Исследовательская работа Готовы ли родители сельской местности перейти на электронные дневники?


Мурадымовский филиал МОБУ СОШ д.Байназарово
МР Бурзянский район Республики Башкортостан
Исследовательская работа
на тему:
Готовы ли родители
сельской местности
перейти на электронные дневники?

Выполнила: Мухамедьянова Гульнара Азаматовна ученица 9 класса
Руководитель: Мухаметова Гульфия Зиннатовна учительница
географии, химии, истории и обществознания.
2014-2015 учебный год.
Содержание:
1. Введение. 3
2. Актуальность выбранной темы 3
3. Задачи исследовательской работы 3
4. Основное содержание работы. 4
5. Заключение. 10
6. Библиографический список. 11
7. Приложение. 12
2
Введение.
Актуальность проекта:
Дневник.ру – это удобная среда общения школьников, учителей и родителей. Дневник.ру – не виртуальная школа, это реальная возможность расширить образовательное пространство школы за пределы её здания. Многие считают ее удобной, а многие не соглашаются с этим. Скоро, с нового 2015 года, говорят, начнут действовать электронные дневники, то есть домашние задания и оценки ученики могут узнать только из интернета. Но готова ли выйти на новый уровень наша деревня? И что изменится после перехода? Как повлияет электронный дневник на учебу? Меня заинтересовали эти вопросы, и я решила разузнать как можно больше информации о Дневник.ru
Цель моей исследовательской работы:
Изучить готовность родителей, учащихся, учителей Бурзянской глубинки в ближайшем будущем перейти на электронные дневники.
Задачи исследовательской работы:
Провести опрос:
- среди населения для выяснения наличия информационно- коммуникативных средств общения;
- среди родителей для выяснения наличия подключения их дома к интернету.
Изучить условия широкого внедрения информационных технологий в деревню Мурадымово.
Провести анкетирование среди учащихся о подключения их к электронному дневнику.
Провести проверку оснащенности учебных классов компьютерами, и подключения к интернету.
Выяснить, есть ли трудности у учителей при заполнении электронного дневника.
Побуждение к активной мыслительной деятельности: учить наблюдать, анализировать, осмысливать причинно- следственные связи.
Методы исследования:
проведение социологических опросов,
анкетирование,
сравнительный анализ полученных материалов,
сопоставление полученных результатов,
предметные теоретические исследования,
практическая деятельность во внеурочное время.
Объект исследования: населенный пункт, родители, школа, учителя, дети.
Место проведения исследования: д. Мурадымово Бурзянского района РБ.

