Рабочая программа финансовое право


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


РАССМОТРЕН на заседании ПЦК спецдисциплин и дипломного проектирования специальности СиЭАДиА Землеустройство и Технология деревообработки
Протокол № от .2015г.
Председатель _________ О.В. Дурягина
УТВЕРЖДЕНО
приказом № - УД
от . .2015 г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Финансы, денежное обращение и кредит ОП.08. по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
2015 г.
Организация-разработчик: БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж» Разработчик: Боровая Наталия Олеговна, преподаватель БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………… 3 – 10
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…… 11- 30
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………….. 31 – 33
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….. 34 - 40
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Финансы, денежное обращение и кредит»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.05 Земельно-имущественные отношения в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП родственных профессий и специальностей, а также в дополнительном профессиональном образовании (в программах квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке
специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 21.02.05 Земельно-имущественные отношения.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в
схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
- участвовать в анализе показателей, связанных с денежным обращением;
- участвовать в анализе структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность финансов, их функции и роль в экономике;
- принципы финансовой политики и финансового контроля;
- законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;
- основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;
- структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банцели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
- структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
- виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг ;- кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики;
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования российской экономической системы.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ 21.02.05 Земельно-имущественные отношения и овладению общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способ
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ПК 2.2. Определять кадастровую стоимость земель.
ПК 4.1. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации обобъекте оценки и аналогичных объектах.
ПК 4.2. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых под-
ходов и методов оценки.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки – 114 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 76 часа;
Самостоятельной работы – 38 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работыВид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 114
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 76
в том числе: практические занятия 38
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 38
- работа с учебником, составление конспекта
- ознакомление с нормативно-правовыми актами Банка России
работа с бюджетным и налоговым кодексами РФ- работа с федеральными законами «О Центробанке РФ» и «О банках и банковской деятельности» в части функций Центробанка и операций коммерческих банков
- работа в Интернет по ознакомлению с денежно-кредитной политикой РФ
- работа с федеральным законом «О рынке ценных бумаг»
-изучение написание рефератов, составление схем Промежуточная аттестация в виде экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Деньги, денежное обращение и денежная система 30 Тема 1.1.
Сущность и происхождение
денег Содержание учебного материала
1. Понятие денег. Сущность денег. Функции денег: мера стоимости, средство платежа, средства обращения, накопления, мировых денег. Роль денег в экономике страны.
2 .Виды денег: товарные, металлические (полноценные), неразменные. Причины эволюции денег. 4 1
Тема 1.2.
Денежное обращение и денежная система Содержание учебного материала
1 .Понятие денежного обращения. Наличный и безналичный оборот денег. Понятие и показатели денежной массы. Законы денежного обращения. Понятие инфляции.
2.Понятие денежной системы. Элементы денежной системы. Типы денежных систем. Денежная система РФ. Отличительные черты.
3.Понятие денежной реформы. Виды денежных реформ в РФ, причины, последствия. 6 3
1
1
Практические занятия:
Задание на расчет денежных агрегатов и анализ показателей, связанных с денежным обращением, в РФ.
Контрольная работа по разделу 1 14 Самостоятельная работа: ознакомиться с Положением Центробанка России «О безналичных расчетах» № 2-П и Положением «Об организации налично-денежного оборота» № 14-П. 6 Раздел 2. Финансы. 48 Тема 2.1.
Финансы и финансовая система Содержание учебного материала
1 .Понятие финансов. Функции и роль финансов в экономике.
2 Понятие финансовой системы, структура. Финансовая система РФ. 4 1
3
Самостоятельная работа:
1.Изучение финансовой системы РБ. Составление схемы.
2. Написание реферата на тему «Финансовая система РФ и РБ». 4 Тема 2.2.
Финансовая политика и
управление финансами Содержание учебного материала
1 . Финансовая политика государства: понятие финансовой политики, принципы, механизм реализации.
