образовательная деятельность направлена на обеспечение осо-
знанного прочного усвоения детьми знаний, умений, навыков, развитие творческой
активности и познавательной любознательности. Оно позволяет сформировать
предпосылки учебной деятельности и решить вопросы преемственности дошколь-
ного образования и начальной школы.
Предварительная работа:
1. Беседы по экологии («Жизнь птиц зимой», «Дикие животные»)
2. Наблюдения за сезонными изменениями в природе во время прогулок а территории учатка.
3. Дидактические игры «Опиши - мы отгадаем», «С какой ветки детки», «Кто,
где живет».
4. Индивидуальное рассматривание иллюстраций деревьев, животных.
5. Сбор природного материала (шишки, семена, хвоя).
Словарная работа: Гайно, шелушат.
Оборудование: письмо, открытка «Пейзаж Африки», дидактическая игра «С какой
ветки детки», альбомные листы, акварельные краски, кисточки, баночки для воды
по количеству детей, шишки.
Используются методы проблемного изложения, наглядный, игровой, практический.
На НОД присутствует герой - Лесовичок.
Организация: проводится на улице, в первой половине дня.
Программа «От рождения до школы»
Тема: Путешествие в зимний лес.
Тип НОД: Игра - путешествие.
Задачи:
1. Обучающие:
формировать представление о лесе как экосистеме: взаимосвязи обитате-
лей леса - растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга.
2. Развивающие:
активизировать словарный запас детей: хвоя;
ввести в словарь: гайно, шелушат;
развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.
3. Воспитывающие:
воспитывать важное отношение к окружающему миру.
Элементы деятельности.
1. Наличие мотивации (помощь друзьям)
2. Путешествие к красавице ели.
3. Сравнение по внешнему виду (ель, сосна).
4. Взаимосвязь с действительностью (развитие логического мышления, уста-
новление причинно-следственных связей)
5. Практическая работа (рисование)
6. Оценка (помогли друзьям, собрали посылку, увидели результат работы).
Этап, цель, длительность
Содержание деятельности
Сопровождение в си-
туациях затруднения;
индивидуальная ра-
бота, варианты зада-
ний
Обсуждение времени года, признаков зимы.
Письмо
Эмоционально- психологиче-
ский настрой.
Помочь своим друзьям увидеть
ель
Что для этого нужно сделать?
Предварительная работа
Рассматривание пейзажей Африки
Обогащение художественно-
эстетического восприятия
Правила
Активизация знаний о нормах поведения в лесу
Предварительная работа
Заучивание стихотворения
Снятие физического и эмоционального напряжения
С какого дерева веточка
Обобщение слов,сравнение по
внешнему виду
Дидактическая игра:
Выводы:
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Подвижная игра:
МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА: ВОСПИТАТЕЛЬ:
-Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года на улице?
-А как вы узнали, что наступила зима?
-Давайте сейчас поговорим про погоду. Какая сегодня погода?
ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята, к нам в детский сад пришло письмо, адресован-
ное девочкам и мальчикам подготовительной группы. Откуда оно?
Д: … (Это письмо из Африки)
Д: … (Пальмы, море,звери)
ВОСПИТАТЕЛЬ: «Здравствуйте, до-
рогие ребята! Пишут вам друзья из мультфильма. Мы живем в Африке и
никогда не видели зиму и такие деревья как ел,сосна и туи! Ваши друзья: мар-
тышка, слоненок, удав.
Воспитатель: что же нам делать, ребята? Как поможем нашим друзьм?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Предлагаю отправиться в гости к туи. И поближе познакомиться.
Мы, тепло оделись.
Вышли из дет.сада вместе.
Раз, два и мы на месте.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ребята посмотрите и скажите как называется это дерево?
ДЕТИ: (Туя)
Ребята скажите а какие леса вы знаете (еловый, сосновый,лиственный...)(хвойный лес)-туя относится.
Как надо вести себя в лесу?
ДЕТИ:
Тихо ты в лесу ходи, не шуми и не
кричи. Веток хрупких не ломай и зверей не распугай.
Кормом птичек отогрей.
Всем им будет веселей .
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ребята, почему в лесу так легко дышится?
ДЕТИ: … (свежий, чистый воздух)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как он становится чистым?
ДЕТИ: Потому что его очищают деревья. Ребята а у нас с вами воздух чистый?
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ребята как вы думаете а туя, хвойное дерево.?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему его так называют?
ДЕТИ: У туи вместо листьев хвоя.
ВОСПИТАТЕЛЬ: раскрою вам секрет.
Хвоя – это листочки ели,туи, сосны.
Ребята Тую называют вечнозеленное растение, Почему?