3
Основное содержание работы:
В современном мире практически все сферы нашей жизни теснейшим образом связаны с информационными технологиями. ИКТ лежит в основе современной цивилизации и подвержена едва ли не ежесекундным изменениям и чрезвычайно быстрому развитию. Более того, престиж страны на международном уровне во многом определяется именно развитием ИКТ.
Совсем недавно для нас компьютеры, планшеты, интернет были лишь мечтой, а сейчас времена изменились…
Я родилась на самом прекрасном месте нашей республики – в деревни Мурадымово Бурзянского района. Наша деревня окружена высокими горами и скалами и расположена она вдали от районного центра и цивилизованных городов. Мурадымово основана байназаровцем Мурадымом Альмухаметовым в 1850 г. в ней было 19, в 1920 г. - 45 дворов. Жителей немного: соответственно тем годам 120 и 207 человек.
Население на 2002 год 381 чел, на 1 января 2009 года составляло 390 человек.
на 13.01.2015 г. – 461.
В деревне всего 3 государственных организаций: школа - 15 рабочих мест.
ФАП (фельдшеро- акушерский пункт)- 2 работника
СДК (сельский дом культуры)- 7 работников.
Многие работают за пределами деревни и района.
У нас социальное положение резко изменилось благодаря программе поддержки и развития села. С 2007 года получением материнского капитала многодетные семьи улучшили жизненные условия.
В 2002- 2003 годах построили телевизионную вышку в селе Байназарово и были подключены связи Мегафон, Билайн. С тех пор жители окрестности села Байназарово начали пользоваться сотовыми телефонами.
смотреть телевизоры со спутниковыми антеннами.
В 2011 году построили волоконно- оптическую линию связи Магадеево- Мурадымово. Тогда в деревне было только 4 стационарных телефона: в школе, медпункте, сельском клубе и в одном частном доме.
По опросу начальника районного узла связи Киньябаева Талгата Талховича:
«В деревне Мурадымово стоит автоматическая телефонная станция «Voip»
В 2012 году проложили подземные кабели по улице Агидель и Школьная, тогда подключились к IP – 19 домов, к интернету- 12. В 2013 году натянули кабель и на улице Ташмурун».
4
Я провела опрос среди жителей нашей деревни и выяснила, что всего в деревне 109 хозяйств. Настоящее время в 58 домах имеются стационарные телефоны, 36 интернет , 46 IP. Это значит, что почти 50 % населения пользуются услугами связи.
Благодаря этому у родителей, даже работающих далеко от деревни, появилась возможность тесно общаться через интернет с учителями, регулировать успеваемость детей, контролировать посещаемость уроков.
Сельская школа занимает особое место в современной системе образования. Для
повышения качества образования в сельской школе на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий есть интернет портал- единая образовательная сеть « Дневник .ру»
Дневник.ру больше дисциплинирует учащихся, уменьшаются пропуски по неуважительным причинам. Большую помощь ученики получают из нее при выполнении домашних заданий, используя образовательные ресурсы страниц раздела «Библиотека»: энциклопедии, словари, карты, различные таблицы.
В России в дневнике, к началу моего исследования, было зарегистрированы 31178 школ, 5551590 учеников, 663614 учителей и 2871031 родителей, а на сегодняшний день эти цифры изменились: 31178, 5615636, 667217, 2918478 соответственно. В нашей школе зарегистрированы все ученики, но не все имеют возможность каждый день пользоваться со своим электронным дневником.
Это все связано с тем, что наша деревня маленькая, расположена в Бурзянской глубинке между горами, далеко от районного центра и цивилизованных городов. У нас очень мало людей с хорошим социальным положением.
Если предположим, что у всех есть компьютеры или ноутбуки, но все же возникает проблема с интернетом.
Я провела опрос среди родителей для выяснения наличия подключения к интернету. И выяснила, что в 42 домах всего 65 обучающихся. У них есть возможность пользоваться с сетью интернет через проводную телефонию, через модем, а в некоторых домах отсутствует средства подключения к интернету.
Всего семей с обучающимися- 42
Через проводную телефонию- 29 семей (46 учеников) - 69 %
Через модем- 2 семьи (3 ученика) - 5 %
Отсутствует интернет – 11 семьях (16 учеников)- 26%
5
Я подсчитала количество планшетов, компьютеров, ноутбуков, и сотовых телефонов у учеников каждого класса нашей школы:
Класс Коли-чество учени-ков Телефон
с возмож-ностью подключе-ния к интернету Планшет Ноутбук Компьютер Доступность интернету Отсутствует интернет
1 9 - - - 6 6 3
2 8 1 - 3 3 6 2
3 5 - - - 4 4 1
4 10 4 1 3 8 8 2
5 8 3 1 1 6 5 3
6 6 4 - - 6 6 -
7 9 6 - 3 4 6 3
8 6 4 - - 5 5 1
9 4 4 1 - 3 3 1
65 2 10 49 16
Результаты показали, что не все ученики имеют доступ к интернету. Это составляет 24,6 %, были выявлены ученики не умеющие пользоваться интернетом.
Во время работы с электронным дневником учителя тоже сталкиваются с некоторыми трудностями.
В первой четверти этого учебного года в нашей школе не было составлено постоянное годовое расписание, так как учитель физики Фанис Валерьевич работает на двух рабочих местах. Так как нет расписания в основной школе, филиалы обходятся простыми ежедневными расписаниями. Изменений в расписании было очень много. Потому что с начала учебного года 4 учителя были на больничном по 10-15 дней, в том числе и учитель математики и информатики, так же учителя вынуждены ездить на РМО, ММО и по своим срочным делам.
Расписание в электронный дневник вводит только учитель математики А.З.Алибакова и дальше компьютер автоматически ставит даты. А учителя должны одновременно ставить оценки и на бумажный классный журнал, и на электронный, а они должны совпадать, а это невозможно – то даты не совпадают, так как не были записаны замены в расписании. Бывает есть даты на электронном дневнике, но в этот день не было урока, и клетки остаются пустыми, бывает иногда за 3-4 дня, а настоящие оценки некуда ставить. А если оценок 7, «5»- 3, «4»-4, а уроков на электронном только 6, какую лишнюю оценку не поставить? «4» или «5»? А эта одна оценка может повлиять на оценку за четверть, а то и за год.
6
Это можно увидеть на примере предмета технологии 6 класса:
В ноябре фактически было проведено 10 уроков, а в электронном журнале всего показано 6 уроков.
А ученики получали примерно по 7, а то и 8 оценок, возникает вопрос: « Куда ставить лишние оценки?»
Покажем это на сравнительных снимках бумажного и электронного дневника.

