Методика организации контрольно-оценочной работы учащихся на уроках экономики.


Методика организации контрольно-оценочной работы учащихся на уроках экономики.
Сидоренко Владимир Викторович
учитель географии и экономики ОШ I-III
ступеней село Малоорловка управления
образования администрации города Шахтерска
В данной статье я предлагаю рассмотреть конкретно формы и методы контрольно-оценочной работы учащихся, которые можно использовать на уроках экономики.
 Так устное оценивание можно использовать при оценке выполнения домашнего задания, а также при закреплении изученного материала в виде беседы или мозгового штурма. Например, при изучении темы «Место экономической науки среди других наук» ученикам можно задать следующие вопросы:
1. Как вы понимаете термин «экономика»?
2. Что изучает экономическая наука?
3. Что называют «объектом» и «субъектом» экономики?
4. Чем они отличаются?
5. Какие вопросы решают экономисты?
6. Что такое «микроэкономика» и «макроэкономика»?
7. Какое значение имеют экономические знания в жизни человека, государства?
8. Какая главная цель экономической науки?
Но надо помнить, что такие вопросы надо задавать ученикам дифференцированно, учитывая педагогические и психологические возможности ребенка, только тогда можно адекватно оценить умения и навыки ребенка.
В современной педагогике широко распространяются такие интерактивные формы работы, как деловые игры и метод проектов, которые тоже можно использовать в качестве контрольно-оценочной работы учащихся.
Например: при изучении вопроса «Факторы производства» ученикам можно предложить деловую игру «Путешествие Колумба». Для этого класс делится на две группы, которые на основе составленного ими описания путешествия Колумба, должны ответить на следующие вопросы: (метод «аквариума» или «ажурной пилки»)
• Что такое капитальные ресурсы? (Это товары, созданные людьми и используемые для производства других товаров и услуг).
• Какие капитальные ресурсы были нужны? (Корабли, паруса, канаты, ведра и т.д.)
• Что такое человеческие ресурсы? (Это люди, которые работают на производстве товаров и услуг).
• Какие человеческие ресурсы требовались Колумбу? (Капитаны, матросы, художники, повара и т.д.)
• Кто является предпринимателем? (Это человек, обладающий деловой идеей, и берущий на себя риск за ее воплощение)
• Какую помощь членов команды намеревался использовать Колумб в Индии? (Переводчик, дворецкий, стюарт, секретарь)
• Если бы Колумбу было известно, что он открыл новую землю, нанял бы он новых членов команды? (Более вооруженных людей для защиты, строителей, каменщиков для строительства, кузнецов и т.д.).
После этого учащимся можно еще предложить составить список человеческих ресурсов и подсчитать их стоимость.
Работа по проектным технологиям на примере проекта экономико-финансовой игры «День менеджера» (Н. Вилянская) дает большой положительный заряд энергии для развития творческих способностей наших детей, а еще - стимулирует поисковую деятельность по социализации личности, пытающейся самоутвердиться в кругу сверстников.
Возможно, эта экономическая игра напоминает действительно игру, но сам ход ее поможет выявить существенные пробелы в знаниях учащихся, их умение пользоваться преимуществами модели социума. И если во время игры они могут рассчитаться условными единицами, то в будущем придется за все платить «по-настоящему», потому что жизнь поставит такие вопросы, на которые ни один проект не даст полного ответа. А еще жизнь может выставить такой денежный счет, который оплатить будет чрезвычайно сложно. И именно в таких случаях понадобятся практические навыки, которые учащиеся получили во время проведения Дня менеджера и других ролевых игр.
А это дает нам право заявить, что проектная технология приближает учащихся к жизни, моделирует их действия, но ни в коем случае не сможет заменить самых реалий, где бывают такие проблемы, на которые даже самые умные мудрецы не нашли бы ответы. Но то, что мы ее пытаемся найти, - большое преимущество нашей системы, призванной создать условия для самореализации творческого потенциала ребенка, потому что только творчество рождает в человеке личность.
Сюда же можно отнести дискуссии и диспуты (приложение 6), но здесь наибольшие трудности возникают не только при подготовке, но и при оценке таких результатов учебной работы в которых выступают различные позиции. Определяя преимущества таких учебных технологий, многие из учителей отказывается от их применения из-за того, что не в состоянии оценить результаты учебной работы учащихся.
Такие формы обучения создают тот жизненный контекст, в котором согласно теории конструктивизма знания связаны с действительностью и становятся настоящей «собственностью» участников.
Они имеют некоторые характерные черты, которые сопровождают вербальную информацию, дают наблюдателю возможность сделать на много глубже выводы об уровне знаний и умений, способность участников их использовать. Следя за их выступлениями, вслушиваясь в их аргументы, мы воспринимаем не только сказанное, но и то, как сказано: интонацию, темп, мимику, жесты и другие паравербальные и невербальные послания. Именно эти послания становятся своеобразной «приправой», что позволяет оценить настоящий «вкус» языка тех, кто выступает. Свойства этих технологий делают их инструментом оценки очень привлекательными для многих преподавателей. Правда, эти самые свойства порой делают оценки более субъективными, чем они были бы в процессе использования другими методами оценивания (письменные работы).
При использовании этих технологий как инструмента оценивания, прежде всего необходимо придерживаться основных принципов процедуры оценивания: четко определять цель, сформулировать ее, используя конкретные сроки для обозначения условий выполнения и конечного «продукта» выполнения задания. Для этого, прежде всего, надо задать себе вопрос:
Какие знания должны проявить ученики?
В какой форме они будут выражать эти знания?
Сколько позиций должно быть озвучено?
Какие умения должны продемонстрировать ученики?
Сколько времени в распоряжении каждого участника?
Сколько раз сможет высказаться один участник?
Как обеспечить максимальное равенство для всех участников?
Ответы на эти вопросы помогут представить, как будет развиваться такие устные формы оценивания. Если же задача еще недостаточно понятна, продолжайте задавать себе вопрос, пока «конечный продукт» не станет конкретным и не будет отвечать поставленной цели.
Имея четкое представление о том, как будет происходить такие формы оценивания, легко определить критерии оценки. Они должны быть четкими и иметь в своем распоряжении необходимое количество индикаторов, которые позволяют определить степень соответствия полученного результата тому, о чем говорилось в цели. (С.Лысенко)
О недостатках и преимуществах устного опроса мы уже говорили ранее, поэтому имея один час в сутки при преподавании курса экономики, чаще используют письменное контрольное оценивание учеников.
К традиционным формам организации письменной контрольно-оценочной работы учеников принадлежат задачи, и практические работы, задачи, которые можно использовать на основе дифференцированного подхода, как для проверки домашнего задания на уроке и закрепления новых знаний и умений учащихся, так и для самостоятельной работы дома, и формирования самообразовательной и творческой компетентности учащихся.
 