А какие еще вы знаете хвойные деревья?
ДЕТИ: … (сосна)
ВОСПИТАТЕЛЬ: вы сможете отличить ель от сосны?
ВОСПИТАТЕЛЬ: чем отличается хвоя сосны от хвои туи? А чем они похо-
жи.
ДЕТИ: … ( тонкие, гладкие, острые)
Ребята а как вы думаете в каких целях используют тую?
ДЕТИ:(Мебель, лекарства, в С.А чай, веники, лодки (так как в северной Америки они достигают больших размеров).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот представьте, что
вы маленькие семена елочки и сосны.
Весной наступает тепло, и семена прорастают, поднимаются к солныш-
ку. Все выше и выше тянут свои молодые веточки и поворачиваются за
солнцем. Пройдет несколько лет, и они вырастут в молодые стройные красивые деревья. Ой, сколько у меня их много!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, у наших хвойных деревьев есть друзья, им не скучно одним в лесу. Отгадайте, кто?
1 загадка: нос на перекос, птица шишки потрошит, только шелуха летит
(клест).
Зачем клесты прилетают к ели?
ДЕТИ: Шелушат шишки и поедают семена.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
концы клюва загнуты в
разные стороны и напоминают щипцы. Птица вставляет клюв между че-
шуйками еловой шишки, отгибает их и достает семечко. А еще зимой клесты вьют теплые гнезда и выводят птенцов. Цепляясь за шишку острыми коготками, клест иногда раскачивается на шишке, как на качелях.
2 загадка: зверек малышка, серенькая шубка- это (мышка).
Верно, мышка. А почему она дружит с хвойными деревьями?
ДЕТИ: Питается семенами из шишек.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Обгрызает кору с молодых деревьев, и на веточках ест почки.
Где мышка укрывается зимой от врагов и морозов?
ДЕТИ: под снегом роет длинные коридоры.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Белочка тоже дружит с туей, елью, сосной Часто скачет с ветки на ветку.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите, сколько
друзей у нашей туи. Всем она нужна,да и они ей какую пользу приносят.
ДЕТИ: Дает пищу- семена шишек, они очень питательны, укрывает от
врагов и трескучего мороза, а также придает красоту.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята посмотрите у нас на дорожке по которой мы ходим лед. Давайте с Вами посыпим песочком чтобы нам с вами и другим деткам не было скользко.
Подвижная игра. Поймай птицу (воробья).Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай птицу». Это может быть воробей, посмотрите вокруг, сколько воробьев летает на территории нашего сада.На снегу чертится большой круг в зависимости от количества играющих детей. (можно использовать веревку со связанными концами). С помощью считалочки выбирается один игрок, который становится в центр круга . Он будет кошкой. Остальные дети – птички, находятся за кругом. Кошка спит. Птички влетают за зернышками в круг (Дети –птички изображают, как они клюют зернышки). Кошка просыпается, видит птичек (воробьев) и ловит их. Все птички спешат вылететь из круга. Тот, кого коснулась кошка в то время, когда он находился в кругу, считается пойманным и идет на середину круга. Когда кошка поймает двух - трех птичек, выбирают новую кошку из числа пойманных детей. Остальные дети присоединяются к играющим.
Малоподвижная игра «Летает, не летает»Дети стоят по кругу или в шеренге, воспитатель стоит так, чтобы его было всем хорошо видно и слышно. Он начинает говорить названия птиц и животных , которые летают и не летают. Говорит название птицы и поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если названа птица, например:Воспитатель: Воробей (поднимает руки вверх) .Дети поднимают руки вверх.Воспитатель: Синица (поднимает руки вверх) .Дети поднимают руки вверх.Воспитатель: Ворона (поднимает руки вверх) .Дети поднимают руки вверх.Воспитатель: Заяц .Дети не поднимают руки.
Импровизация
Беседа
Художественное
слово
Почему вы так думаете?
Ссылки на источники
1. Анненкова, В. И. Семицветик, В. И. Анненкова, С. Г. Анненкова.-М.,1998.
2. Безруких М. М. Развитие социальной уверенности у дошкольников\ М. М. Безруких.- М.,
2002.
3. Веракса, Программа «От рождения до школы»
4. Дошкольное воспитание.-2004.- №2.
5. Занятия на прогулках с детьми старшего дошкольного возраста.- М.: Издательский дом
«Воспитание дошкольника», 2002.
6. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в дет-
ском саду\ А. И. Иванова. – М., 2001.
7. Леокум А. Скажи мне почему..?: детская энциклопедия\ А. Леокум. – М., 2002.
8. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду\ С. Н. Николаева. –
М.: Просвещение, 1999.