Айгуль Зайнитдиновна не успевает вводить замены, у нее в неделю примерно 30 уроков, классная руководительница 5 класса, готовит выпускников к ОГЭ, есть кружок по информатике, семья, воспитывает троих детей, имеет свое подсобное хозяйство и времени почти не остается. Допустим, она успевает, а если вдруг ей надо куда- то уехать, отлучиться, тогда опять возникают трудности.
Есть еще и другие проблемы.
При заполнении дневника страница часто виснет, что приводит к неудобству .
Отсутствует в классах и в учительской компьютеров, 4 компьютера находится в учебном классе информатики и 1- в кабинете заведующего. И поэтому учителя вынуждены каждый день приносить свои ноутбуки в школу.
Ни каждый класс обеспечен доступом к сети интернет, то есть в дальних классах, от основного источника WI FI, интернет отсутствует.
Если одновременно 3-4 учителя пользуются интернетом, то скорость вообще замедляется.
Переходя на оценки, нужно сказать, что дневник позволяет родителям регулировать успеваемость детей, контролировать посещаемость уроков. Но все же оценки доступны всем, кто зарегистрировался и это, по-моему, неправильно. Например, в этот день у ребенка не было возможности сделать домашнее задание по различным причинам: болезнь, нехватка времени, так как в деревне много работы,
7
и скандал родителей, или домашних заданий было много, и в следствии этого не смог сделать все уроки, и не все ученики способны освоить учебный материал, и он получает плохую оценку. Он может попасть в неловкое положение перед друзьями, перед понравившейся ему (ей) парнем или девушкой, а родители могут поругать за оценки,
даже наказать, а это может привести к суициду.
Итак, предположим, что мы пользуемся электронным дневником. Дети, привыкшие к обычному дневнику, куда будут записывать свои домашние задания? Как узнать, если нет интернета? А что если не все учителя пишут домашние задания в дневник? Сколько потребуется времени, пока все научатся пользоваться ею? Вопросов много. Нет конкретного ответа.
А как все это продвигается в других образовательных учреждениях? Для этой цели мы провели опрос в МО БУ СОШ д. Старосубхангулово. Учителя подтвердили, что и в этой школе так же не вводятся замены. А расписание вводит заведующий по учебной части. У них стоит и расписание, и выставлены оценки за 1 четверть. А у нас учителя начали заполнять только со 2 четверти (не было годового расписания).
А в МО БУ СОШ д. Байназарово только некоторые учителя заполняют электронные журналы. Причина- нехватка времени: 1) большое количество учебной нагрузки, документаций; 2) много учителей, живущие в других деревнях; 3) часто нужно провести дополнительные занятия во внеурочное время …
Мы охарактеризовали дневник.ру только с отрицательной стороны. Но у него есть и положительные моменты. Проект позволил расширить поле индивидуальной деятельности педагогов с учащимися, возросла адресность и оперативность обратной связи, особенно при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, на сайте можно найти ресурсы, необходимые для школьного образования. Учащиеся могут общаться с преподавателями и друг с другом. У родителей появилась возможность контролировать оценки своих детей, посещаемость уроков. Хорошо, что обучающиеся и учителя могут не только пользоваться библиотекой и медиатекой сайта, но и размещать там свои авторские работы. Контакты в сети между учителями, учащимися и их родителями активно развивают взаимоотношения внутри коллектива, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия и сопричастности общему делу. Дневник предоставляет разнообразные сервисы для школьников, учителей и родителей.
8
Исходя из вышесказанного, положительные и отрицательные стороны дневник.ру можно отобразить в форме таблицы:
Положительные Отрицательные
Удобная среда общения школьников, учителей и родителей Неудобность ввести замены;
Возможность смотреть расписание уроков; Отсутствие компьютеров в учебных классах и в учительской.
Расширяет образовательные возможности используя ресурсы страниц раздела «Библиотека» Не совпадение оценок на классном журнале и в дневнике;
Составлять отчеты о выполнении зданий; Проблемы с интернетом у многих учащихся;
Возможность контролировать оценки Виснет во время заполнения оценок
Возможность контролировать посещаемость уроков. Несовпадение фактической даты с датой уроков в электронном журнале;
Возможность размещать там свои авторские работы Помощь при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ; 9
Заключение.
По итогам опроса населения в 58 домах имеются стационарные телефоны,
36 интернет , 46 IP, у 26 % родителей обучающихся отсутствует подключение к интернету.
Анкетирование показало, что не все обучающиеся пользуются сайтом дневник. ру.
Кабинеты не оснащены компьютерами.
Учителя ежедневно сталкиваются с трудностями при заполнении дневника
Рекомендовать родителям подключиться к интернету (хотя бы по минимальному тарифу), чтобы их дети смогли свободно пользоваться образовательными сайтами, получили возможность дистанционного обучения.
Родителям, не умеющим пользоваться интернетом, в школе можно организовать обучение первоначальным навыкам пользования компьютером.
Способствовать распространению возможности интернета в образовательной сфере.
Таким образом, по моему мнению, наша деревня в глубинке, родители, школа, учителя, обучающиеся не готовы в ближайшем будущем полностью перейти на электронные дневники.
10
Библиографический список:
travellers.ru›…muradymovo-(burzyanskijj-rajjon)
ufagen.ru›taxonomy/term/9802
burzyanskii/muradimovo-d
ru.wikipedia.org›Материнский капитал
Дневник. ru. Мурадымовского филиала МОБУ СОШ д.Байназарово
Классные журналы Мурадымовского филиала МОБУ СОШ д.Байназарово
Сайты о Дневник. ru.
Похозяйственная книга Бурзянский район Байназаровский сельсовет д.Мурадымово
skolaharangino.ucoz.ru›index/dnevnik_ru otvet.mail.ru11
Приложение
12
Географическое положение
Расстояние до:
центра сельского поселения (Байназарово): 7 км
ближайшей ж/д станции (Белорецк): 124 км
районного центра (Старосубхангулово): 36 км