2.Понятие и элементы управления финансами. Органы управления финансами. Управление финансами в РФ. 4 1
3
Самостоятельная работа: работа с учебником по изучению финансового контроля. Составление конспекта. 4 Тема 2.3.
Государственные финансы и
бюджетная система Содержание учебного материала
1.Понятие государственных финансов. Бюджетное устройство, бюджетная система. Принципы функционирования бюджетной системы.
2 .Понятие бюджетного процесса. Стадии.
3. Доходы и расходы бюджетов. Состав доходов и состав расходов бюджетов РФ. Классификация. Структура. Роль налоговых доходов. Понятие дефицита и профицита бюджетов. Источники финансирования дефицита.
4.Понятие внебюджетного фонда. Виды и назначение внебюджетных фондов РФ. Источники формирования. Управление фондами. 8 1
1
3
1
Практические занятия: анализ структуры бюджета РФ и РБ 8 Самостоятельная работа: работа с бюджетным кодексом РФ по изучению классификации доходов и расходов бюджетов; - работа с налоговым кодексом РФ по ознакомлению с видами федеральных, региональных и местных налогов. 4 Тема 2.4.
Финансы организаций и домашних хозяйств Содержание учебного материала
1 .Понятие финансов коммерческих, некоммерческих организаций и финансовых посредников.
Фонды денежных средств предприятий, формирование, использование.
2 .Понятие финансов домохозяйств. Доходы, расходы домашнего хозяйства 4 1
3
Практическое занятие: Контрольная работа по разделу 2 4 Самостоятельная работа: работа с учебником по изучению финансов домохозяйств. 4 Раздел 3.
Кредит, кредитная система,
рынок ценных бумаг 36 Тема 3.1.
Кредитная система, кредитный рынок Содержание учебного материала
1 .Понятие кредита, необходимость, функции. Понятие кредитной системы. Звенья кредитной системы РФ. Отличительные особенности. Значение кредитного рынка в условиях рыночной экономики.
2.Структура банковской системы РФ: кредитные организации и небанковские кредитные организации. Кредитные организации: Центробанк РФ и коммерческие банки. Цели деятельности, функции. Классификация банковских операций. Денежно-кредитная политика РФ. 4 1
3
Самостоятельная работа:
Работа с федеральными законами «О Центробанке РФ» и «О банках и банковской деятельности» в части функций Центробанка и операций коммерческих банков.
Ознакомление через Интернет с денежно-кредитной политикой РФ. 10 Тема 3.2.
Рынок ценных бумаг Содержание учебного материала
1.Понятие рынка ценных бумаг. Значение. Профессиональные участники рынка. Характер деятельности и функции участников рынка ценных бумаг Виды и классификация ценных бумаг.
2 .Виды и классификация ценных бумаг .Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. 4 3
2
Практические занятия:
Составление сравнительной характеристики различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
Контрольная работа по разделу 3 12 Самостоятельная работа: работа с федеральным законом «О рынке ценных бумаг» - изучение. 6 ИТОГО: 114 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Финансы, денежное обращение и кредит».
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебной мебели,
- классная доска,
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
3.2 Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники:
Нормативно - правовые акты
1. Гражданский кодекс РФ
2. Бюджетный кодекс РФ
3. Налоговый кодекс РФ
4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. №17-ФЗ
5. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 48 - ФЗ
6. Федеральный закон «О Центральном банке России» от 10.07.2002 г. № 86 – ФЗ
7. Федеральные законы о федеральном бюджете РФ
8. Центробанк РФ, Положение «О безналичных расчетах в РФ» от 12.04.2001 г №2-П
9.Центробанк РФ, Положение «О правилах организации налично-денежного обращения» от 05.01.1998 г. № 14-П
Учебники и учебные пособия
1.Фридман, А. М. Финансы организации (предприятия) [Электронный ресурс]: учебник / А. М. Фридман. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 488 с. - 978-5-394-02158-9.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229287
Родионов, И. И. Предпринимательские финансы [Электронный ресурс] / И. И. Родионов, А. С. Семенов. - СПб: Алетейя, 2013. - 384 с. - 978-5-91419-904-0.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221428
Гоманова, Т. К. Основы финансового менеджмента [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. К. Гоманова, Н. А. Толкачева. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 188 с. - 978-5-4458-4176-0. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220254
Г 15 Галанов В.А.Финансы,денежное обращение и кредит : Учебник. - 2-е изд. - М. : ФОРУМ:ИНФРА-М, 2014. - 416 с. - (Профессиональное образование).
