Рабочая программа педагога-библиотекаря на 2016-17учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАРЬЯНОВСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
на заседании НМС,
ШМО учителей
СОГЛАСОВАНО
с заместителем директора
по УВР
УТВЕРЖДЕНО
приказом по школе
от ___________ 201_ г. №_____

Естественно-математического цикла
_____________О.В.Апостолова
Директор МБОУ «Марьяновская школа»

Протокол № 01
«24» августа 2016 г.
_______________О.В.Черник

от «18» августа 2016 г.
Председатель ШМО ЕМН
________ Г.П.Гребеножкина





Рабочая программа
педагога-библиотекаря
на 2016-2017 учебный год











Составитель:
Голубева Надежда Ивановна
Педагог-библиотекарь
МБОУ «Марьяновская школа»





2016 г. 1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:
Положением о должностных обязанностях педагога – библиотекаря.
Приказом Минздравсоцразвития от 31.05.2011 г. № 448н г. Москва «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» новой должности «Педагог-библиотекарь».
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Марьяновская школа»
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка
Цели и задачи рабочей программы
Основные функции школьной библиотеки
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование состоит из нескольких разделов:
Работа с библиотечным фондом
Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа. (ББЗ)
Работа с читателями.
Дополнительно
По каждому разделу разработан перечень мероприятий, необходимых для выполнения того или иного пункта раздела.
Особое внимание заслуживают раздел «Работа с читателями», т.к. именно его выполнение играет существенную роль в достижении главной цели работы школьной библиотеки, а именно: дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, развитию словесности и формированию информационной культуры. Кроме того в рабочей программе предусмотрено проведение литературных часов, тематика которых включена в раздел «Пропаганда литературы» и соотнесена со знаменательными датами, связанными с юбилеями книг или именами деятелей литературы, чьи юбилеи отмечаются в этом учебном году.
В целом, вся работа библиотеки направлена на успешное достижение намеченных целей и выполнение поставленных на учебный год задач.

2. Цели и задачи рабочей программы

Цели и задачи библиотечной работы в 2016-2017 учебном году соответствуют целям учебно-воспитательной работы школы: «Развитие личности ученика и учителя в инновационном режиме с использованием здоровьесберегающих технологий».

Основными задачами библиотеки являются:

1. Формирование творческой личности учащегося, способной к самоопределению, посредством создания насыщенного библиотечно-информационного пространства.
2. Развитие и поддержка в детях привычки и радости чтения и учения, а также потребности пользоваться библиотекой в течение всей жизни.
3. Представление возможности для создания и использования информационной базы как для получения знаний.
4. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя.
5. Обучение поиску, отбору информации.
6. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и проектной деятельности научной, справочной, художественной литературой, аудиовизуальными средствами и информационными материалами на всех видах носителей.
7. Оказание содействия в реализации основных направлений школьного образования, являясь центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры, приобщения к чтению.
8. Предоставление каждому читателю возможности дополнительно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения.
9. Формирование комфортной библиотечной среды; оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов; работа с педагогическим коллективом.
10. Воспитание патриотизма и любви к родному краю, его истории.
11. Осуществление своевременного возврата выданных изданий в библиотеку.
12. Оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с книгами согласно датам литературного календаря.
13. Воспитание чувства бережного отношения к книге.
14. Формирование у детей информационной культуры и культуры чтения.

3. Основные функции школьной библиотеки

1.Образовательная - содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг, формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.

2.Информационная - обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учителей с использованием как собственных информационных ресурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и информационных сетей и систем.

3.Культурная - обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.

4. Досуговая - содействие содержательному проведению свободного времени учащихся.

5.Социальная - библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.

6.Сервисная - библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.

7.Просветительская - приобщение учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.

8.Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.