Такие современные интерактивные формы контрольного оценивания как: викторины, кроссворды словокаты, чайнворды, которые можно использовать не только при проверке домашнего задания, но и при закреплении нового материала. Это позволяет учителю не только проверить быстро знания и умения учащихся, но и повысить интерес к предмету, сформировать такие жизненные компетентности учащихся, как саморазвитие и самообразование, социальную, информационную и творческую (Фирсов Е.Г.)
Викторина по экономике
Ответить на вопрос.
1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Чем известен этот экономист?
2. Кого экономисты называют производителями, а кого - потребителями?
3. Как теория полезности объясняет рациональное поведение человека?
4. А. Смит спрашивает: «Почему вода так необходима, что без ее невозможно жить, имеет низкую цену, в то время как у алмазов совсем не нужды, а такая высокая цена?»
5. Все, к чему прикасался легендарный царь Мидас, превращалось в золото. Царь просил богов взять свой дар обратно. Почему? Какую экономическую концепцию иллюстрирует эта легенда?
6. Почему в средние века соль считалась особым товаром? Чем вызван знаменитый «соляной бум» в XVII веке?
7. Почему цены в магазине, торгующем ночью, выше, чем в дневном? Почему тарифы на телефонные переговоры ночью ниже, чем днем?
8. В чем состоит сущность предпринимательской деятельности?
9. Почему банкирские конторы в старину возникали в храмах?
10. В чем состоит экономический суверенитет потребителя?
11. Как называется приведение сегодняшних денег к их будущей ценности?
12. Акционерное общество объявило о выпуске облигаций. Может это обстоятельство сказаться на размере дивидендов по акциям этого акционерного общества?
13. Что понимается под себестоимостью продукции?
14. Что понимается под прибылью предприятия?
15. В чем состоит сущность налогов?
16. Почему работники бюджетной сферы больше теряют от инфляции, чем работники коммерческих предприятий?
17. Чем отличается брокер от дилера?
18. Что такое протекционизм во внешней торговле?
Словокаты1) Выпишите определение.
  1. Выплата пожилым людям и инвалидам.
  2. Предпринимательство.

2) Выпишите определение.
  1. Способ учета движения денег у клиентов банка.
  2. Проточная вода.
  3. Способ сверки материальных ценностей.
  4. Показатель реальной стоимости ценных бумаг.

