Рабочая программа педагога-библиотекаря «Основы информационной грамотности школьников с интеллектуальными нарушениями» на 2016-2017учебный год

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
“СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №79”



СОГЛАСОВАНО
Педагогическим Советом
ГКОУ СКОШИ №79
Протокол № ___ от «__» _______ 2016г

«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом и.о. директора
ГКОУ СКОШИ №79
Приказ № ___ от «__» _______ 2016г
И.о.директора ______ Кошелева Н.В.







Рабочая программа
педагога-библиотекаря
«Основы информационной грамотности школьников с интеллектуальными нарушениями»
на 2016-2017учебный год

(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 1-9 КЛАСС)







Составитель: Тураносова Е.В.
педагог-библиотекарь










Москва,2016 г. «Ребёнок, развитие которого осложнено дефектом не есть
просто менее развитой, чем его нормальные сверстники,
ребёнок, но иначе развитой...
Там, где затруднено или невозможно дальнейшее органическое развитие,
возможности для культурного развития безграничны». Л.С. Выготский

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:
Положением о должностных обязанностях педагога – библиотекаря.
Приказом Минздравсоцразвития от 31.05.2011 г. № 448н г. Москва «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» новой должности «Педагог-библиотекарь».
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4классы, 5 – 9 классы под редакцией В.В.Воронковой. – М., ВЛАДОС, 2011.

Рабочая программа состоит из нескольких разделов:
Работа с библиотечным фондом.
Работа по программе «Основы информационной грамотности школьников с интеллектуальными нарушениями»
Работа с читателями.
Профессиональное развитие сотрудника библиотеки

По каждому разделу разработан перечень мероприятий, необходимых для выполнения того или иного пункта раздела.
Особое внимание заслуживают раздел «Работа с читателями», т.к. именно его выполнение играет существенную роль в достижении главной цели работы школьной библиотеки, а именно: дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, развитию словесности и формированию информационной культуры. Кроме того в рабочей программе предусмотрено проведение литературных часов, тематика которых включена в раздел «Пропаганда литературы» и соотнесена со знаменательными датами, связанными с юбилеями книг или именами деятелей литературы, чьи юбилеи отмечаются в этом учебном году.
В целом, вся работа библиотеки направлена на успешное достижение намеченных целей и выполнение поставленных на учебный год задач.

Цели рабочей программы
Формирование социально адаптированного ученика, способного включаться в различные виды деятельности.
Всестороннее развитие личности ребёнка, развитие его творческого потенциала.


Задачи рабочей программы
формирование творческой личности учащегося, способной к самоопределению, посредством создания насыщенного библиотечно-информационного пространства;
развитие и поддержка в детях привычки и радости чтения и учения, а также потребности пользоваться библиотекой в течение всей жизни;
представление возможности для создания и использования информационной базы как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия;
формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценки информации;
обеспечение учебно-воспитательного процесса и проектной деятельности научной, справочной, художественной литературой, аудиовизуальными средствами и информационными материалами на всех видах носителей;
оказание содействия в реализации основных направлений школьного образования, являясь центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры, приобщения к чтению;
предоставление каждому читателю возможности дополнительно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения.
формирование комфортной библиотечной среды;
осуществление своевременного возврата выданных изданий в библиотеку;
оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с книгами согласно датам литературного календаря;
воспитание чувства бережного отношения к книге;
формирование у детей информационной культуры и культуры чтения.

Основные функции библиотеки

Образовательная - содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг, формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.

Информационная - обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учителей с использованием, как собственных информационных ресурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и информационных сетей и систем.

Культурная - обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для репродуктивной и продуктивной культурной деятельности.

Досуговая - содействие содержательному проведению свободного времени учащихся.

Социальная - библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.

Сервисная - библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.

Просветительская - приобщение учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.

Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.



Календарно-тематическое планирование
Работа с библиотечным фондом

Содержание работы
Срок исполнения
Ответственные


Изучение состава фонда и анализ его использования.
в течение года
Педагог-библиотекарь


Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.
в течение года
Педагог-библиотекарь


Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.
постоянно
Педагог-библиотекарь


Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.
постоянно
Педагог-библиотекарь


Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.
раз в 5 лет
Педагог-библиотекарь


Учет библиотечного фонда.
постоянно
Педагог-библиотекарь


Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.
постоянно
Педагог-библиотекарь


Выдача документов пользователям библиотеки.
постоянно
Педагог-библиотекарь


Проверка правильности расстановки фонда.
постоянно
Педагог-библиотекарь


Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
в течение года
Педагог-библиотекарь


Работа по сохранности фонда:
а) организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;
б) систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;
в) обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителями информации в установленном порядке;
г) обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.

