Педагогические и психологические аспекты организации контрольно-оценочной работы учащихся на уроках экономики


Педагогические и психологические аспекты организации контрольно-оценочной работы учащихся на уроках экономики
Сидоренко Владимир Викторович
учитель географии и экономики ОШ I-III
ступеней село Малоорловка управления
образования администрации города Шахтерска
В современной педагогической науке под педагогическим контролем следует понимать функцию управления учебной деятельностью школьников, которая реализует принцип обратной связи в процессе обучения. К структуре педагогического контроля принято относить учет (фиксирование, сохранение), проверку (выявление, измерение) и оценивание (процесс, результат).Мы рассмотрим лишь практический аспект контроля, а точнее, только одну из его структурных единиц - оценку.
Сейчас главной общественной целью оценки признана компетентность ученика, тогда как дидактическая и психологическая цель (задача) являются совсем другими. Например, для общества важны значение человека, а для формирования личности не меньшее значение имеют чувство социальной ответственности, любви к близким и тому подобное. Они не менее значимы, чем знания терминов и формул, но оценке подлежит только последнее. Дело в том, что балл, полученный за знания, ребенок воспринимает как оценку его личности, что формирует его самооценку. И конечно, поскольку балл объективным лишь одну черту личности, то формирует и искаженную, а не объективную самооценку. У многих учеников из года в год закрепляется представление о несправедливости оценки, уменьшается познавательная мотивация. Конечно единственный метод оценки успеваемости, который бы удовлетворял все инстанции, вряд ли будет найден. В любом случае пока мы пользуемся традиционными и поэтому предлагаем именно их рассмотреть с точки зрения влияния на учебный процесс, личность и наши предложения по нужным изменениям.
Наблюдение и устный опрос как оценивание
Методов педагогического измерения (оценки) существует много. Самые распространенные наблюдения; устная форма проверки знаний (устный опрос), письменная форма (письменные работы), тестирование.
Наблюдение является древнейшим методом оценки и контроля. Его большим преимуществом является то, что оно рассматривает субъект и объект, как в целом, так и в реальном виде. Результативность и точность выводов на основе наблюдения зависит не только от личных качеств и качеств того, кто их выполняет, но и от многих посторонних факторов.
 Устная форма проверки знаний - тоже хорошо известна и распространена как форма чисто педагогических измерений.
Таблица 1
Положительные и отрицательные черты устной формы
проверки знаний (по Рой Л.)
положительные отрицательные
Простота и доступность,
неприхотливость к условиям проведения Низкий уровень надежности
Получение определенного представления о
общем развитии ученика Малая достаточна точность, которую удается существенно повысить заменой традиционной шкалы на 10, 20 или 100-балльную
Чрезмерные затраты времени в больших классах
Недопустимо высокий уровень психологических стрессов
Невозможность апелляций, восстановление и анализа конфликтных моментов
Собеседование как форму оценивания применяют давно, однако только в последнее время оно приобрело существенное значение в форме интервью, которое проводится в письменной или устной формах и применяется после предварительного тестирования как его дополнение. Цель - получить максимальное количество информации о личности. (Лысенко С.)
Таблица 2
Положительные и отрицательные черты устной формы проверки знаний во время собеседования (по Рой Л.)
положительные отрицательные
Возможность получить полное и общее представление об ученике Большие затраты времени
Высокая свобода действий экзаменатора Неудовлетворительная общая объективность
Доступность и демократичность метода Недостаточный уровень надежности
Яркая черта – это субъективизм устной формы оценивания. Исследования показывают - даже на экзаменах разные экзаменаторы одного ученика оценивают по-разному. В связи с этим были выявлены следующие феномены:
- оценка ученика после слабого ответа предшественника - выше его успехов;
- учителя с большим стажем работы ставят ниже баллы, чем молодые учителя;
- быстрый темп ответа создает впечатление большей компетентности и ответ оценивают выше;
- различным ученикам учителя задают вопросы различной сложности;
- нередко учитель поощряет не просто ответ ученика, а только то, Что ожидает услышать.