Чайнворд «Для знатоков»
1. Цена, умноженная на количество продаж.
2. Владелец акции.
3. Доход, полученный владельцем и не связанный с его личной предпринимательской деятельностью.
4. Левая сторона бухгалтерского баланса предприятия.
5. Денежная единица той или иной страны.
6. Вид косвенного налога.
7. Ценная бумага, полученная кредитором при выдаче ссуды под залог.
8. Периодически функционирующий рынок.
9. Временное владение и пользование каким-либо имуществом.
10. Ревизор.
11. Сфера свободного обращения товаров и капиталов.
12. Договор купли-продажи.
13. Предложение, поступающее при проведении торгов.
14. Вывоз без переработки товаров, которые ранее были завезены на территорию страны.
15. Продукция, предназначенная для продажи.
16. Плата за продукцию, произведенную по лицензии.
17. Затраты на производство и реализацию товара.
18. Ввоз в страну товаров иностранного производства.
19. Ставка платежей.
20. Контракт с определенным сроком поставки.
21. Потребность в товарах и услугах.
22. Уменьшение начальной цены товара.
23. Сообщение о переводе денежных сумм, отправке товара.
24. Соглашение с премией.
25. Плата за невыполнение взятого на себя обязательства.
26. Поручительская надпись на векселе.

Кроссворд «Для начинающих»
  Впишите по горизонтали экономические термины.
1. Вывоз товара за рубеж.
2. Система экономических отношений, основанная на частной собственности.
3. Равенство спроса и предложения.
4. Обеспечение потребностей в товарах и услугах.
5. Потребность в товарах и услугах.
6. Бизнесмен.
7. Соревнования на рынке.
8. Деньги, полученные от продажи товара.
9. Учреждение, торгующее деньгами.

Головоломка
  Переставьте прямоугольники с буквами таким образом, чтобы слева по вертикали можно было прочитать русскую поговорку, что начинается на букву «У» и заканчивается на «Г». Если вы правильно выполните условие, то справа прочитаете такую же по содержанию немецкую поговорку.

Е Т
У Д
О Л
Е Л
Р Н
В Г
Г Ь
Д А
Г О
Д У
Н И
Р Н
О О
Е Т
О И
Ж П
О Ж

Тесты - это самая распространенная форма контрольно-оценочной деятельности учащихся, которая применяется в современном школьном и мировом образовании. Вообще все тесты разделяются на три группы:
 
а) тесты, требующие однозначного ответа: да или нет; к примеру:
1. Можно ли установить «правдивые налоги»?
 да; нет
2. Может ли государство обойтись без взимания налогов?
 да; нет
б) тесты, в которых нужно выбрать один верный ответ из нескольких приведенных вариантов; к примеру:
1. Первым термин «Экономия» стал использовать?
а) Аристотель; б) Т. Мэн;
в) Ксенофонт; г) Смит;
в) тесты на соответствие, где нужно подобрать правильный ответ. Задачи этого типа проверяют знание экономических понятий и определений. К понятиям, которые даются в одной колонке, необходимо подобрать верные определения из числа помещенных во второй колонке.
Тест «Человек в мире экономики»
(1) Полезность товара () Ожидаемое наказания или поощрение за определенные поступки
(2) Конкуренция потребителей () Человек или организация, приобретающие товары и услуги для себя, но не для перепродажи
(3) Конкуренция производителей () Российский уран имеет невысокую цену за счет низких затрат при высоком качестве
(4) Стимул () Цена картины Кандинского на аукционе выросла в 2 раза по сравнению со стартовой ценой
(5) Товары () Вещи, сделанные для продажи
(6) Потребитель () Фермер заплатил за необходимые удобрения высокую цену. Через месяц ему предложили купить еще про запас. Он был согласен приобрести эти удобрения только при существенно меньшей цене
(7) Конкурентоспособность () Общепризнанные правила поведения в бизнесе
(8) Деловая этика () Именная акция
(9) Патент () Вслед за фирмой DELL другие производители персональных компьютеров вынуждены были увеличить срок гарантии
(10) Частная собственность () Особый документ, дающий его владельцу исключительное право делать, использовать, получать выгоду и продавать свое изобретение в течение срока действия этого документа
Данные материалы можно использовать как метод организации контрольно-оценочной деятельности учащихся в процессе обучения на уроках экономики.
Литература1. Вилянская Н. День Менеджера. Проект экономико-финансовой игры. «Завуч» 2005, №30
2. Лысенко С. «Оценка дискуссии и обсуждение как инструмент оценивания». «Завуч» 2006, №1.
3. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: Академия развития, 1998.