Конспект урока по информатике на тему Электронные таблицы (8 класс)


Тема учебного занятия: Электронные таблицы (из раздела «Кодирование и обработка числовой информации»).
Продолжительность учебного занятия: 45 мин
Тип учебного занятия: урок объяснения нового материала
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:
Образовательная:
Дать представление об электронных таблицах;
Познакомить со структурными элементами таблицы и основными типами данных;
Научить вводить и редактировать данные в электронных таблицах, создавать простейшие электронные таблицы для расчётов.
Развивающая:
Развитие навыков самостоятельной практической работы за компьютером.
Воспитательная:
Воспитание внимания, аккуратности и усидчивости.

Оборудование:
Компьютерный класс, проектор, экран.

Дидактические материалы к учебному занятию:
раздаточный материал с практической работой «Знакомство с электронными таблицами Excel».

Ход учебного занятия:
Орг. момент. (1 мин.)
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты




Знания
Умения




I.
Актуализация знаний
3 мин
подвести к теме урока

способы представления числовой информации
уметь обрабатывать числовую информацию


Фронтальный опрос




Деятельность учителя
Деятельность ученика


На сегодняшний день мы знакомы со способами представления числовой информации.
Вспомним, с помощью чего можно представить числа? (в случае затруднения – наводящий вопрос: «Десятичная, двоичная, восьмеричная - что это?»)

отвечают на поставленный вопрос:

1. с помощью систем счисления






Кроме способов представления мы ещё научились обрабатывать числовую информацию, а именно:..

2. переводить числа из одних систем в другие, складывать, вычитать, умножать, делить



Для нас с вами не представляет трудностей обработка чисел, но зачем утруждать себя, когда на помощь может прийти компьютер? Сегодня мы начинаем знакомство с программой, которая предназначена для обработки числовой информации. Тема сегодняшнего урока «Электронные таблицы».
3. В тетради записывают тему урока
«Электронные таблицы»


Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты




Знания
Умения




II.
Новый материал

План [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Что такое электронные таблицы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]сферы применения электронных таблиц [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Структурные элементы таблицы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Основные типы данных
11
мин
Дать понятие об электронной таблице, её основных структурных элементах и типах данных.
Основные функции и назначение электронных таблиц;
Элементы таблицы: строки, столбцы, ячейки;
Типы данных.

Объяснительно - иллюстративный
Рассказ, беседа
Презентация
«Электронные таблицы»


Деятельность учителя
Деятельность ученика


Выводит на экран содержимое презентации «Электронные таблицы»

Слайд1 Тема урока «Электронные таблицы»

Слайд 2 Примеры применения электронных таблиц на практике

- Для чего же нужны ЭТ и где их можно применить? Вспомним математику. Нам дали уравнение функции и необходимо построить её график. Что мы будем делать?
Электронные таблицы позволяют сделать это с затратой минимума усилий. Рассмотрим пример электронной таблицы, в которой представлен график квадратичной функции.

Слайд 3 Электронная таблица
-Что же представляет собой электронная таблица? Само приложение имеет стандартный вид: строка, меню, панель инструментов, линейки прокрутки, рабочее поле

Слайд 4 Рабочее поле
- Но есть и ряд особенностей. Рабочее поле имеет вид таблицы, в которой 65536 строк и 256 столбцов. На пересечении строк и столбцов находятся ячейки, каждая из которых имеет своё уникальное имя, состоящее из заголовка столбца и строки. Попробуем определить имена выделенных ячеек.

Слайд 5 Файл Microsoft Excel
- Любой файл, созданный в приложении Microsoft Excel,принято называть книгой, изначально в каждой книге 3 листа, но можно их удалять, добавлять, переименовывать, копировать и т. д.

Слайды 6,7,8,9 Типы данных
- В ячейках электронной таблицы могут содержаться данные различных типов. Естественно, это числа, так как в первую очередь ЭТ предназначены для обработки числовой информации; чтобы не заблудиться в разнообразии цифр нам понадобится поясняющий текст и, конечно же, формулы, по которым и будет происходить обработка числовой информации.







Отвечают:
- Рассчитывать значения функции для произвольно выбранных значений аргумента и строить график по точкам.





Слушают объяснение



Называют имена ячеек: А1, С4, В6, D7






Слушают объяснение




Слушают объяснение



Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты




Знания
Умения




III.
Закрепление нового материала, получение практических навыков работы с ЭТ
28мин
Познакомиться с приложением Microsoft Excel;
Научиться работать с элементами ЭТ;
Научиться создавать простейшие таблицы для расчётов.


Работать в среде Microsoft Excel;
Создавать простейшие электронные таблицы для расчётов.

Индивидуальная работа за компьютером
Работа по алгоритму
(практическая работа)




Деятельность учителя
Деятельность ученика


- Более подробно ознакомиться с приложением Microsoft Excel я предлагаю вам в ходе практической работы, текст которой вы найдёте у своих компьютеров.



Распределяются за компьютерные столы и начинают выполнение практической работы.

Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты




Знания
Умения




IV.
Подведение итогов
1-2 мин








Деятельность учителя
Деятельность ученика


Вопрос:
Итак, чему мы научились с вами сегодня?

Домашнее задание:
Составить таблицы для решения задач (условие задачи индивидуально)

Ответ:
перечисляют полученные практические навыки


Вытягивают карточку с домашней задачей.



Перечень примерных задач для домашнего задания

Постройте электронную таблицу, с помощью которой возможно вычисление площади треугольника, если известны одна из сторон и высота (самостоятельно определите, в каких ячейках будет содержаться текст, исходные числовые данные и формулы).
Постройте электронную таблицу, с помощью которой возможно вычисление скорости, если известен путь, пройденный телом и время его прохождения (равномерное движение, самостоятельно определите, в каких ячейках будет содержаться текст, исходные числовые данные и формулы).
Постройте электронную таблицу, с помощью которой возможно вычисление гипотенузы прямоугольного треугольника, если известны его катеты (самостоятельно определите, в каких ячейках будет содержаться текст, исходные числовые данные и формулы).
Постройте электронную таблицу, с помощью которой возможно вычисление стоимости товара, если известны его цена и количество (самостоятельно определите, в каких ячейках будет содержаться текст, исходные числовые данные и формулы).
и т. д.








13PAGE 15


13PAGE 14415




15