Среди типичных ошибок учителей можно выделить следующие:
• «гало эффект» - тенденция судить обо всех аспектах поведения человека на основании одной черты. Например, удовольствие от части ответа или работы распространяется на оценку всего ответа или работы;
• «эффект лояльности» - преувеличение положительных черт личности;
• «эффект ореола» - тесный и длительный контакт с учеником приводит к тому, что учитель не замечает изменений в этой личности и строит свое поведение по отношению к нему, исходя из устаревших представлений;
• «ошибки усреднения» - склонность оценивать личность ученика, избегая крайностей,
• «стереотипизация» - фиксация учителями преимущественно тех черт учащихся, которые непосредственно необходимы в процессе обучения, и оказание очень малого внимания к остальным чертам личности. Вследствие узости сферы общения и связанной с ней ограниченностью представлений о человеке оказывается запечатленной только одна часть качеств, ему присущих. А с увеличением стажа работы учителя, количество зафиксированных им различий в психологических качествах детей, с которыми он работает, еще больше уменьшается;
• устойчивые искажения - ошибки как результат стандартов или критериев, которые используют те, кто оценивает;
• эффект Пигмалиона - ожидание учителя относительно результатов труда и поведения ученика, способные повлиять на эти результаты;
• влияние предыдущего опыта - тенденция давать оценки на основании действий, которые предшествовали раньше (хорошо или плохо учится накануне).
На взгляд Рой Л., тщательный анализ стиля опроса и оценки с учетом названных опасностей поможет учителю значительно уменьшить их субъективизм и создать для ученика больший психологический комфорт. А применение профессиональной рефлексии поможет избежать или избавиться от данных опасностей, которые значительно снижают эффективность работы.
Учитывая эти данные, можно рекомендовать проверять устно только знания, связанные с языковым развитием ребенка. Устное оценивание должно значительно уступить письменному, которое, в свою очередь, также требует корректив.
Тестирование и письменный опрос как оценивание
Тестирование (этот термин происходит от английского test - экзамен) - это измерение или оценка природных и приобретенных способностей с целью предсказания поведения или достижений определенного лица в определенных обстоятельствах.
Классические определения тестирования в психологии подчеркивают:
- эмпиричность оценивания;
- определение личных признаков и качеств через использование количественных показателей.
Письменная форма универсальна и применяется во всех случаях, что стало основанием для административных запретов устных экзаменов и замены их письменными работами. Действительно, письменная форма существенно преобладает над устной в смысле объективности.
Поскольку не намного меньшую субъективность, с точки зрения психологии, обнаружено и в оценке письменных работ, то в последние годы чаще применяют так называемый объективный метод оценки - тесты школьной успеваемости. Тем более, что только они имеют такую ​​форму результатов, которая позволяет проводить сопоставление. Напомним, каким требованиям должны отвечать тесты школьной успеваемости с точки зрения тестирования А. Анастази. В первую очередь они отвечать не только содержанию, но и целям обучения; охватывать все основные аспекты темы и в правильной пропорции, в спецификации должны быть указаны задачи (процессы) обучения, относительное значение каждой темы и процесса (относительно этого устанавливают количество задач темы). Кроме того, следует описать процедуру отбора и принципы классификации задач; указать, кто именно составлял их, дату, экспертов, время на выполнение работы и правильные ответы.
Сейчас, к сожалению, состояние тестирования в нашей стране имеет существенные недостатки. По сравнению с западными тестовыми технологиям можно выявить следующие недостатки.
- До сих пор не решена проблема стандартизированных тестов школьной успеваемости (в частности тематических тестов). В мире давно существуют батареи общих достижений и тесты по конкретным учебным предметам. Мы пользуемся не стандартизированы тестами.
- Действующие тесты не соответствуют мировым требованиям, поскольку в них отсутствуют спецификации, они не всегда содержат ответы для учителя. Открытые тестовые задания никогда не содержат приложения с перечнем основных моментов правильного ответа. Следовательно каждый учитель субъективно оценивает ответы учащихся на открытые вопросы. Не указано даже время, предусмотренное на выполнение работы. Доходит до смешного. В типичных ошибках А. Анастази указывает: часто ученику достаточно быть просто внимательным, потому что в вопросе или варианте ответа есть ответ на другой вопрос.