в течение года

постоянно

в течение года


постоянно



Педагог-библиотекарь


Оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию.
постоянно

Педагог-библиотекарь


Обеспечение работы абонемента и читального зала: Понедельник, вторник, пятница с 9.00 до 15.30,
Среда с 9.00 до 20.00.
в течение года
Педагог-библиотекарь


Работа с фондом учебной и учебно-методической литературы


Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление. Работа с Федеральным перечнем учебников на 2016-2017 г. Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году. Формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия на 2016-2017 учебный год.
май, август, сентябрь
Педагог-библиотекарь Зам.директора
Председатели МО


Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы-интерната учебниками и учебными пособиями в наступающем учебном году
август, начало сентября
Педагог-библиотекарь


Прием и техническая обработка поступивших учебников:
оформление накладных;
запись в книгу суммарного учета;
штемпелевание;
оформление картотеки;
ведение журнала учета выданных учебников;
занесение в электронный каталог;
расстановка новых изданий в фонде.
по мере поступления
Педагог-библиотекарь


Прием и выдача учебников.
в течение года
Педагог-библиотекарь


Организация мелкого ремонта методической литературы и учебников
постоянно
Педагог-библиотекарь


Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.
постоянно
Педагог-библиотекарь


Списание фонда учебников и учебных пособий с учетом ветхости и смены образовательных программ
в течение года
Педагог-библиотекарь


Изучение и анализ использования учебного фонда.

в течение года
Педагог-библиотекарь


Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы.
в течение года
Педагог-библиотекарь


Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников)
1 раз в четверть
Педагог-библиотекарь


Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа

Содержание работы
Срок исполнения
Ответственные


Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, карточки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий).
в течение года



Педагог-библиотекарь


Работа по программе «Основы информационной грамотности для учащихся с интеллектуальными нарушениями
в течение года

Педагог-библиотекарь


Выполнение тематических и информационных справок.
постоянно
Педагог-библиотекарь


Оформление информационного стенда.
в течение года
Педагог-библиотекарь


Электронная каталогизация учебников по предметам, классам, авторам.
в течение года
Педагог-библиотекарь


Ведение электронных каталогов художественно-методических и периодических изданий.
в течение года

Педагог-библиотекарь


Работа с читателями

Содержание работы
Срок исполнения
Ответственные


Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя; обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
в течение года


Педагог-библиотекарь



Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы.
в течение года


Педагог-библиотекарь


Обслуживание читателей на абонементе, работа с абонементом обучающихся, педагогов, технического персонала, родителей.
постоянно
Педагог-библиотекарь


Обслуживание читателей в читальном зале.
в течение года
Педагог-библиотекарь


Рекомендательные беседы при выдаче книг. Беседы о прочитанном.
постоянно
Педагог-библиотекарь


Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.
в течение года

Педагог-библиотекарь


Неделя школьного учебника
В ноябре
Педагог-библиотекарь


Работа с педагогическим коллективом


Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.
в течение года
на педсоветах
Педагог-библиотекарь


Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Оказание помощи педагогическому коллективу в поиске информации на электронных носителях
постоянно
Педагог-библиотекарь


Работа с учащимися


Обслуживание учащихся школы согласно расписанию
постоянно
Педагог-библиотекарь


Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям).
1 раз в четверть
Педагог-библиотекарь


Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг и журнальной периодики.
постоянно
Педагог-библиотекарь


Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя библиотеки школы.
постоянно
Педагог-библиотекарь


Привлечение школьников к ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, журналу.
По мере необходимости
Педагог-библиотекарь


«Что читать летом»» - подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучать в следующем учебном году.
май
Педагог-библиотекарь
Учителя-предметники


Рекламная деятельность библиотеки


Создание комфортной среды в библиотеке.
в течение года
Педагог-библиотекарь


Оформление информационных стендов:
«Правила пользования книгой»;
«Правила поведения в библиотеке».
сентябрь
Педагог-библиотекарь


Постоянно обновлять стенд «Новинки периодической печати».
при поступлении
Педагог-библиотекарь


Оформление выставки одного автора «Календарь знаменательных и памятных дат»
в течение года
Педагог-библиотекарь


Оформление выставки «Литературный герой», посвященный книгам-юбилярам
в течение года
Педагог-библиотекарь


Изготовление буклета «Писатели о войне»
Февраль, май
Педагог-библиотекарь

Профессиональное развитие сотрудника библиотеки

Содержание работы
Срок исполнения
Ответственные


Работа по самообразованию с использованием опыта лучших школьных библиотекарей:
посещение семинаров;
присутствие на открытых мероприятиях;
освоение информации из профессиональных изданий;
индивидуальные консультации.
постоянно
Педагог-библиотекарь


Повышение квалификации.
по мере необходимости
Педагог-библиотекарь


Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
в течение года

Педагог-библиотекарь


Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий:
использование электронных носителей;
освоение новых компьютерных программ.
в течение года

Педагог-библиотекарь


Массовая работа с читателями:
2016 год – Год кино, 2017 год – Год экологии



Сентябрь

1.
Библиотечные занятия (по классам):
- Продолжаем знакомиться с библиотекой.
- Строение книги. Элементы книги.