Деревня Мурадымово Бурзянского района РБ


Карта деревни со спутника

Она окружена горами

Оснащенность учебных классов компьютерами.
1,3 класс - есть 1 ноутбук школы.

2, 4 класс – есть ноутбук школы.

Отсутствует компьютер или ноутбук.
6 класс (география и химия)

7 класс (русский язык и литература)

8 класс (история и общество)


9 класс (башкирский язык и литература)

5 класс (математика и информатика)- 4 компьютера

Учитель математики и информатики Алибакова А.З

Учительская – нет компьютера

Кабинет заведующего- 1 компьютер, 1 ноутбук.
Технология 6 класс
Электронный журнал

Бумажный журнал

Анкета для обучающихся.
Ф.И.О.
Класс
Сколько обучающихся в вашей семье?
У тебя есть телефон с возможностью подключения к интернету?
У вас есть планшет?
У вас есть ноутбук?
У вас есть компьютер?
У вас есть доступ к интернету?
Если есть, каким способом пользуетесь интернетом: через проводную телефонию, или через модем?
Пользуешься ли ты электронным дневником?
Анкета для населения.
1.Ф.И.О.
2.Есть ли у вас стационарный телефон?
3.Есть ли у вас IP?
4.Подключены ли вы к интернету?
5.В каком году начали пользоваться услугами связи?
6.Знаете ли вы, что есть образовательный сайт «Дневник. ру»?
7 Если «да», то умеете ли вы пользоваться им?