Выступление на конференции на тему Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО


Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО
Каньшина О.А., учитель нач.кл.
Слайд 1. Много лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, открытий. Сегодня, находясь на пути реализации нового образовательного стандарта, понимаю, что нужно многое еще сделать.
Слайд 2. Изучив стандарт, прослушав курс лекций и проанализировав свою деятельность, поняла, что я могу работать по ФГОС.
Слайд 3. Вот уже много лет я работаю под девизом «Учить детей учиться». В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.
Слайд 4. Многолетняя практика убедила меня в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения – не только дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, но и развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Привитое, усвоенное в первые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни.
Слайд 5. Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Слайд 6. Результаты фиксирую в рабочем журнале учителя, используя предметные и метапредметные таблицы, а также листы индивидуальных достижений уч-ся, которые дети сначала заполняют совместно с учителем, а затем и самостоятельно.
Слайд 7. Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика является портфель достижений (портфолио).
Слайд 8. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Слайд 9. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.Слайд 10. Структура портфолио: Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности.
Слайд 11. Разделы «Портрет», «Рассказ о семье» (заполняются с родителями).
Слайд 12. "Моя семья" – здесь можно рассказать о маме, папе и всех тех родственниках, с которыми живешь. Кто они, где работают, чем занимаются, как проводят время. Какие существуют семейные традиции. Возможны даже пожелания на будущее, собственные мечты, касающиеся семьи.
Слайд 13 – «Я ученик», «Мой класс» (Составляются вместе с учителем на уроке). Если друзей нет – и такое бывает, ребенку предлагается придумать рассказ, какого друга он хотел бы иметь.
Слайд 14. "Мои увлечения" - Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. У каждого человека есть какие-то интересы, а у детей их обычно множество, вот и описывайте с удовольствием, размещайте картинки, вырезки из журналов, фотографии, описания.
Слайд 15 - В Раздел «Рабочие материалы» помещаются диагностические работы. Раздел «Мои достижения» заполняется в конце учебного года.
Слайды 16-17. "МОЯ УЧЁБА"В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
Слайды 18 – 21 РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести в этот раздел. Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. 
Слайд 22. РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ" Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимания стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика.
Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые может добавить учитель.
Важно помнить.В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Надо стараться с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.
Слайд 23. Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:
• публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей);
• выставка портфолио (по желанию учащихся).
Слайд 24. Критерии оценки портфолио также определяются индивидуально:
• творчество;
• факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка);
• понимание и полнота отражения учебного материала.
Слайд 25. Предварительные результаты
Работа по технологии портфолио позволяет учителю:
• оценить уровень самостоятельности детей;
• выявить проблемы в формировании у них самооценки;
• определить преобладающую мотивацию ребенка;
• оценить уровень владения умениями и навыками.
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Слайд 26 – Спасибо за внимание!