Календарно-тематическое планирование
Работа с библиотечным фондом


Содержание работы
Сроки исполнения
Ответственный

Работа с фондом учебной литературы

1
Изучение состава фондов и анализ их использования
В течение года

Педагог-библиотекарь

2
Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2016-17 уч.г.
Август - сентябрь
Педагог-библиотекарь

2
Работа с Федеральным перечнем учебников на 2016 – 2017 г. Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году. Формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия на 2016 – 2017 учебный год

Август
Сентябрь


Педагог-библиотекарь,
зам. директора по УВР,
учителя-предметники
   

3
Комплектование фонда.
1. Работа с библиографическими изданиями (прайс-листы, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования).
2. Составление бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2016-2017, 2017-2018 уч.г.
3. Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учётом замечаний по изношенности, ветхости учебников, а также по итогам инвентаризации.
4. Подготовка перечня учебников, планируемых в новом учебном году.
5. Осуществление контроля над выполнением сделанного заказа.
6. Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в инвентарную книгу, штемпелевание, оформление картотеки.
7.Приём литературы, полученной в дар, учёт и обработка


Август, Сентябрь


Октябрь, май

По мере необходимости

Август

В течение года

По мере поступления

По мере поступления










Педагог-библиотекарь

4
Изъятие и списание ветхой и морально устаревшей литературы

Два раза в год
Педагог-библиотекарь

5
Приём и техническая обработка новых учебных изданий
По мере поступления
Педагог-библиотекарь

6
Расстановка новых изданий в фонде
По мере поступления
Педагог-библиотекарь

7
Выдача и приём учебников
(по графику)
Август - сентябрь
Май - июнь
Педагог-библиотекарь

8
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.
По мере поступления
Педагог-библиотекарь

9
Обеспечение сохранности:      
рейды по проверке учебников;     
проверка учебного фонда.  
Ремонт книг         
1 раз полугодие


1 раз в месяц
Педагог-библиотекарь, актив б-ки
уч-ся

Работа с фондом художественной литературы

1
Своевременный приём, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений
В течение года
Педагог-библиотекарь


2

Учёт библиотечного фонда


В течение года

Педагог-библиотекарь



3

Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации


По мере поступления


Педагог-библиотекарь


4

Создание и ведение электронного каталога поступающей литературы


Постоянно

Педагог-библиотекарь


5

Работа с фондом:
Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей), эстетика оформления
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
Проверка правильности расстановки фонда
Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации


В течение года



Постоянно

В течение года

Постоянно




Педагог-библиотекарь


6

Работа по сохранности фонда:
Организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности
Обеспечение мер по возмещению ущерба, причинённого носителям информации в установленном порядке
Организация работ по мелкому ремонту изданий с привлечением обучающихся
Составление списков должников 4 раза в учебном году
Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда. Раз в месяц – санитарный день.
Систематический контроль над своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий


В течение года


В течение года


В течение года

Октябрь, декабрь, март, май

В течение года


В течение года








Педагог-библиотекарь

7
Списание ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу

В течение года
Педагог-библиотекарь


8

Обеспечение работы читального зала


В течение года
Педагог-библиотекарь


Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа


Содержание работы
Срок исполнения
Ответственные


Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, карточки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий).
в течение года



Педагог-библиотекарь


Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями.
в течение года

Педагог-библиотекарь


Выполнение тематических и информационных справок.
постоянно
Педагог-библиотекарь


Оформление информационного стенда.
Сентябрь
Педагог-библиотекарь

5
Организовать экскурсию в школьную библиотеку учащихся 1-х классов на тему: «Откуда пришла книга?» с показом наглядного материала, презентаций. Знакомство с библиотекой, конкурс литературных загадок. Запись в библиотеку.


Сентябрь
Педагог-библиотекарь
ученики
1 –х классов,
вновь прибывшие

6
Ведение библиотечно-библиографических уроков

«Здравствуй, книга »
«Почему книги болеют? Структура книги»
«Запомни книгу в лицо. Говорящие обложки»
«Выбор книг в библиотеке. История книги»
«Газеты и журналы для детей»
«Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция»
«Как книжка с бумагой подружилась»
«Твои первые энциклопедии, словари, справочники»
«Продлить жизнь книги – девиз книголюба»
«Разнообразие источников информации»
«Методы самостоятельной работы с книгой»
В течение года:
классы
1
2
3
4
4
5

