Воспитательное мероприятие Сценарий «Брейн-ринга» Знаешь ли ты свои права?

Сценарий «Брейн-ринга»
Знаешь ли ты свои права?
Цель: воспитание правовой культуры.
Задачи: 1. актуализация и углубление знаний по правам человека;
2. формировать умение использовать правовые знания в повседневной жизни;
3. развитие познавательной активности студентов.
Форма проведения: игра-соревнование.
Условия проведения: две группы 2 курса делятся на 4 команды. Задаётся вопрос, на который отвечает команда, первая нашедшая ответ. Если данный ответ неверный, право ответа переходит к другой команде.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов.
Для оценки конкурса создаётся жюри из 3-4 человек.
Оборудование: Конституция РФ, компьютер, мультимедиа.
Ход мероприятия
Вступительное слово: Один испанский анархист требовал: «Отмените все правила уличного движения. Почему я должен поворачивать направо, если мне нужно налево? Это против свободы!».
Итальянский историк и поэт Карло Ботта утверждал: «Общественная свобода есть ничто иное, как пунктуальное соблюдение общественных законов, справедливых и равных для всех».
Какое из этих высказываний вам кажется наиболее правильным и справедливым?
Бывает ли абсолютная свобода у человека в обществе?
Таким образом, закон устанавливает ограничения ради порядка в обществе и защиты прав всех граждан.  «Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».
Сегодня мы попытаемся выяснить, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности.
Конкурс «Разминка»
1.    Международный документ, принятый ООН 10 декабря 1948 года.
2.    Международный документ о правах ребёнка, принятый 20 ноября 1989 года.
3.    Возраст, с которого можно выдвигать кандидатуру на пост Президента РФ.
4.    Название законодательного органа в РФ, парламента.
5.    Название основного закона государства.
6.    Правовая связь человека с государством.
7.    Политический режим, гарантирующий и защищающий права и свободы человека.
Конкурс «Знаете ли вы понятия?»
1.    Какой документ называется декларацией?
2.    Что такое конвенция?
3.    Что такое эмансипация?
4.    Что такое правоспособность и с какого возраста она наступает?
5.    Что такое дееспособность и с какого возраста она наступает?
Конкурс «Соотнесите право и его вид»
1.    Право на жизнь.
2.    Право на участие в управлении делами государства.
3.    Право на неприкосновенность жилища.
4.    Право на отдых.
5.    Право на образование.
6.    Свобода творчества и преподавания.
7.    Право избирать и быть избранным.
8.    Право на труд.
9.    Право на свободу передвижения.
10.                       Право на информацию.
Конкурс «Знаете ли вы свои обязанности?»
Перечислите обязанности гражданина РФ.
Конкурс «Правовой статус ребёнка»
1.    До какого возраста гражданин признаётся ребёнком?
2.    На ком должен лежать основной груз обязанностей в отношении детей по закону?
3.    С какого возраста ребёнок приобретает право на уважение его человеческого достоинства?
4.    С какого возраста ребёнок имеет право участвовать в детских общественных организациях?
5.    С какого возраста ребёнок даёт согласие на изменение своей фамилии (или) имени?
6.    С какого возраста ребёнок имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин?
7.    С какого возраста ребёнок вправе самостоятельно заключать мелкие сделки?
8.    С какого возраста ребёнок имеет право на гражданство?
9.    С какого возраста ребёнок может самостоятельно заключать трудовой договор?
10.                       С какого возраста ребёнок имеет право распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами?
11.                       С какого возраста ребёнок может вносить деньги на своё имя в кредитные учреждения?
12.                       С какого возраста ребёнок становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права?
 
Конкурс «Юридическая консультация»
Определите, нарушены ли права несовершеннолетних.
Ситуация 1.
     15-летняя Маша устроилась в больницу санитаркой. Старшая медсестра потребовала выйти на работу в воскресный день.
Ситуация 2.
     Во время каникул 14-летний Антон решил устроиться на работу – расклеивать объявления. Родители Антона возражают. Они считают, что перед новым учебным годом сын должен отдохнуть.
Ситуация 3.
     Николаю 16 лет. Он  устроился на работу в магазин ночным сторожем.
Ситуация 4.
     17-летний Дима решил найти себе работу на летних каникулах. Он пришёл в офис фирмы для собеседования. Директор фирмы принять Диму на работу отказался, объясняя своё решение тем, что трудоустройство предполагает заключение трудового договора, а договор может быть заключён с лицом, достигшим 18 лет.
Ситуация 5.
     Родители 15-летней Натальи развелись. Суд постановил отдать Наталью на воспитание матери. Мать препятствует дочери общаться с отцом, мотивируя это тем, что тот, по её мнению, не любит дочь.
Конкурс «Заморочки»
Составьте слова из букв.
1.    сикцяонтути              
2.    тизабнноося                
3.     врапа                
4.     рдеякилаца
 