- Не разработаны диагностические тесты, которые выявляют сильные и слабые стороны когнитивных действий индивида в процессе изучения определенного предмета, определенной темы.
Но тесты и письменный опрос имеют не только недостатки, а еще и положительные черты.
К примеру:
Таблица 3
Положительные и отрицательные черты тестовой формы
проверки знаний (по Рой Л.)
положительные отрицательные
Возможность обеспечения стандартизации условий измерения Замена учебников, рассчитанных на устный опрос, новыми, ориентированными на тестовые формы проверки
Незначительные затраты времени Таблица 4
Положительные и отрицательные черты письменной формы проверки знаний (по Рой Л.)
положительные отрицательные
Высокий уровень проверки знаний учащихся Большой расход времени на проверку письменных работ
Доступность, возможность охватить большой контингент Малая точность, которую можно частично повысить только увеличением продолжительности измерения, усилить другие ее недостатки
Возможность проверки уровня проблемного мышления, общей и специфической грамотности Как известно, тесты влияют на мотивацию к знанию своих результатов и обладают определенной движущей силой. Мы лишены этой силы, потому что нет настоящих инструментов контроля знаний! А отсюда мы не знаем, на что в действительности способны наши дети и что на самом деле они усвоили.
Обратимся к тому, каким должно быть оценивание в развивающей парадигме, понимая его не только как оценку, но и как оценочное суждение, педагогическое оценивание и тому подобное.
Основной количественной единицей контроля в современной школе остаются балл (оценки). Оценка - это определение и выражение в условных знаках - баллах, а также в оценочных суждениях педагога о степени усвоения учеником знаний, умений, навыков, установленных программой. От изменения названия с "оценки" на "балл" психологическая нагрузка данного явления не изменилось. К тому же оно осталось публичным. Низкий балл, который знаешь не только ты, но и другие - это оценка, но оценка категоричная и вызывает сопротивление. Давно не вызывает сомнения, то что баллы начального уровня психологически влияют на личность ученика негативно. (Федько А.В.)
Это часто вызывает стресс, способно привести к заболеванию психики ребенка. А выполняют баллы свою дидактическую роль?
Каждый учитель знает: Большинство учеников, преимущественно или постоянно получают низкие баллы, это не побуждает к получению знаний. Максимум, на что направлена активность такого ребенка после получения начального балла – «закрыть рот, чтобы не ругали». Следовательно, низкий балл не мотивирует, то есть не выполняет функцию, на которую мы надеемся.
В советские времена бытовало мнение: переживание учеником неудачу из-за выставления низкого балла не существует или оно уменьшается, если балл обоснованно. Сегодня вряд ли кто-то разделяет это мнение. Мы убеждены, что не существует условий, которые бы кардинально снимали негативное отношение учащихся к низким баллов. Э. Торндайк сказал: «... зависть, ревность и обманы вызывают соревнования в системе оценивания». Оценки и сегодня - источник страха и обмана, то есть психологических деформаций и таких явлений как списывание. (Федько А.В.)
Хотя школьный балл сегодня не несет значимой нагрузки для учащихся школы (ведь от аттестата мало что зависит), процесс оценки остается эмоционально значимым. Как остается эмоционально значимым любое оценивания в жизни человека.
Определение школьной успеваемости ценностью, исследователи считают как одну из причин школьной тревожности. Ее главными источниками исследователи считают давление родителей, благодаря которому оценка, а не знание становится для ученика приоритетом, вызывают противоречия между уровнем притязаний ученика и оценкой своих возможностей, что приводит к формированию конфликтной самооценки. Именно дети с конфликтными самооценками чаще ориентируется на поиски ответа, а не на процесс решения, чаще делают нелепые ошибки, проявляют малую заинтересованность содержанием предмета, ориентированы только на достижение. Причем (и это особенно обидно) среди таких детей много учеников с высокой успеваемостью. Поэтому, рассматривая психологические аспекты оценки, следует учитывать проблему соотношения самооценки и педагогической оценки. Определяя две функции оценки: ориентировочную, что оказывает влияние на интеллектуальную сферу, и стимулирующую, которая влияет на аффективную сферу, заметим, что обе влияют как на самооценку и репутацию ребенка, так и на взаимоотношения и взаимную оценку детей в классе.