6
7
8
9-11
9-11






Педагог-библиотекарь






3.Работа с пользователями библиотеки

п/п
Содержание работы
Классы
Срок исполнения
Ответственный


1.Индивидуальная работа


1
Обслуживание читателей на абонементе: обучающихся, педагогов, техперсонала, родителей

1-11
Постоянно
Педагог-библиотекарь

2
Обслуживание читателей в читальном зале: обучающихся, учителей

1-11
Постоянно
Педагог-библиотекарь

3
Рекомендательные беседы при выдаче книг
5- 11
Август
Постоянно
Педагог-библиотекарь

4
Беседы о прочитанном.
1-5
Постоянно
Педагог-библиотекарь

5
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку

1-11

По мере поступления
Педагог-библиотекарь

6
Провести анкетирование учащихся 1-9 классов по теме «Твои любимые книги»

1-9
Январь
Педагог-библиотекарь

7
Изучение и анализ читательских формуляров

1-11
В течение года
Педагог-библиотекарь

2.Работа с педагогическим коллективом

1
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах
По мере поступления
Педагог-библиотекарь

2
Консультационно-информационная работа с МО учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году


Март

Педагог-библиотекарь

3
Оказание методической помощи в подготовке к урокам, в подборе необходимой литературы
Август
Педагог-библиотекарь

4
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям для подготовки школьных газет
По требованию педагогов

Педагог-библиотекарь

5
Поиск необходимой информации для проведения Единых уроков
По требованию педагогов
Педагог-библиотекарь
Кл. руководители

3. Работа с обучающимися

1
Обслуживание обучающихся согласно расписанию работы библиотеки
Постоянно
Педагог-библиотекарь

2
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям)


1 раз в месяц
Педагог-библиотекарь

3
Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику

Постоянно
Педагог-библиотекарь

4
Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя
Постоянно
Педагог-библиотекарь

5
Организовать участие обучающихся в выставке рисунков «Мои любимые сказочные герои»
Апрель
Педагог-библиотекарь

4.Массовая работа

1
Выставочная деятельность. Цель: Раскрытие фонда, пропаганда чтения. Вызвать интерес к предмету через литературу. Через книгу помочь обучающимся в образовательном процессе

В течение года

Педагог-библиотекарь

2
Выставка учебно-методических комплектов «Твой учебник», «Какой я ученик расскажет мой учебник». справочной литературы для подготовки к ГИА и ЕГЭ.


Октябрь
Май

Педагог-библиотекарь

3
Выставка учебных изданий к предметным  неделям (неделя математики, химии и др.)
В течение года
Педагог-библиотекарь учителя-предметники

4
Стенды:
«Библиотека-хранительница знаний».
« 215 лет со дня рождения В.И.Даля»
«115 лет со дня рождения А.А.Фадеева»
«135 лет со дня рождения К.И.Чуковского»

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Март


Педагог-библиотекарь


4
Беседы:
а) «24 сентября – День Флага Республики Крым» (презентация «Символика Республики Крым»). Стенд.
б) «Государственная символика «Россия – Родина моя!!!» (ко дню Конституции) 5-7 классы

Сентябрь


Декабрь
Педагог-библиотекарь, учителя истории

5
Выставка: «Профессия – УЧИТЕЛЬ»
Октябрь
Педагог-библиотекарь

5.К неделе детской книги

1
Беседы о книгах.
1-9класс 
В течение года 
Педагог-библиотекарь

2
Книги – юбиляры 2016года : 80 лет сборник А.Барто «Игрушки», 75 лет книге А.Гайдара «Тимур и его команда» , 90 лет произведениям Чуковского «Путаница», 80 лет книге С.В.Михалкова «Дядя Стёпа» и др

1-5 классы

Октябрь- апрель
Педагог-библиотекарь

3
«Что за прелесть эти сказки» - игры – викторины.
31 марта– 135 лет со дня рождения К.И.Чуковского (1882–1969), детского писателя, поэта, литературоведа
1классы


1-4 классы
Февраль


Март, апрель
Педагог-библиотекарь
Педагог-библиотекарь
Актив

6.Выставки к юбилейным датам русских писателей

1
7 ноября- 125 лет со дня рождения Д.И.Фурманова, русского прозаика, публициста (1891-1926)

Октябрь



Ноябрь


Педагог-библиотекарь Учителя литературы

2
22 ноября – 215 лет со дня рождения В.И.Даля, лексикографа, этнографа, писателя (1801-1872)



Воспитание здорового образа жизни:

1
Всемирный день борьбы со СПИДОМ
10-11 класс
Декабрь
Педагог-библиотекарь,
кл. руковод.

