Конспект урока по математике на тему Площадь фигуры. Квадратный сантиметр. (3 класс)


Урок математики в 3-м классе
"Площадь фигуры. Квадратный сантиметр"
Цели:
ознакомить детей с площадью фигуры и способами сравнения площадей;
вывести правило вычисления площади прямоугольника квадратнымсантиметром как единицей площади; научить пользоваться этой единицей
измерения, совершенствовать вычислительные навыки, приучать каккуратности при выполнении чертежей.
Оборудование:
для учителя: экран, компьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией
на столах у учащихся: вырезанные из бумаги треугольник и круг (круг больше треугольника), фигуры В и С слайда № 6, квадрат со стороной 1 см, листы в клеточку и конверты для каждого ученика.
Оформление доски: записана дата, "Классная работа", пример для устного счета, обозначенного в плане - конспекте *.
Ход урока
I. Организация класса
- Здравствуйте, ребята!
- Все готовы к уроку?
II. Актуализация знаний.
-Начинаем нашу работу с гимнастики ума - устного счета.
Слайд № 2.
Вычисли:
70 - 24 78 - 14 56 : 7
96 - 20 92 - 15 36 : 6
75 + 5 25 + 25 24 : 24
80 + 13 32 : 4 7 х 9
Слайд № 3. Вычисли
Задача. Чему равен периметр прямоугольника со стороной 3 см и 4 см.?
Ответ ученика. (Периметр равен 12 см.)
III. Самоопределение к деятельности.
(Слайд 4)
(Учитель показывает фигуры, учащиеся объясняют, каким . л особом удобнее сравнить их по площади.)

(На глаз. Сразу видно, что первая фигура меньше, чем вторая.)
(На глаз или наложением.)

(Посчитать треугольники, из которых состоит каждая фигура, и сравнить их количество.)
(У учащихся разные по размеру и форме мерки: первый ряд — прямоугольные, второй ряд — треугольные, третий ряд — квадратные.)
Я заказчик и прошу привезти мне картон размером 5 единиц — мерок. Покажите, сколько картона вы мне привезете.
(Учащиеся на листе бумаги составляют фигуру, в которой 5 мерок.)
Почему у вас получились разные размеры картона, ведь все приготовили картон площадью 5 мерок? (Мерки разные.)
Что может произойти в жизни, если у каждого будут свои мерки? (Ответы детей.)
Сформулируйте тему и задачи урока. (На сегодняшнем уроке мы узнаем, как можно сравнивать фигуры, что такое площадь и как измеряется площадь различных фигур.)
IV. Работа по теме урока.
(Слайд № 5) -Даны два прямоугольника. Сосчитайте, чему равны площади прямоугольников.
Дети считают клеточки в каждом прямоугольнике, называют полученные данные.
-У нас один и тот же прямоугольник. С одной стороны на нем поместилось 8 клеточек, с другой - 12. Но 8 неравно 12. Значит, площади не равны. Как же так? Ведь это один и тот же прямоугольник. Подумайте, почему так получилось?
Предполагаемый ответ ученика. Разные квадратики, разные единицы измерения.
- Правильно. Прямоугольник сначала разбили на маленькие квадратики, а потом - на квадратики большего размера. Давайте введем единицу измерения площади. Договоримся, как и ученые, называть квадрат, сторона которого 1 см , квадратным сантиметром . 1 см2
V. Работа по учебнику
Прочитайте теоретический материал на с. 58.
Что такое квадратный сантиметр? (Квадрат со стороной 1 см.)
Квадратный сантиметр обозначают так: 1 см2. Точку после сокращения не ставят.
№ 1 (с. 58).
Сколько квадратных сантиметров в каждой фигуре?
Площадь какой фигуры больше и почему?
Сделайте вывод: какая фигура будет больше? (Та, в которой больше одинаковых мерок.)
№2,3 (с. 58).
(Устное выполнение по цепочке.)
Физкультминутка. (Слайд №6)
Раз — подняться, потянуться,
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.
VI. Практическая работа. (Слайд 7)
-Начертите прямоугольник со сторонами 4 см и 2 см. Какие свойства прямоугольника вы знаете?
Дети называют известные им свойства прямоугольника.
-Чтобы площадь прямоугольника
Уметь вычислять,
Надо важное правило знать.
Это правило мы попробуем вывести сами. Площадь обозначается буквой S. В каких единицах измеряется площадь?
Предполагаемый ответ ученика. В квадратных сантиметрах.
-Разделите прямоугольник на квадраты со стороной 1 см. Сколько полос в прямоугольнике? Сколько всего квадратов?
Учащиеся делают вывод.
-Не обязательно прямоугольник разбивать на квадраты, можно измерить ширину и длину. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.
S = a * b-Что нужно знать, чтобы найти площадь прямоугольника?
Предполагаемый ответ ученика. Длину и ширину.
-Выполним задания. Вычислить периметр и площадь фигуры. (4+2) *2 = 16 (см)
4 x2 = 8 (см 2 )Игра "Отправь письмо" (самостоятельная работа в парах). Учитель читает задания, учащиеся выполняют на листах. Листы с выполненными заданиями вкладывают в конверт. Конверт отправляют учителю.
-Начерти прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см. Определите, чему равна его площадь.
-Начертите два квадрата. Сторона одного квадрата равна 3 см, другого - 4 см. На сколько квадратных см площадь одного меньше площади другого?
-Начертите три различных прямоугольника. Но учтите, что площадь каждого из них должна равняться 12 см2.
-Вложите листы с выполненными заданиями в конверты. На следующем уроке определим, чья пара лучше справилась с заданием.
Гимнастика для глаз (Слайд №8)
IV. Закрепление
Выполнение заданий в рабочей тетради
№98, 99 (с.39), 100 (с.40).
VII. Рефлексия.
(«Проверь себя» (учебник с.59). Устное выполнение.
- Сколько квадратных сантиметров в первой фигуре? (4 см2)
- Сколько квадратных сантиметров во второй фигуре? (8 см2)
- На сколько квадратных сантиметров первая фигура меньше, чем вторая? (На 4 см2)
- Во сколько раз вторая фигура больше первой? (В 2 раза.)
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему научились?
- Как можно сравнить площади фигур?
- В каких единицах измеряется площадь?
- Как обозначается площадь?
- Что сегодня на уроке показалось вам непонятным?
- За что вы можете себя похвалить?
Домашнее задание
Учебник: с.59 №6, 8
Урок окончен.