Конечно, это не говорит, что надо отказаться от оценки. Хотя бы потому, что исследованиями худшие результаты обучения выявлены у тех детей, которых никак не оценивали. Не стоит забывать и о том, что в реальной жизни результаты труда человека постоянно оценивают. Этот аксиологический момент вплетен в само сознание человека (мы все время все оцениваем), и дети должны быть адаптированы к этому. Мы должны внести некоторые коррективы, посмотреть психологическую экологичность оценивания в сегодняшней школе. (Федько А.В.)
1. Учитывать индивидуально-типологические свойства ребенка. Осуществляя оценивание, учитывать, что на детей со слабой нервной системой хорошо влияет поощрение, а лиц с сильной оно почти не влияет. Что дети со слабым и инертным типом нервной системы реагируют на низкие баллы с заторможенностью, а дети с сильным и подвижным типом - слишком возбужденно. Поэтому необходимо проявлять большую осторожность в доведении низких результатов обучения. У экстравертов эффективность труда увеличивается от похвалы, а у интровертов - через осуждение. Благоприятные условия для воспитания инициативности и самостоятельности возникают тогда, когда к ребенку применяют преимущественно поощрения, то есть при условии положительной обратной связи.
2. Учитывать уровень тревожности ребенка. Следует уменьшить или совсем отказаться от публичного оценивания тревожных учащихся. А общие требования к ним можно применять только после соответствующей коррекционной работы. Тревожным детям учитель может снять напряжение, ставя в начале опроса «вопросы-ледоколы» (легкие) применяя невербальные подкрепления, которые помогут повысить эффективность вербального стимулирования. Не помешает проверить и процедуру выставления оценок. Пока одним из компонентов традиционной урочной системы остается классный журнал, ручка в руках учителя, который склонился над ним, - ежедневный стресс для тревожных учащихся.
3. Не увлекаться одной формой оценивания - предметной, шире использовать понятие «педагогическая оценка». Исходя из большой психологической нагрузки, которое несет оценивание, оно должно стать лишь одним из инструментов педагогического контроля. Для юношей существенными являются оценки их личностных черт, чем оценки знаний. Поэтому педагогическое оценочное суждение часто кажется более эффективным, чем оценка, и следует чаще объяснять ученику, какими положительными чертами его личности обусловлены его успехи, хорошие баллы. Современная психология образования дает такие ее формы и приметы: предметная оценка касается того, что делает или сделал ребенок, но не его личности; персональная - касается субъекта деятельности и оценивает индивидуальные черты ребенка, его старания, умения и т.п., результативная - оценивает конечный результат деятельности; процессуальная - касается процесса, а не результата, того, как был достигнут результат; количественная - объема выполненной работы; качественная - качества, точности, аккуратности выполненной работы.
4. Обращать больше внимания на процессуальный аспект усвоения знаний. Психологическим критериям, по которым можно это оценивать, считают характер использования имеющихся знаний, умений, навыков, овладение средствами учебной работы, обеспечивающих эффективное усвоение знаний, способность самостоятельно контролировать, корректировать и оценивать свои учебные действия и совершенствовать их, осознание важности их применения.
5. Разнообразить способы стимулирования успехов у детей. Ими могут быть внимание, одобрение, признание, поддержка, награда, повышение социальной роли, статуса, престижа. Для этого важно выявление системы индивидуальных подкреплений, которыми пользуются ученики. К сожалению, школа сегодня мало работает в этом направлении, а зря, потому что именно ее средства направлены на создание внутренней мотивации. Лучших результатов, как известно, можно достичь только при условии, если психолого-педагогическая ситуация порождает внутреннюю мотивацию. Ее, в свою очередь, поддерживает внешняя стимуляция. Желательно изучать систему интересов и потребностей ребенка, если педагогическая оценка соотносится с тем, что интересует ребенка превыше всего.