Конкурс «Права сказочных героев»
Определите нарушены ли права героев, либо они нарушали права других, либо не воспользовались своими правами.
1.    «Золотой ключик»
2.    «Колобок»
3.    «Золушка»
4.    «Ну, погоди!»
5.    «Волк и семеро козлят»
6.    «Лягушка-путешественница»
Конкурс «Перевёртыши»
Отгадайте название сказок, подбирая к каждому слову противоположное по значению. Например, тепло – холод; белое – чёрное; маленький – большой.
Определите права героев сказок.
1. Петух одноцветный.
2. Жёлтая шляпка.
3. Серебряный замок.
4. Чистюля.
5. Великанша.
Подведение итогов
Рефлексия
1.    Был ли для вас полезным разговор о правах и обязанностях?
2.    Узнали ли вы что-то новое для себя?
3.     Поменяет ли полученная сегодня информация ваше отношение к своим правам и правам других людей?
Заключение
Сегодня мы не только вспомнили  свои права и обязанностях, но и  увидели значимость этих знаний в повседневной жизни человека. Личность, живущая в демократическом обществе, не только способна и должна отстаивать свои права, но и уважать права других людей. Каждый человек должен понимать, что не бывает прав без обязанностей. 
Итоговая таблица
 
 
 
Название конкурса
 
1команда
2команда
3команда
4команда

Конкурс «Разминка»
 
 
 
 

 
Конкурс «Знаете ли вы понятия?»
 
 
 
 

 
Конкурс«Соотнесите право и его вид»
 
 
 
 

 
Конкурс «Знаете ли вы свои обязанности?»
 
 
 
 

 
Конкурс «Правовой статус ребёнка»
 
 
 
 

 
Конкурс«Юридическая консультация»
 
 
 
 

Конкурс «Заморочки»
 
 
 
 

 
Конкурс «Права сказочных героев»
 
 
 
 

 
Конкурс«Перевёртыши»
 
 
 
 

 
 
 
 
 
Эталон ответов
Конкурс «Разминка»
1.    Всеобщая декларация прав человека
2.    Конвенция о правах ребёнка
3.     С 35-ти лет
4.    Федеральное Собрание
5.    Конституция
6.    Гражданство
7.    Демократический режим
Конкурс «Знаете ли вы понятия?»
1.    Документ, не имеющий обязательной силы (носит рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные принципы.
2.    Международное соглашение по какому- либо специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, которые к нему присоединились.
3.    Признание несовершеннолетнего полностью дееспособным. Наступает с 16 лет.
4.    Возможность лица иметь гражданские права и нести обязанности. Наступает с рождения.
5.    Способность лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать обязанности. Наступает с 18 лет.
Конкурс «Соотнесите право и его вид»
1.    гражданское право
2.    политическое право
3.    гражданское право
4.    социально-экономическое право
5.    социально-экономическое право
6.    культурное право
7.    политическое право
8.    социально-экономическое право
9.    гражданское право
10.                       политическое право
Конкурс «Знаете ли вы свои обязанности?»
1.    Обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ.
2.    Обязанность платить налоги и сборы.
3.    Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
4.    Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.
5.    Обязанность получения детьми основного общего (9 классов) образования.
6.    Обязанность защищать Отечество.
Конкурс «Правовой статус ребёнка»
1.    Лицо, не достигшее возраста18 лет.
2.    Родители имеют равные права и обязанности в отношении ребёнка.
3.    С рождения.
4.    С 8 лет.
5.    С 10 лет.
6.    С 16 лет.
7.    С 6 лет.
8.    С рождения.
9.    С 16 лет.
10.                       С 14 лет.
11.                       С 14 лет.
12.                       С 18 лет.
Конкурс «Юридическая консультация»
Ситуация 1.
Нарушены. Запрещается привлекать несовершеннолетних к работе в выходные и праздничные дни.
Ситуация 2.
Не нарушены.  Трудовой договор с несовершеннолетним, достигшим 14-ти лет, заключается с согласия одного из родителей.
Ситуация 3.
Нарушены. Запрещается привлекать несовершеннолетних к работе в ночное время.
Ситуация 4.
Нарушены. Несовершеннолетний может самостоятельно заключать трудовой договор  с 16 лет.
Ситуация 5.
Нарушены. Родители имеют равные права и обязанности в отношении ребёнка.
Конкурс «Заморочки»
1.    конституция
2.    обязанности
3.    права
4.    декларация
Конкурс «Права сказочных героев»
1.    Буратино не воспользовался своим правом на образование.
2.    Нарушено право Колобка на жизнь.
3.    Нарушено право Золушки на отдых.
4.    Волк курил в общественном месте. Нарушил право окружающих на благоприятную среду.
5.    Нарушено право козлят на неприкосновенность жилища.
6.    Лягушка-путешественница осуществила своё право на свободу передвижения.
Конкурс «Перевёртыши»
1.    Курочка Ряба. Имущественные права.
2.    Красная Шапочка. Право на жизнь.
3.    Золотой ключик. Право на образование.
4.    Золушка. Право на отдых, право на защиту достоинства.

Министерство образования, науки и молодёжи
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Высшего Образования Республики Крым
«Крымский инжинерно - педагогический университет»


ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

БРЕЙН – РИНГ
«Знаешь ли ты свои права?»


Магистранта группы МНО-15
Факультета психологии и педагогического образования
Логунова Мария Евгеньевна


«Утверждаю»
к.пед.н., доцент, зав.кафедрой Анафиева Э.Р.

Оценка: ____________________________________________




Симферополь – 2016

15