2 класс
3 класс
Педагог-библиотекарь

2.
К году кино: Конкурс рисунков
«Книга и мультфильм»
1-7 кл
Педагог-библиотекарь

3.
Оформление выставки: «Перелистай странички - посмотри мультфильм»

8 кл
Педагог-библиотекарь

4.
Подготовительная работа по программе «ЛУЧИК» - «Олимпийские игры по чтению»

Педагог-библиотекарь,
педагоги

Октябрь

1.
К Году кино. Выпуск газеты
«Книга и мультфильм»
9 кл
Педагог-библиотекарь

2.
Олимпийские игры по чтению (на скорость чтения) по классам.
3-5кл.
7-9кл.
Библиотекарь, логопед, учителя

3.

Беседа-обсуждение «Жил-был сказочник» (о жизни и творчестве Шварца Е.)
5-7кл. (по классам)
Педагог-библиотекарь
Воспитатели

4.
Библиотечные занятия (по классам):
- Как правильно обернуть книгу
- Как правильно обернуть книг

4 класс
5 класс
Педагог-библиотекарь

5.
День добрых дел (ремонт книг в библиотеке)
6 класс
Педагог-библиотекарь

Ноябрь

1.
Библиотечные занятия: (по классам)
- Как читать книги
- Книга и её создатели.

6 класс
7 класс
Педагог-библиотекарь

2.
Познавательная игра «Про больших и маленьких» (по произведениям Е.Чарушина)
1-2 кл.
Педагог-библиотекарь, воспитатели

3.
Консультационная работа по «Чемпионату «Страница № 17» (в рамках программы «ЛУЧИК»)

Педагог-библиотекарь

Декабрь

1.
Новогодний квест «Новогодние забавы»
3-4кл.
Педагог-библиотекарь

2.
Выставка «Дед Морозы разных стран»

Педагог-библиотекарь

3.
Библиотечные уроки: (по классам)
- Книга в моём доме.
- Интернет для детей. Сетевой этикет.

8 класс
9 класс
Педагог-библиотекарь

4.
Чемпионат по чтению вслух «Страница № 17»
7-9 кл.
Педагог-библиотекарь, воспитатель

2017 год – Год экологии в России
Январь

1.
Библиотечные занятия (по классам):
- Давайте познакомимся! Экскурсия в библиотеку.
- День добрых дел (ремонт книг в библиотеке).

1 класс
5 класс
Педагог-библиотекарь

2.
Год экологии. Конкурс мини-статей
«Растения Красной книги»
1-9 кл.
Педагог-библиотекарь,
воспитатели

3.
Выпуск газеты «Глашатай солнца»
(по символу года – Петуху)
6 кл.
Педагог-библиотекарь

Февраль

1.
Год экологии. Конкурс мини-статей
«Животные Красной книги»
1-9 кл.
Педагог-библиотекарь,
воспитатели

2.
Библиотечные занятия ( по классам):
- Как самому выбрать книгу.
- День добрых дел (ремонт книг в библиотеке).

1 класс
9 класс
Педагог-библиотекарь

Март

1.
Год экологии. Выпуск газеты
«Растительный и животный мир Красной книги»
9 кл.
Педагог-библиотекарь

2.
Первая среда марта Всемирный День чтения вслух
Акция - Чтение вслух отрывков из произведений писателей-натуралистов «Загляни в глаза природе»
4-6 кл.
Педагог-библиотекарь,
воспитатели

3.
Библиотечные занятия (по классам):
- Зачем нужна закладка.
- День добрых дел (ремонт книг в библиотеке).

1класс
7 класс
Педагог-библиотекарь,


4.
Конкурс плакатов «Читать – это модно»
3-9кл.
Педагог-библиотекарь

Апрель

1.
День экологических журналов (занимательные вопросы и задания по детским журналам о природе – в фойе и в библиотеке)
2-9кл. (по классам)
Педагог-библиотекарь

2.
День космонавтики:
Выставка: «Человек, вселенная, космос»
Конкурс работ: «Построй свою ракету»


1-9кл.
Педагог-библиотекарь,
воспитатели

3.
Познавательный час «7 чудес света» (презентация)
8-9кл.
Архипов А., Перескокова Н.
Педагог-библиотекарь,
воспитатели педагоги

Май

1.
Изготовление буклета «Здравствуй, лето» (безопасность)