Г 15 Галанов В.А.Финансы,денежное обращение и кредит : Учебник. - 2-е изд. - М. : ФОРУМ:ИНФРА-М, 2014. - 416 с. - (Профессиональное образование).
Чернецов С.А.Финансы,денежное обращение и кредит : Учебное пособие. - М. : Магистр, 2013. - 528 с.
Дополнительные источники:
1. Брусов П.Н. Финансовая математика: учебное пособие.-М.:Кнорус, 2013
2. Барткова Н.Н., Крупина Н.Н. Амортизационная политика: формирование и анализ: монография.-М.: Инфра-М, 2012 http://www.infra-m.ru.
3. Ковалев С.В. Экономическая математика: учебное пособие.-М.: Кнорус, 2013
4. Гончаренко В.М., Попова В.Ю Методы оптимальных решений в экономике и финансах: учебник .-М.: Кнорус, 2013 http://www.knorus.ru
5. Финансы/под ред. Дробозиной.-М.: Академия, 2010
6. Финансы / под ред. А.М.Ковалевой.-М.:Финансы и статистика, 2011
7. Балабанов А.И. Финансы.-СПб: Питер, 2010
8. Борискин А.В. Деньги, кредит, банки: учебное пособие.-СПб:Питер, 2011
9. Деньги, кредит, банки /под ред. Жукова Е.Ф..-М.: Юнити, 2010
10. Свиридова О.Ю. деньги, кредит, банки-Ростов н/Д: Феникс, 2011
Полнотекстовые базы данных
1. Научная электронная библиотека (НЭБ).
2. East View Information Services - Полнотекстовые электронные базы данных компании.
3. «IQ Library» - Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий.
4. BOOK.ru - Электронно-библиотечная система.
5. системаznanium.com - Электронно-библиотечная издательства «ИНФРА-М».
Интернет-ресурсы
1. www.akdi.ru - консультации по вопросам налогообложения.
2. www.newbook.ru - книжный дом.
3. www.nalog.ru - публикации.
4. СПС Консультант Плюс
5. http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека онлайн
6. www.cbr.ru (Сайт Банка России).
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Образовательное учреждение, реализует подготовку по учебной дисциплине ОП.08. «Финансы, денежное обращение и кредит» обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений- демонстрируемых обучающимися знаний, умений.
Текущий контроль проводиться преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Обучение учебной дисциплине ОП.08. «Финансы, денежное обращение и кредит» завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена. Формы и методы промежуточной аттестации и с контроля по учебной дисциплине ОП.08. «Финансы, денежное обращение и кредит» доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением создаётся фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 Отлично
80 ÷ 89 4 Хорошо
70 ÷ 79 3 Удовлетворительно
менее 70 2 Неудовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания) Формы и методы контроля результатов обучения.
Освоенные умения: - оперировать кредитно- финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
- участвовать в анализе показателей, связанных с денежным обращением;
- участвовать в анализе структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска - практические работы;
-контрольная работа
Усвоенные знания: - сущность финансов, их функции и роль в экономике;
- принципы финансовой политики и финансового контроля;
- законы денежного обращения, сущность, виды и функции Денег;
- основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;
- структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;
- особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования российской экономической системы - Устный и письменный опрос;
- контрольная работа