6. Узнавать о психологическом отношении учеников к отдельным приемам контроля и оценки, оптимальной для данного ученика. То есть о индивидуальных психологических особенностях реакции ребенка на оценку. Таким образом увеличится степень удовлетворения, которую получают дети от учебы, и уменьшится негативное эмоциональное сопровождение. Привлекая детей к этому процессу, вы задействуете их самоконтроль, который формируется под влиянием отношения ребенка к предмету и обучения вообще. Не принимайте личного отношения к ребенку, его знания относительно других, его поведение.
7. Активнее использовать различные виды оценки: самооценку, взаимопроверку, оценку командиром группы, коллективное оценивание (группа, класс), программируемую оценку. Конечно, все перечисленные виды оценки той или иной степени субъективны. Но, подбирая виды и формы оценки согласно с индивидуальными особенностями ребенка, вы сможете значительно увеличить его эффективность и уменьшить психологическую нагрузку, которая сопровождает любое оценивание.
8. Учитывайте явление угасания: одинаковые оценки, если их слишком часто использовать, теряют стимулирующую роль. Оптимально, когда оценка на один балл выше или ниже той, которую обычно имеет по данному предмету ребенок. Успех после неудачи, и неудача после успеха, которые заставляют что-то менять в поведении, поддерживают ребенка. Препятствия кажутся непреодолимыми, появляется равнодушие. Поэтому чаще варьируйте, опираясь на использование задач подходящей для данной цели сложности.
9. Сконцентрируйте внимание на диагностических функциях балла (чего и почему не знает ученик). Приучить детей к тому, что значение имеет не столько то, что он получил, сколько почему. Не забывать главную цель контроля и оценки. Она заключается не в выявлении проблем и ошибок, а в выявлении их причин. Такой подход к оценке является психологически комфортным, поскольку основное внимание концентрируется на пользе процесса для данного лица.
10. В доведении до ученика результатов оценки имейте в виду, что педагогическое оценивание значительно влияет на формирование личности ученика. Большинство так называемых не успевающих учеников сформировано именно под влиянием негативного педагогического оценивания. Поскольку оценка влияет на все когнитивные процессы, особенно на память, никогда не следует оценивать личность ученика глобально ( «ты в общем ...»). Поскольку оценка по предмету становится своеобразной оценкой личности ребенка, то первым следует подчеркнуть действия, которые выполнены правильно. Старайтесь каждый низкий балл, заработанный учеником сопровождать таким оценочным суждением, чтобы ученик переживал его как временную неудачу. Для этого важно, чтобы контроль и оценка могли выяснить, почему ребенок ошибался. Только тогда у ученика складывается понятие о преходящем характере неудачи: исправлю ошибку - достигну другого результата. По возможности избегайте публичности в объявлении низких баллов. Поскольку успехи вызывают стремление ребенка к прямой публичной оценки, то с увеличением удач все больше обнародует их.
11. Обратите внимание на то, что успешные ученики, склонны переоценивать результаты своего труда и знаний. Каждый учитель сталкивался с этой проблемой: ученик после ответа неприятно удивлен тем, что его ожидания не совпадают с полученным баллом. Такой ученик ежедневно неоднократно переживает состояние фрустрации. И это не удивительно, потому что эталоны правильности, которыми он пользуется при оценке, довольно примитивны. Это свойство «нетипичных» учеников нужно учитывать при мотивации учителем балла, который получает ребенок, доказывать настоящий эталон. Иначе у ученика закрепится представление о несправедливости учителя. В этой работе вам поможет применение способов самооценки в обучении.
Список использованной литературы
Лысенко С. Оценивание дискуссии и дискуссия как инструмент оценивания. «Завуч» 2006, №1.
Рой Л. Контроль за уровнем учебных достижений учащихся «Директор школы» 2005, №13.
Федько Н. Кому и как мы ставим оценку (балл)? «Завуч» 2006. №1.