Педагог-библиотекарь

2.
Предметная неделя по чтению 125 – лет К.Паустовскому
5-9 кл.
Педагог-библиотекарь,
педагоги

3.
Приём учебников

Педагог-библиотекарь


Книжные выставки

Дата
Название

30 сентября
110 лет со дня рождения русской писательницы Л.Ф. Воронковой (1906-1976)

21 октября
120 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Е.Л.Шварца (1896-1958)

11 ноября

115 лет со дня рождения русского писателя, художника – иллюстратора Е.И.Чарушина (1901-1965)

Декабрь
«Дед Морозы разных стран»

Январь 2017
«Блокада Ленинграда»

Февраль
«Петушок - золотой гребешок»

Март
« 7 дней на корабле мечты» (худож. книги о приключениях, капитанах и мореплавателях)

Апрель
«День экологического журнала»

Май
1.Кн.выставка-обзор «Золотой луг» ( к 125 - летию К.Паустовского)
2.«Прочти книгу о войне»



Конкурсы.

«ЛУЧИК»

Цель: формирование читательской деятельности с помощью лучших произведений художественной литературы.
Задачи:
-Привлечь читателей к активному участию в программе;
- Способствовать формированию и расширению читательского кругозора, интересов, увлечений детей и подростков с помощью книг;
-Развитие читательского вкуса, привычки к чтению; творческих способностей.

Октябрь - Олимпийские игры по чтению (на скорость чтения) по классам
Декабрь - Чемпионат по чтению вслух «Страница № 17»
Март - Акция - Чтение вслух отрывков из произведений писателей-натуралистов «Загляни в глаза природе»


«Лучший читающий класс»

Конкурс направлен на пропаганду и развитие интереса учащихся 2-9классов к чтению книг.
Цели:
выявить и поощрить лучших читателей среди учеников школы в каждой параллели;
выработать потребность в регулярном посещении библиотеки, в соблюдении сроков возврата книг;
активизировать посещаемость библиотеки;
приучить к бережному обращению с книгой;
постоянное расширение кругозора учащихся;
Содержание конкурса:
Проведение конкурса предполагает анализ и оценку:
регулярного посещения библиотеки;
соблюдения правил пользования библиотекой;
своевременного возврата взятой в библиотеке литературы;
аккуратного обращения с книгой;
отсутствия замечаний по обращению с учебниками.
прочитать как можно больше книг.
Награждение участников конкурса:
классы-победители конкурса награждаются грамотами;
победители могут взять новую книгу в первую очередь;
взять книгу из фонда читального зала ( кроме справочного фонда);
стать активным помощником библиотеки во всех делах библиотеки.

Календарно-тематическое планирование занятий по программе «Основы информационной грамотности школьников»

1 класс, 2-е полугодие

№ п/п
Тема занятия
Месяц
Место проведения
Форма занятия

1.
«Давайте познакомимся!»
Правила и умения обращаться с книгой.
Январь

Экскурсия в библиотеку

2.
Как самому выбрать книгу.
Февраль

Беседа

3.
Зачем нужна закладка.
Март

Беседа


2 класс
№ п/п
Тема занятия
Месяц
Место проведения
Форма занятия

1.
Продолжаем знакомиться с библиотекой.
Сентябрь

Экскурсия в библиотеку

3 класс
№ п/п
Тема занятия
Месяц
Место проведения
Форма занятия

1.
Строение книги. Элементы книги.
Сентябрь

Беседа - практическая работа


4 класс
№ п/п
Тема занятия
Месяц
Место проведения
Форма занятия

1.
Как правильно обернуть книгу.
Октябрь

Беседа - практическая работа


5 класс
№ п/п
Тема занятия
Месяц
Место проведения
Форма занятия

1.
Как правильно обернуть книгу.
Октябрь

Беседа - практическая работа

2.
День добрых дел.
Январь

Ремонт книг в библиотеке


6 класс
№ п/п
Тема занятия
Месяц
Место проведения
Форма занятия

1.
Как читать книгу.
Ноябрь

Диалог


7 класс
№ п/п
Тема занятия
Месяц
Место проведения
Форма занятия

1.
Книга и ее создатель.
Ноябрь

Диалог

2.
День добрых дел.
Январь

Ремонт книг в библиотеке


8 класс
№ п/п
Тема занятия
Месяц
Место проведения
Форма занятия

1.
Книга в моем доме.
Декабрь

презентация

2.
День добрых дел.
Май

Ремонт книг в библиотеке


9 класс
№ п/п
Тема занятия
Месяц
Место проведения
Форма занятия

1.
Интернет для детей. Сетевой этикет.
Декабрь

диалог практическая работа

2.
День добрых дел.
Февраль

Ремонт книг в библиотеке










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




бђ Заголовок 315