2
Выставка статей, книг о здоровом образе жизни
 Октябрь,
апрель
Педагог-библиотекарь

3
Конкурс рисунков:«Лучше не курить!»; «Табак-яд!» «Информационный бюллетень»
«Пиво делает сердце дряблым»
5-9 кл.
В течение года
Педагог-библиотекарь

4
Выставка-обзор «Нет - алкоголизму, курению и наркотикам»


Декабрь
Педагог-библиотекарь

8. Экологическое воспитание

1
Международный день животных
Международный день птиц
 5,6 кл.
5 кл.
4 октября

1 апреля
Педагог-библиотекарь, классные руководители,
уч. биологии

2
Организовать урок – беседу на тему:
«В экологию через книгу»
 
6-Б кл

Декабрь
Педагог-библиотекарь,
Учителя МО ЕМН

3
Беседы «Путешествие по Красной книге»,
4 кл.
В течение года
Кл. руковод.,
библиотекарь,

9.Военно-патриотическое  воспитание

1
Организовать выставку к 75-летию Московской битвы (30.09.1941-20.04.1942)
5-11
Апрель
Педагог-библиотекарь

2
По афганским дорогам
7 кл.
Февраль
Педагог-библиотекарь,
кл. руковод.

3
Выставка «Они не выбирали войну»;
Беседа «Жизнь и судьба солдата»
3-6 кл.
Февраль
Педагог-библиотекарь

4
Выставка - обзор. «День космонавтики».
4-9 кл.
Апрель
Педагог-библиотекарь,

5
11 апреля – Международный день освобождения узников концлагерей
5 – 9 классы
Апрель
Педагог-библиотекарь,
Учителя истории

6
Выставка ко Дню Победы в ВОВ «Никто не забыт, ничто не забыто»
Май
Педагог-библиотекарь

7
Подбор стихов о войне
 Май
Педагог-библиотекарь,
Учителя литературы

ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

4.Работа с родительской общественностью

1
Предоставление родителям информации о новых учебниках (составление  библиографического списка учебников, необходимых школьнику к началу учебного года)

Май
Август
 
 


Библиотекарь

2
Выставка фотографий «Самая читающая семья»
Декабрь
Библиотекарь
Кл. руковод.

3
Подбор списков литературы для летнего чтения
Май, июнь
Библиотекарь

5. Реклама о деятельности библиотеки


Направление работы
Срок исполнения
Ответственный

1    
Эстетическое оформление библиотеки
В течение года
. Библиотекарь

2
Устная: (во время перемен, на  классных часах,  классных  собраниях, родительских собраниях)
В течение года
Библиотекарь

3
Наглядная: (информационные объявления   о выставках  и мероприятиях, проводимых
библиотекой);
освещать работу библиотеки на сайте школы
В течение года
Библиотекарь

Тематика библиотечных уроков
1-й класс

Тема 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самостоятельно записаться в библиотеку. Как самостоятельно выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг).
октябрь

Тема 2. Правила и умения обращаться с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Обучение простейшему ремонту книг
январь

2-й класс

Тема 1. Роль и назначения книги. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе.
ноябрь


Тема 2. Структура книги. Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация.
январь

3-й класс

Тема 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие.
ноябрь

Тема 2. Твои первые энциклопедии, словари, справочники. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.
февраль

4-й класс

Тема 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие.
октябрь

Тема 2. Искусство книги. Работа художника. Связь иллюстрации с текстом. Проявление манеры, почерка художника, его творческой индивидуальности
декабрь










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15